Конспект урока, проведенный в 4 «А» классе.
Учитель начальных классов С.В. Орехова
Тема: «СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ. «ВЕК», «ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ».
КОД 2.3.1.
КЭС- счет лет в истории
КОД метапредметного результата - 6.2 (ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную информацию).
Прием развития читательской компетенции: изучающее чтение текстов.
Цели: ознакомить с понятием «Век», « Тысячелетие», «Летосчисление».
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Определять век, тысячелетие , в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события по году.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные ( знать, уметь)
Знать понятия о веке (столетии) и тысячелетии, «лента времени».
Уметь соотносить год с веком, тысячелетием.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. – соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково – символические средства (модели, схемы) для решения задач.
Р. – различать способ и результат действия.
К. – формулировать свои затруднения, задавать вопросы, слушать собеседника.
Личностные результаты
Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно – познавательные мотивы.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Основные понятия и определения
Век. Тысячелетие. Летосчисление.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
А сейчас, ребята, вспомните, с какими понятиями вы познакомились на предыдущем уроке. (ответы детей…..)
История
Летопись
Архив
Исторические события
Молодцы, вы отлично справились….
II. Актуализация знаний
- Ребята! Как мы говорим о событиях, которые произошли недавно? (ответы детей, если возникли затруднения, спросить «Когда ты родился?...)
- Слова «год», «месяц» нам привычны и знакомы. А как же сказать о событиях, которые случились сотни и тысячи лет назад……
- В таких случаях нам на помощь приходят слова «Век», «Тысячелетие»….
- Откройте учебник на стр.36. Найдите определение этих слов. Прочитайте…
- Ребята, какими цифрами мы обозначаем год? (ответы детей)
- А Век мы обозначаем с помощью римских цифр. А римские цифры мы знаем из уроков математики.
Перед вами таблички с арабской и римской нумерацией.
Заполните недостающие пропуски. Сверим с учебником.
-Молодцы!
(на доске предложение - Крещение Руси произошло в 988 году.)
- Событие произошло в каком году? (ответы детей)
-А какой это ВЕК ? Ведь о событиях, случившихся давно используют слова «Век» «Тысячелетие». Какой это век? Возникло затруднение…..Итак, у нас возник вопрос! Как определить «Век» и «Тысячелетие»….
III. Работа по теме урока.
- Тема нашего урока «Счет лет в истории»-А цель, сформулируйте сами (чему мы будем учится?) Учится определять ВЕК, ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.
Мы будем работать по плану
План урока (НА ДОСКЕ)
1.Алгоритм определения века.
2.Знакомство с лентой времени
3.Практическое задание с «лентой времени»
4.Самостоятельная проверка знаний.
Приступаем к работе.
1.Учимся определять Век, тысячелетие.
Вернемся к предложению, которое записано на доске…
Для определения века существует АЛГОРИТМ! Действуем по алгоритму:
1 шаг
Справа на лево закрываем 2 цифры.
2 шаг
Видим, какое число осталось и называем следующее число….Следующее число 1. Значит такой и век! Значит Крещение Руси произошло в I веке.
Если мы видим 300 г,400г, 1900 г., т.е., где последние цифры нули, То ВЕК будет то число, которое осталось.
А теперь подумайте сколько цифр нужно закрыть, чтобы определить Какое это тысячелетие. (Рассуждения детей) Правильно ! Закрываем 3 цифры.. остается ничего,т.е.0 называем следующее число. 1.Значит это 1 тысячелетие.
IV. Физкультминутка. (Перекрестные движения «Ухо,нос»), глазодвигательная гимнастика.
V.Закрепление изученного материала
2.Откройте учебник на стр.38. Что вы видите вверху страницы? (ответы детей)..Это лента времени.
Вы знаете, что ВЕК=100 год. Значит I ВЕК длился 100 лет. И закончился в 100 году. II ВЕК начался в 101 году и закончился в 200 году
Счет времени на этой ленте идет от 1 года до 2100.
Практическая работа
Самостоятельное применение знаний
У вас на парте карточки с текстом. Ваша задача: Внимательно прочитайте текст. Подчеркните карандашом информацию, которая записана в числах, Определите ВЕК подпишите ответ сверху
1 ряд-готовы?
2 ряд?
3 ряд?
Итак…Давайте проверим, как вы справились с данным заданием…
Ответы по рядам.
Проверяем! Все слушаем внимательно! Назови тему текста. Какие числа вы подчеркнули…Какой Век у вас получился? Как ты посчитал, объясни..
Очень Хорошо!!!!.
Следующее интересное задание.
На карточках у вас задание…
Соотнесите стрелкой год и век, которые соответствуют друг другу.
Проверим себя. Ответы на доске.
Молодцы!
С практическим заданием мы справились!!!!Вы Очень хорошо поработали
Рефлексия
4.Самостоятельная проверка знаний.
А сейчас ,ребята, проверим свои знания.
Самостоятельное выполнение задания
Давайте вспомним,какая была цель урока?
-Научится определять ВЕК, Тычячелетие по году…….
Хототе поработать самостоятельно?
Я предлагаю выполнить небольшой ТЕСТ и проверить свои новые знания?
Проверочная работа
1.Выбери правильный ответ. Подчеркни ответ.
ВЕК | А) 100 лет |
Б) 10 000 лет |
В) 1 000 лет |
ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ | А) 10 000 лет |
Б) 100 лет |
В) 1 000 лет |
2.Определи по году ВЕК. Заполни пустой столбик.
ГОДЫ | ВЕК |
60 г | |
168 г | |
1612 г | |
2018 г | |
(1РЯД) 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
В 1872 году Лев Николаевич создал «Азбуку», в которой были тексты для чтения и задания по арифметике.
Современные дети с удовольствием читают рассказы, сказки, басни, созданные нашим великим земляком.
(2 РЯД) В 1380 году русское войско под предводительством князя Дмитрия Донского разгромило монголо-татарское войско. Сражение произошло на Куликовом поле. Победа вселила уверенность людям в возможности избавится от власти Золотой Орды.
А в 1480 году на реке Угре состоялась битва, после которой Русь окончательно освободилась от власти монголо-татарского ига.
(3РЯД) 12 апреля 1961 года мир был потрясен сообщением о том, что Советский Союз совершил первый полёт в космос. Был выведен на орбиту вокруг Земли первый в истории космический корабль «Восток» с человеком на борту, пилотируемый Юрием Алескеевичем Гагариным. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Полет Юрия Гагарина доказал, что человек может жить и работать в космосе. Так появилась на Земле новая профессия — космонавт.
Задания для домашней работы
Узнай по году век: 1242 год — Ледовое побоище; 1380 год — Куликовская битва.
Найди в энциклопедии даты жизни известных тебе великих людей. По этим датам определи век (века).
«век», «тысячелетие», «летосчисление», «наша эра», «до нашей эры»?
Задание № 2. Соотнеси стрелкой дату и век.
Историческая дата (года) | Век |
1147 | XX |
1941 | XII |
988 | XVII |
1703 | x |