Организационно-мотивационный момент | 3 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Чудесный день! И настроение чудесное - подстать. Так разрешите мне урок с улыбочки начать. Рефлексия на эмоциональное состояние, хорошее настроение – рука большим пальцем поднята вверх, плохое настроение – рука большим пальцем вниз. | Слушают и обсуждают тему урока (записывают в тетрадь), обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа | Учитель предлагает обучающимся поглядеть на часы и подумать над высказываниями «время идёт», «время пролетело» и т.п. Организует беседу по вопросам: «Что вы знаете о времени?; Что это за понятие? Можете ли объяснить? Как вы думаете, время движется? Время идет? Или часы идут, а время стоит? Как мы считаем время? и т.п. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение Происходит формулирование задания и проблемы урока | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | Беседа Записи основных положений в тетради Работа с учебником | Учитель. При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое – позже, на сколько лет позже. Скажите, каким образом считают большие отрезки времени ? ( годами, сто лет составляют столетие, или век, а десять веков – тысячелетие). События истории Древнего мира происходили много веков (и даже тысячелетий) тому назад. Представления о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже пять тысяч лет назад было главным занятием. Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие – основание города, большое наводнение, война с соседями. Учитель предлагает обучающимся изобразить схематично движение времени ( одним или несколькими символами, черточками, волнистыми, прямыми, линиями как угодно) Задача учителя из всех вариантов выбрать наиболее приближенный к Ленте времени и акцентировать на нём внимание обучающихся, познакомить ребят с Лентой времени (её изображение на интерактивной доске) Объясните, какое значение для жизни человека играет летоисчисление? В истории важно знать, когда произошло то или иное событие, чтобы правильно понять его значение в череде последующих событий. Прочитайте п. параграфа 2 и ответьте на вопросы: - предположите, какие трудности могли возникнуть у людей из-за разницы в счете лет. - предположите, почему время в древности начали отсчитывать по временам года. | Составляют схемы и записывают ее на доске. От каждой группы желающие у доски производят анализ своих схем. | 1. Фронтальная работа 2. Индивидуальная работа. 3. Работа в группах. 4. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о летоисчислении. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Письменные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные и устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 8 | Учитель заранее готовит материал к этому этапу урока. Задачи на летоисчисление должны лежать на партах в печатном варианте. (см. приложение) | Учитель организует работу с обучающимися, предлагает решить по одной задаче на летоисчисление. Задачи заранее распечатаны и розданы | Работа в парах – решение задач | Работа в парах (или индивидуально). | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: учебное сотрудничество друг с другом при работе в малых группах. | Письменые ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Что нового узнали на уроке? - На основании чего было построено новое знание? - Для чего оно используется? - Пригодится ли новое знание в жизни? В учебе? - Как оцениваете свою работу на уроке? Есть ли к себе замечания? Пожелания? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, подводят итоги , дают оценку своей деятельности, практической значимости нового знания. Учатся критически относиться к ситуации и к себе | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |