Дополнительные упражнения
Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А)
1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.
Б)
1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.
2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.
3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.
4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.
Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.
что?
Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).
1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?
2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.
3. (Кому много дано), с того много и спросится.
4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.
5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).
6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).
Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.
1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.
2. Едва мы встали утром я вышел к морю.
3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.
4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.
5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.
6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.
Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.
1. Я не сразу сообразил, что произошло.
2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.
3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.
4. Кто много читает, тот много и знает.
5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.
6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.
7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.
8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.
9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.
10. Чего я жду, не знаю сам.
Упражнение 5. Союз или союзное слово?
Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.
Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.
1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.
2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.
3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.
4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.
5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.
6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.
7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.
8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.
Упражнение 6. Союз или союзное слово?
1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.
2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.
3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.
4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.
5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.
Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения.
1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.
2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.
3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.
4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец.
5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном.
Упражнение 8. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.
1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.
Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.
1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.
В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.
1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.
2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.
3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.
4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.
5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.
Упражнение 9. Определите главное и придаточное предложения, поставьте вопрос, выделите средства связи, определите синтаксическую роль союзных слов. Составьте схемы предложений 1, 5, 8.
1.Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни. 2.Наша попутчица была из дальнего глубинного села, где еще сохранился обычай по торжественным случаям подвязывать белый фартук. 3.Была светлая ночь, когда солнце за нами подглядывает. 4.Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. 5.От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. 6.Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзины. 7. В доме у доктора всё светилось такой удивительной чистотой, какая бывает только в домах северян. 8. Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.
Упражнение 10. Обозначьте в главной части определяемое слово, в придаточной – средство связи. Чем они выражены. Составьте схемы предложений. Сделайте вывод: где находится придаточная часть по отношению к главному?
Пример: Не всё (мест.) золото, что (с.сл.) блестит. [всё …], (с. сл. что…).
Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот, кто скис в тридцать.
Каков сад, таковы и яблоки.
Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет.
Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.
Тот, кто спорит, ссылаясь на авторитет, применяет не свой ум, а скорее память (Леонардо да Винчи).
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).
Упражнение 11. Выделите главное и придаточное предложения, поставьте вопрос, определите средство связи, постройте схемы предложений 1, 3, 7.
1.Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве. 2. Приближение вечера тем и прекрасно, что придает густоту краскам и необычайную легкость воздушным пространствам. 3. Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. 4. Отец осторожно прошел в детскую, просмотрел, спят ли мальчики. 5. Обращаясь к Андрею, полковник рассказал, какое значение для них имеет новый прибор. 6. Все усилия художника должны быть направлены на то, чтобы быть понятным всем. 7. Я сказал, что пошутил, и, найдя свою постель, юркнул с головой под одеяло.
Упражнение 12
Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.
1. Голос ее тосклив. _________
2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________
3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________
4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________
5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________
6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________
7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________
8. То же самое поняли и горожане. __________
9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________
10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________
Упражнение 13
Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.
1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.
2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.
3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.
4. Мы не спросили, чего он боится.
5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.
6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.
7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.
8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.
9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.
10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.
11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.
12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.