СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Scrum - технология при изучении темы "Сложноподчиненное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Scrum помогает организовать командную работу на уроках. Для успешнй реализации требуется предварительная подготовка всех необходимых материалов. Это мой первый опыт на примере изучения темы "Сложноподчиненное предложение"в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Анкета»

Анкета

Оцени свои умения:

+ - умею

V - не очень хорошо умею/ не всегда справляюсь/ частично справляюсь/

? - не уверен(а), что могу себя оценить

- - не умею

Я умею:

Утверждение

Отметка об умении

Примечание

1

извлекать необходимую информацию из текста, из видеоурока



2

анализировать предложения и обобщать информацию, делать вывод



3

оформлять полученную информацию в таблицу, схему



4

готовить устный рассказ о придаточных предложениях





Просмотр содержимого документа
«Вопросы к видео»

Вопросы к видео №1,2 https://www.youtube.com/watch?v=o3Gq-O86bEg

https://www.youtube.com/watch?v=ui7lZRSnUZw



1.Какое предложение называется сложноподчиненным (СПП)?

2.Как называются части СПП? Как они обозначаются на схеме?

3.Где может находиться придаточная часть по отношению к главному?

4.Что является средством связи между главным и придаточным предложением?

5.В какой части: главной или придаточной – находится средство связи?

6.Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчиненного?

7.Можно ли начинать предложение со слова потому что?

8.Может ли быть несколько придаточных предложений в одном СПП?

9.Как образуется переходный тип сложного предложения?

10.Какие знаки препинания ставятся в СПП?

Вопросы к видео № 3 (союзы и союзные слова)

https://www.youtube.com/watch?v=3NB06ENRs-M


1.Какие группы подчинительных союзов используются в СПП? Приведите примеры.

2.Какие части речи играют роль союзных слов? Приведите примеры.

3.Чем отличается союз от союзного слова? (составьте сравнительную таблицу)

4.Какие слова могут быть и союзами, и союзными словами? При каких условиях? (таблица)

Вопросы к видео № 4 (придаточные определительные)

https://www.youtube.com/watch?v=I3oerOZlVg0



1.С какими второстепенными членами предложения можно сравнить придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные?

2.Чем характеризуются придаточные определительные (дополните план в таблице)?

3.Что выражают придаточные определительные?

4.Где может находиться слово который по отношению к определяемому слову?

5.Какую грамматическую ошибку можно допустить, формулируя предложение с придаточным определительным?

6.Где может находиться придаточная часть определительного предложения по отношению к главному?

7.Что такое местоименно-определительные предложения?

Вопросы к видео № 5 (придаточные изъяснительные)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=g83GZdqf-Nk



Восполните недостающую информацию по придаточным изъяснительным. Дополните таблицу.

Вопросы к видео № 6 (придаточные времени)

https://www.youtube.com/watch?v=5WkBjdEm22w



1.Дополните таблицу

2.Какие отношения показывают придаточные временные?

3.Что такое «ПЕРЕВЁРНУТЫЕ» отношения между частями СПП?

Вопросы к видео № 7 (придаточные уступки)

https://www.youtube.com/watch?v=dhRWnAV8Pj0



  1. Дополни таблицу.

  2. Чем отличается употребление союзного слова ЧТО БЫ НИ от союза ЧТОБЫ?



Вопросы к видео № 8 (придаточные условия, причины, цели)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=Y1aHUc9yGf8



1.Дополни таблицу с придаточными условия.

2.Дополни таблицу с придаточными причины.

3.Дополни таблицу с придаточными цели.

4. Как не спутать схожие синтаксические конструкции с союзом ЧТОБЫ?

Вопросы к видео № 9 (придаточные следствия)

https://www.youtube.com/watch?v=ELp7hnVYv58

1.Дополнить таблицу

Вопросы к видео № 10 (придаточные образа действия и степени)

https://www.youtube.com/watch?v=84_dt_3PDVU

1.Дополни таблицу с придаточными образа действия

2.Дополни таблицу с придаточными степени

3.Что общего между этими придаточными предложениями.

4.В чем особенность однозначности и двузначности придаточных предложений?

Вопросы к видео № 11 (СПП с несколькими придаточными)


https://www.youtube.com/watch?v=K2iee1BXQK4



1.Как сформулировать развернутое высказывание?

2.Как сделать высказывание более развернутым?

3.Какие группы многочленных предложений существуют?

4.Что общего между однородным и неоднородным подчинением? Как по-другому называют данный вид подчинения?

5.Могут ли в одном предложении сочетаться разные виды подчинительной связи (например, однородное и последовательное)?

6.Составить схему (таблицу) СПП с несколькими придаточными (подсказка в конце видео).



Вопросы к видео № 12 (ошибки при составлении СПП)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=pMXf9W8hyrI



1.Составьте таблицу ошибок

Ошибка

Пример предложения с ошибкой /исправленный пример









Просмотр содержимого документа
«Дополнительные упражнения»

Дополнительные упражнения

Упражнение 1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А)

1. Я собралась встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.

2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.

3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.

4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

Б)

1. Ветер стих, ночные поднебесные страсти улеглись, сквозь тучи пробивался солнечный свет.

2. Он вспомнил ночное событие, но вспомнил без страха, как нечто произошедшее в свой черед.

3. В прежние годы у обрывистого края оврага, где вырос микрорайон, соорудили спортивный трамплин.

4. Она открыла дверь и, пройдя мимо, вошла во вторую комнату.

Упражнение 2. Поставьте вопрос к придаточному предложению.

что?

Образец: Слышу, (за стеной как будто песню поют).

1. А позвольте спросить, (с кем имею честь говорить)?

2. (Едва небо успело тронуться бледным предвестием зари), он уже разбудил меня.

3. (Кому много дано), с того много и спросится.

4. (Лишь только он затих), якут схватил меня за руки и потащил вверх.

5. Мы хотели понять (как он дошел до этого).

6. Не знаю, (зачтут ли мне этот год).

Упражнение 3. В каждом предложении найдите главную и придаточную части. Подчеркните в них главные члены. Расставьте знаки препинания.

1. Мать начала сомневаться не вредно ли будет мне это чтение.

2. Едва мы встали утром я вышел к морю.

3. Но вот почувствовала она как кто-то берет ее за руку.

4. Сколько они ни принесли апельсинов мы все купили.

5. Ему почудилось будто блеснуло в замке узенькое окошко.

6. По мере того как бричка приближалась к крыльцу глаза его делались веселее.

Упражнение 4. Укажите, в каком(их) предложении(ях) неправильно выделена придаточная часть.

1. Я не сразу сообразил, что произошло.

2. Смогу ли я тебе помочь – не знаю.

3. Что он говорит, не слышно за дальностью расстояния.

4. Кто много читает, тот много и знает.

5. Ручей, вдоль которого они продвигались, принимал в себя все новые родники.

6. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

7. Хозяйка спросила, действительно ли мы уезжаем.

8. Не дождавшись, пока отопрут, он перемахнул через забор.

9. Когда она возвращалась домой, то думала о предстоящем разговоре.

10. Чего я жду, не знаю сам.

Упражнение 5. Союз или союзное слово?

Образец выполнения: Мы были предупреждены, что (союз) нас встретят вопросами.

Что (мест.) делать в сложившейся ситуации, совершенно непонятно.

1. Сообщение, что (_____) пришло последним, было самым важным.

2. Сообщение о том, что (_____) произошло на острове, потрясло всех.

3. Что (_____) написано пером, то не вырубишь топором.

4. То сердце не научится любить, которое (_____) устало ненавидеть.

5. Мысль, что (_____) мы обмануты, была невыносима.

6. Мысль о том, что (_____) пора экзаменов приближается, не давала мне покоя.

7. Мысль, что (_____) ты высказал вчера, очень интересна.

8. Сообщение, что (_____) скоро приезжает брат, обрадовало всех домашних.

Упражнение 6. Союз или союзное слово?

1. Мы знаем, как (_____) на горизонте показалась белая точка теплохода.

2. Наставник сказал ученику, как (_____) крепится деталь на станке.

3. Ученые наблюдают, как (_____) пчелы и другие насекомые опыляют цветы.

4. Здоровье человека зависит от того, как (_____) он выполняет требования физической культуры.

5. Никогда не забывай, как (_____) много зависит от правильного распределения времени.



Упражнение 7. Укажите в скобках после выделенных союзных слов подходящее по смыслу сущ. (с предлогом или без предлога). Подчеркните члены предложения.

1. Рекорд дальности полета установила модель, что (______) была выполнена юн_ыми техниками нашей школы.

2. Дом украшала веранда, что (_____) прот_нулась (в)доль всего первого этажа.

3. Я очень интересовался плетением, о чем (_____) (в)первые узнал из телепередачи.

4. Мне очень хотелось побывать в Петербурге, откуда (_____) только что приехал мой отец.

5. К стволу дерева был пр_слонен велосипед, на котором (_____) пр_ехал агроном.

Упражнение 8. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

А) Сложноподчиненное предложение с придаточным предложением – косвенным вопросом.

1. Он не знает достанется ли ему лучшая доля. 2. Она следила за нами точно хотела узнать что мы намерены делать. 3. Чего я жду не знаю сам. 4. Он спросил не будет ли приказаний и исчез. 5. Я не могу сказать нравилось ли нам ходить босиком.

Б) Сложноподчиненное предложение с придаточными частями, относящимися к причастию или деепричастию.

1. Я лежал на кровати слушая как барабанит дождь. 2. Утром еще солнце не успело подняться мы покинули поселок. 3. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта зверовая и свернул с нее. 4. Тропинка поднимается в скалы где смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. 5. Я взбежал по лестнице которая вела в светлицу и вошел в комнату.

В) Однородные члены в сложноподчиненном предложении.

1. Дрожащим голосом она объявила что ужинать ей не хочется и стала прощаться с родителями.

2. Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.

3. Она сделала мне знак рукой чтобы я подождал и вышла.

4. Я смотрю вдаль где видны силуэты судов и вижу миллионы огней.

5. Он смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.

6. Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенно один.

Упражнение 9. Определите главное и придаточное предложения, поставьте вопрос, выделите средства связи, определите синтаксическую роль союзных слов. Составьте схемы предложений 1, 5, 8.

1.Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни. 2.Наша попутчица была из дальнего глубинного села, где еще сохранился обычай по торжественным случаям подвязывать белый фартук. 3.Была светлая ночь, когда солнце за нами подглядывает. 4.Лес невысокой чертой виднелся на той стороне, откуда мы пришли вчера. 5.От деревни, где я жил в то лето, до озера было всего двадцать километров. 6.Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзины. 7. В доме у доктора всё светилось такой удивительной чистотой, какая бывает только в домах северян. 8. Место, куда вышли ребята под вечер, пользовалось в округе дурной славой.

Упражнение 10. Обозначьте в главной части определяемое слово, в придаточной – средство связи. Чем они выражены. Составьте схемы предложений. Сделайте вывод: где находится придаточная часть по отношению к главному?

Пример: Не всё (мест.) золото, что (с.сл.) блестит. [всё …], (с. сл. что…).

Не тот стар, кому стукнуло шестьдесят, а тот, кто скис в тридцать.

Каков сад, таковы и яблоки.

Кто на борзом коне жениться поскачет, тот скоро поплачет.

Тот, кто посвятил себя науке, не свободен от неё и в дни отдыха.

Тот, кто спорит, ссылаясь на авторитет, применяет не свой ум, а скорее память (Леонардо да Винчи).

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя (Гёте).

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит (М. Булгаков).

Упражнение 11. Выделите главное и придаточное предложения, поставьте вопрос, определите средство связи, постройте схемы предложений 1, 3, 7.

1.Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве. 2. Приближение вечера тем и прекрасно, что придает густоту краскам и необычайную легкость воздушным пространствам. 3. Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я. 4. Отец осторожно прошел в детскую, просмотрел, спят ли мальчики. 5. Обращаясь к Андрею, полковник рассказал, какое значение для них имеет новый прибор. 6. Все усилия художника должны быть направлены на то, чтобы быть понятным всем. 7. Я сказал, что пошутил, и, найдя свою постель, юркнул с головой под одеяло.

Упражнение 12

Задайте вопрос к выделенному слову, покажите стрелкой, от какого слова оно зависит, подчеркните его как член предложения.

1. Голос ее тосклив. _________

2. Ведь они же, мерзавцы, из этого щи варят. __________

3. Человек должен научиться подчиняться самому себе. _________

4. Услышу ли «Лучинушку» сегодня? ________

5. Мечта уехать отсюда была у него всегда. _________

6. Впрочем, пушки вскоре стихли. __________

7. Но из всех людей, причастных к цирку, атлеты вызывали у доктора особенное почтение. _________

8. То же самое поняли и горожане. __________

9. Арбузов стал просить его отложить сегодняшнюю борьбу на день. _________

10. Михаленко с Лидиным сели после обеда играть в шестьдесят шесть. _________

Упражнение 13

Задайте вопрос к выделенным придаточным частям.

1. Вечером я встретился с другом, который меня уже ждал.

2. В тот час, когда солнце всходит, птицы поют звонче.

3. Он виртуозно показывал, как шумит ручей.

4. Мы не спросили, чего он боится.

5. Когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов.

6. Мальчик готовился к контрольной работе так, как советовал учитель.

7. Мы плывем наудачу, так как темнота после зарниц кажется еще гуще.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле тени.

9. У казака такой конь, что сам везде знает дорогу.

10. Человек не может жить, если не верит в завтрашнее счастье.

11. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом.

12. Иван Иваныч приехал на охоту, чтобы подышать свежим воздухом.













Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания к сам. раб. 2»

Критерии оценивания к самостоятельной работе № 2

Критерии оценивания

балл

К1

Различает придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи


Не различает придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи

1



0

К2

Умеет строить схемы предложений


Не умеет строить схемы предложений

1


0

К3

Умеет формулировать предложения с придаточными определительными и изъяснительными


Умеет формулировать предложения с придаточными определительными и изъяснительными

1



0

К4

Умеет расставлять знаки препинания


Не умеет расставлять знаки препинания

1


0

К5

Умеет задавать вопрос от главного к придаточному


Не умеет задавать вопрос от главного к придаточному

1


0

К6

Определяет средства связи придаточного с главным


Не определяет средства связи придаточного с главным

1


0



Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания к сам. раб. 3»

Критерии оценивания к самостоятельной работе № 3

Критерии оценивания

балл

К1

Знает признаки придаточных обстоятельственных, безошибочно определяет вид придаточного

Знает признаки придаточных обстоятельственных, но допускает ошибки при определении вида придаточного

Не знает признаков придаточных обстоятельственных, не умеет определять вид придаточного.

2


1


0

К2

Умеет строить схемы предложений


Не умеет строить схемы предложений

1


0

К3

Умеет формулировать предложения с придаточными обстоятельственными

Не умеет формулировать предложения с придаточными обстоятельственными

1



0

К4

Умеет расставлять знаки препинания в СПП с придаточными обстоятельственными


Не умеет расставлять знаки препинания в СПП с придаточными обстоятельственными

1



0

К5

Умеет задавать вопрос от главного к придаточному в СПП с придаточными обстоятельственными


Не умеет задавать вопрос от главного к придаточному в СПП с придаточными обстоятельственными

1



0

К6

Определяет средства связи придаточного с главным


Не определяет средства связи придаточного с главным

1


0

К7

Умеет обосновывать свою точку зрения, используя знания по теме


Не умеет обосновывать свою точку зрения, слабо владеет теоретическими сведениями

1


0


Итого

8



«5» - 8 баллов

«4» - 6,7 баллов

«3» - 4,5 баллов

«2» - ниже 4 баллов

Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания к самостоятельной работе»

Критерии оценивания к самостоятельной работе № 1

Критерии оценивания

балл

К1

Знает, как связаны простые предложения в СПП


Не знает, как связаны простые предложения в СПП

1


0

К2

Знает, какими частями речи могут быть выражены союзные слова


Не знает, какими частями речи могут быть выражены союзные слова

1


0

К3

Умеет находить главное и придаточное предложения в СПП


Не умеет находить главное и придаточное предложения в СПП

1


0

К4

Знает, в каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи


Не знает, в каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи

1



0


К5

Определяет средства связи придаточного предложения с главным (союз, союзное слово)


Не определяет средства связи придаточного предложения с главным.

1


0

К6

Знает, какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами.


Не знает, какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами.

1



0


К7

Умеет находить части СПП, ставить знаки препинания.


Не умеет находить части СПП, ставить знаки препинания.

1


0

К8

Умеет различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово.


Не умеет различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом придаточного предложения является союзное слово.

1




0



Просмотр содержимого документа
«Методики ретроспективы для сбора информации»

Методики ретроспективы для сбора информации

1. Анализ историй. Анализ всех историй обработанных командой и поиск возможных улучшений

Подготовка: соберите все истории обработанные во время итерации и возьмите их с собой на ретроспективу.
Прочитайте каждую историю и обсудите, что было удачно, а что нет. Если история хорошо удалась, запишите почему. Если были сложности, обсудите, что можно сделать по-другому в следующий раз.
Варианты: Вместо историй вы можете использовать обработанные дефекты, запросы или любую другую комбинацию заданий, выполненных командой.

2. Гнев, грусть и радость. Поиск и анализ событий, по поводу которых члены команды испытывали гнев, грусть или радость

Повесьте три флипчарта с названиями: ‘Гнев’, ‘Грусть’ и ‘Радость’. Подготовьте карточки определенного цвета для каждого чувства. Члены команды записывают события по одному на карточку цвета, подходящего к испытанному чувству. Когда время истекло, все прикрепляют свои карточки к соответствующим плакатам. Попросите сгруппировать карточки на каждом флипчарте и дать сформировавшимся группам названия.
Разберите спрашивая:

  • Что выделяется? Что неожиданно?

  • Что было сложным? Что доставляло удовольствие?

  • Какие закономерности видны? Что они значат для команды?

  • Что теперь нужно сделать?

3. Катер. Проанализируйте что двигает вас вперед, а что тянет назад 

Нарисуйте на листе флипчарта катер с мощным мотором и большим тяжелым якорем. Попросите участников в тишине записать на стикерах, что двигает команду вперед (мотор), а что тормозит и мешает (якорь). Каждая мысль на отдельном стикере. Попросите развесить стикеры на мотор и якорь соответственно. Зачитайте каждый и обсудите, каким образом усилить движущие и устранить сдерживающие факторы.

4. Гордость и сожаление. Чем гордятся и о чем сожалеют участники команды? 

Разделите флипчарт на 2 колонки ‘Гордость’ и ‘Сожаление’. Попросите участников записать на стикерах, что вызывает чувство гордости, а что чувство сожаления. Каждая мысль на отдельном стикере. Когда участники закончат писать, попросите озвучить свои записи и наклеить в соответствующую колонку. Начните групповое обсуждение задавая вопросы:

  • Что из озвученного удивило вас?

  • Какие выводы можно сделать?

  • Что это значит для нас, как для команды?

5. Очистить почтовый ящик. Просмотрите все заметки, собранные во время итерации 

Установите ‘ретроспективный почтовый ящик’ в начале итерации. Всякий раз, когда что-то значительное случается или у кого-то есть идея для улучшения, они пишут это и кладут в ящик. (Альтернатвно ‘почтовый ящик’ может быть хорошо видимым местом куда приклеивают записки. Это может спровоцировать обсуждение в ходе итерации.) Пройдите по всем заметкам и обсудите их.

6. Ожидания. Чего от вас ожидают окружающие? Чего вы ожидаете от окружающих? 

Выдайте каждому участнику по листу бумаги. Нижняя часть должна быть пустой. Верхняя половина разделена на две части:

  • Чего от меня ожидают коллеги

  • Чего я ожидаю от коллег по команде

Участники самостоятельно заполняют таблицы. Затем каждый участник передаёт свой лист соседу слева и изучает лист, полученный от соседа справа. В нижней части участник записывает свои личные ожидания от человека, которому принадлежит лист, ставит подпись и передаёт лист дальше. Когда листы сделают полный круг, проанализируйте результаты и поделитесь наблюдениями.

7. Четыре «че». Узнайте, чем члены команды довольны, чему они научились, чего им недоставало и чего они очень ждали. 

Каждый участник самостоятельно отвечает на четыре вопроса:

  • Чем я доволен(-ьна)?

  • Чему я научился(-ась)?

  • Чего мне недоставало?

  • Чего я очень ждал(-а)?

Соберите ответы на флипчарте или в цифровом устройстве, если работаете с удалённой командой. Распределите их по 4 подгруппам, внимательно прочитайте, найдите закономерности и поделитесь выводами с командой. Используйте результаты в качестве вводных данных на следующей стадии.

8. Повторяем и избегаем. Мозговой штурм: что повторить и каких поступков избегать 

Возьмите два флипчарта и подпишите — «Повторяем» и «Избегаем». Участники записывают идеи на стикерах — по одной проблеме / действию на стикер. Можно использовать стикеры разных цветов для разных категорий. Например, «люди», «процесс», «технология» и т.д. Пусть каждый зачитает свои идеи и приклеит стикеры на соответствующий флипчарт. Участников волнуют одни и те же проблемы?

9. #твитнимойспринт. Хроника твитов об итерации 

Раздайте стикеры и попросите участников написать как минимум три твита о прошедшей итерации. Твиты могут касаться итерации в целом или отдельных историй, можно поныть или беззастенчиво попиариться — главное, чтобы сообщения были короткими. Поощряются хештеги, смайлы, вложенные картинки и @юзернеймы. Когда все справятся с заданием, расположите твиты в хронологическом порядке и обсудите общие темы, тенденции и т.д. Скажите участникам, что теперь они могут добавить тот или иной твит в избранное, перепостить или написать комментарий, и снова обсудите результат.

10. Кинокритик. Представьте, что последняя итерация — это фильм, и напишите рецензию

Задание для участников: «Представьте, что последняя итерация — это фильм, и вам надо написать рецензию:

  • К какому жанру вы бы отнесли итерацию (к примеру, фильм ужасов, драма…)?

  • Какова (основная) тема? Опишите в двух словах.

  • В фильме был неожиданный поворот (может быть, злодей)?

  • Чем всё закончилось (хэппи-энд или открытая развязка)? Был ли конец предсказуем?

  • Что вам больше всего запомнилось?

  • Вы бы порекомендовали этот фильм коллеге?»

Раздайте бумагу и выделите пять минут на размышления. А пока участники думают над ответами (или до начала игры) разделите флипчарт на семь столбцов: жанр, тема, крутой поворот, конец, ожидания, кульминация, рекомендация. Когда участники закончат писать, попросите их зачитать рецензии и внесите ответы в таблицу. Проанализируйте заполненную таблицу и обсудите следующие вопросы:

  • Что бросается в глаза?

  • Какие закономерности вы заметили? Что они означают для команды?

  • Как предлагаете действовать дальше?

11. Газетные заголовки. Какие события в ходе спринта достойны внимания прессы? 

Заранее подготовьте несколько новостных заголовков и используйте их в качестве примеров на ретроспективе. Источники должны быть разными: журналистская статья, статья-мнение, аналитическая публикация. Поместите заголовки на видном месте. Раздайте стикеры. Попросите участников придумать собственные заголовки о тех или иных аспектах спринта, которые заслуживают внимания. Дайте 10 минут на размышления. Пусть заголовки будут короткими и цепляющими.

Приклейте стикеры на доску. Если какие-то заголовки относятся к одному и тому же событию, повесьте их рядом. Если суть заголовка неясна, попросите «журналиста» прокомментировать. Проголосуйте за самую важную «новость» и подробно её разберите.

12. Хороший, плохой, ужасный. Спросите команду, что было хорошо, что — плохо, а что никуда не годится 

Разделите доску на три части: «Хороший», «Плохой», «Ужасный». Пусть участники опишут последний спринт — надо придумать один или несколько пунктов для каждой категории. Пункты записываются на отдельных стикерах. Через пять минут попросите участников развесить ответы на доске по категориям. По возможности сгруппируйте стикеры.

13. Мне нравится. Мне бы хотелось. Позитивная и конструктивная обратная связь без агрессии

Подготовьте два флипчарта — один подпишите «Мне нравится», второй — «Мне бы хотелось». Дайте участникам 5–10 минут на размышления, пусть каждый подумает о команде и последней итерации и напишет, что нравится и что хотелось бы поменять (и каким образом) — по одному пункту на стикер. Потом все по очереди зачитывают свои идеи для флипчарта «Мне нравится» и приклеивают на него стикеры. Повторяем то же самое со стикерами «Мне бы хотелось». Обсудите результаты или используйте стикеры как отправной пункт на следующей стадии.

14. С наилучшими пожеланиями. Составляем список целей обучения для команды 

Раздайте ручки и бумагу. Пусть каждый участник дополнит фразу: «Я желаю коллегам научиться…». (Держим в уме команду в целом, отдельных сотрудников называть не надо). Когда все закончат, запишите пожелания на доске в виде списка и посчитайте, сколько раз встречается тот или иной пункт. В качестве целей обучения выберите три пункта (которые встречаются чаще всего или которые выделит команда в ходе обсуждения).



Просмотр содержимого документа
«Придаточные предложения. Таблица»

Придаточные предложения

Таблица


План

Ответы

1.Вид придаточного.

2.На какой вопрос отвечает?

3.К чему прикрепляется в главном?

4.Средства связи.

5.Есть ли указательные слова?

6.Позиция по отношению к главному.

7.Схема или пример предложения.



Просмотр содержимого документа
«СПП маршрутный лист»

Сложноподчиненные предложения (Маршрутный лист)

Тема

Знания

Источники

Навыки

Упражнения

Дата

Сложноподчиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Знать: определение СПП, способы отношения придаточного предложения к главному.

Уметь: находить главное и придаточное предложения в СПП, определять средства связи прид. предлож. с главным.

§ 18

Видеоуроки 1,2


Находить главное и придаточное предложения

83, 84,85

Упр.1,2.

Задания к видео


Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в СПП.

Знать: место прид.предложения по отношению к главному, условия выделения запятыми на письме прид.предлож.

Уметь: находить части СПП,ставить знаки препинания, редактировать СПП.

§ 19


Определять место придаточного, средства связи главного с придаточным.

86,87,89,90

Упр.3,4


Союзы и союзные слова в СПП.

Знать, что связь прид.предл. с главным осуществляется с помощью подчин. Союзов или союзных слов.

Уметь: различать омонимичные подчин. союзы и союзные слова в СПП, определять, каким членом прид.предлож. является союзное слово.

§ 20

Видеоурок 3

Отличать союзы от союзных слов

93,96,97

Упр.5,6,7,8

Задания к видео


Роль указательных слов в СПП.



Знать, что в главной части СПП могут быть указательные слова, их роль в СПП.

Уметь: находить указательные слова в главной части СПП, определять, каким членом предложения они являются

§21

Видеть указательное слово в главной части предложения

99,102,103,104,105


Самостоятельная работа №1






СПП с придаточными определительными.

(местоименно-определительными)

Знать: основные группы СПП и их признаки, признаки прид.опред.

Уметь: определять значение придаточных, ставить к ним вопросы, опред.средства связи прид. С главным, строить схемы предлож.

§ 22

Видеоурок 4


Находить придаточные определительные в СПП, производить их синонимическую замену.

107,110,111,

113,114,116

Упр.9,10

Задания к видео


Закрепление материала по теме «Сложносочиненное предложение с придаточным определительным»



Знать:основные группы СПП и их признаки, признаки прид.опред.

Уметь: определять значение придаточных, ставить к ним вопросы, опред.средства связи прид. С главным, строить схемы предлож


Находить придаточные определительные в СПП, производить их синонимическую замену.



СПП с придаточными изъяснительными.

Знать: признаки прид. изъяснит.

Уметь: опред. значение прид. изъяснит., ставить к ним вопросы, опред. средства связи прид.с главным, правильно ставить знаки препинания.

§ 23

Видеоурок 5

Находить изъяснительные в СПП, производить их синонимическую замену, правильно расставлять знаки препинания.

117,118,119,120

Упр.11,12

Задания к видео


Закрепление материала по теме «Сложносочиненное предложение с придаточным изъяснительным»



Знать: признаки прид. изъяснит.

Уметь:опред.значение прид.изъяснит., ставить к ним вопросы, опред. средства связи прид.с главным, правильно ставить знаки препинания.


Находить изъяснительные в СПП, производить их синонимическую замену, правильно расставлять знаки препинания.



Самостоятельная работа №2






Р/Р Сжатое изложение

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.


Написание сжатого изложения.



СПП с придаточными обстоятельственными СПП с придаточными времени и места.

Знать признаки прид. времени и места.

Уметь:опред.значение прид. времени и места, сост. по указанным схемам предлож. с прид.,правильно ставить знаки препин.


§ 25 с.80

Видеоурок 6


Распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных.

124,125,126,128,129

Упр.13

Задания к видео


СПП с придаточными причины, условия, уступки.

Знать: признаки придаточных, их общее значение обусловленности.

Уметь: опред.значения придаточных, отличать указанные виды прид. от других видов, ставить знаки препинания.

§ 26 с.84,87,89,91,92

Видеоуроки 7,8


Распознавать придаточные причины, уступки, цели, следствия, отличать их от других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений.

131,132,135,136,

138,143,144,

146,149

Задания к видео


СПП с придаточными цели, следствия.

Знать: признаки придаточных, их общее значение обусловленности.

Уметь: опред.значения придаточных, отличать указанные виды прид. от других видов, ставить знаки препинания.

§ 26 с.95

Видеоуроки 8,9


Распознавать придаточные цели, следствия, отличать их от других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений.

152,155

Задания к видео


СПП с придаточными образа действия, меры, степени.

Знать: признаки придаточных.

Уметь: опред.значение придаточных, их место по отнош. к главному, сост. схемы СПП, ставить знаки препинания.

§ 27 с.97

Видеоурок 10

Распознавать придаточные образа действия, меры, степени отличать их от других видов придаточных; правильно расставлять знаки препинания.

156,157,

Задания к видео


СПП с придаточными сравнительными .

Знать: признаки придаточных.

Уметь: опред. значение придаточных, их место по отнош. к главному, сост. схемы СПП, ставить знаки препинания.

§ 27 с.98,100


Распознавать придаточные сравнительные, отличать их от других видов придаточных; от сравнительных оборотов; правильно расставлять знаки препинания.

160 (выпишите предложения с придат. сравнительными) 161,163


Самостоятельная работа №3






Р/Р Изложение текста-рассуждения.

Уметь составлять план, определять тип и стиль текста, восстанавливать порядок следования выделенных абзацами частей текста.

Текст для подготовки к ОГЭ

Написание изложения



СПП с несколькими придаточными.

Знать, какие СПП называются многочленными, виды подчинительной связи в предлож.с несколькими прид.

Уметь: опред. виды подчинит.связи, сост. схемы, ставить знаки препинания.

§ 28 с.103-106,

Видеоурок 11


Определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с разными видами подчинения.

167,

Задания к видео


Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Знать, какие СПП называются многочленными, виды подчинительной связи в предлож.с несколькими прид.

Уметь: опред. виды подчинит.связи, сост. схемы, ставить знаки препинания

С. 108


Определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с разными видами подчинения.

169,170,172,174,


Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

Знать: порядок разбора СПП.

Уметь: производить устный и письменный разбор СПП.

§ 29,30 с.112, 116

Видеоурок 12

Производить синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

176,179

Задания к видео


Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение». Подготовка к диктанту.

СР № 4

Знать виды СПП, виды подчинительной связи в СПП.

§ 18-30, повторить орфограммы.

Контрольные вопросы с.118


181,182,183,


Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений, владеть орфографическими и пунктуационными навыками.


Применение полученных знаний на практике

Самооценка по критериям


Анализ контрольного диктанта.

Знать виды СПП, виды подчинительной связи в СПП.



Работа над ошибками


Сочинение на лингвистическую тему.

Знать структуру сочинения-рассуждения. Уметь отбирать аргументы в сочинении-рассуждении, уметь составлять сочинение на лингвистическую тему.


Писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Написание сочинения




Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа 1»

Самостоятельная работа № 1

1.Как связаны простые предложения в СПП?

а) интонацией;
б) подчинительными союзами;
в) подчинительными союзами и союзными словами.

2.Какими частями речи могут быть выражены союзные слова?

а) относительными прилагательными и местоимениями;
б) относительными местоимениями и наречиями;
в) наречиями и существительными.

3.В каком предложении – главном или придаточном – находятся средства связи?

а) в главном;
б) в придаточном;
в) ни к одному из предложений не относятся.

4.Чем отличаются союзные слова от союзов?

а) ничем не отличаются;
б) союзы относятся к придаточному предложению, а союзные слова к главному;
в) союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются.

5.Какие слова в СПП могут быть как союзами, так и союзными словами?

а) что, когда, как;
б) кто, когда, где;
в) что, какой, чей.

1

2

3

4

5







6.Практическое задание.

Определи главное и придаточное предложение (обозначь графически), поставьте вопрос, выделите средства связи, укажите – союз (с) или союзное слово (сс). Подчеркни главные члены предложения. Обозначь указательное слово (если есть). Расставь знаки препинания.

Прямая соединительная линия 1Прямая соединительная линия 2Прямая со стрелкой 3 ук.сл какая? сс

ОПрямая соединительная линия 4Прямая соединительная линия 5бразец: [Вдохновение – такая гостья], (которая не любит посещать ленивых). (П. Чайковский)



1.Надо мной расстилалось небо по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. (В. Короленко)

2.Берегись всего того что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

3.Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем как обращается с языком тот или иной писатель. (В. Инбер)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!