СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сделаем родное село экотерриторией!

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологический проект, представленный на региональном уровне Всероссийского конкурсеа "Лучший эковолонтёрский отряд". Направление: экологическое благополучие места проживания.

Просмотр содержимого документа
«Сделаем родное село экотерриторией!»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вертуновка

Бековского района Пензенской области




Экологический проект

«Сделаем родное село экотерриторией!»


Направление: экологическое благополучие места проживания



Работу выполнили:

Висков Илья, учащийся 10 кл.,

Чулкова Александра, учащаяся 11 кл.,

Агафонова Дарья, учащаяся 11 кл.,

Чураева Алина, учащаяся 5кл.,

Стригунова Татьяна, учащаяся 5 кл.



Руководитель:

Чулкова Виктория Анатольевна,

учитель иностранных языков,

консультант:

Козлова Татьяна Дмитриевна,

учитель химии и биологии.

Контактный телелефон:8(84141)27-3-83

E-mail:vertunovka2008@yandex.ru







Вертуновка Бековского района

2019 г.

Содержание

Введение……………………….……………………………………….…………3

Основная часть…………………………………………………………………..4

I. Подведение итогов работы.……….…………………………………….……4

II. Разработка программы действий и реализация плана действий….......8

1. Экологический мониторинг села Вертуновка

1.1. Домашнее исследование бытового мусора………..……..…………..……..8

1.2. Полевые исследования эко проблем улиц села…………………….……....9

1. 3. Исследованияэко проблем реки Мокшан………………………………...10

1.3.1.Полевые………………………………………………………………….....10

1.3.2. Лабораторные………………………………………………………..…....10

2. Социологический опрос населения села……………….…………………12

Заключение…………………………………………………………….………..14

Список литературы…………………………………………………………….15
























Введение

  1. Актуальность темы проекта

Экологическое воспитание и образование является одним из направлений государственной политики нашего времени.

Цель проекта: формирование гражданской ответственности за судьбу малой Родины и желания участвовать в решении экологических проблем по сохранению окружающей среды.

Задачи:

  1. провести экологический мониторинг села Вертуновка, включая состояние реки Мокшан, протекающей черезтерриторию села;

  2. провести социологический опрос учащихся школы и жителей села Вертуновка;

  3. выявить экологические проблемы села и определить пути их решения;

  4. стимулировать интерес школьников к экологическим проблемам ни только своей, малой Родины, но и России, всей планеты в целом.

Основные принципы проекта:

- достоверность: указанные в проекте данные получены в ходе полевых и лабораторных исследований села,социологического опроса населения;

- уникальность: проект разработан на основе местных экологических проблем;

- коллективность: в работе принимают участие активисты 5-11 классов, педагоги, родители;

- наглядность: работа сопровождается фотографиями.

Продолжительность реализации проекта: 2017-2019гг.

Партнёры: Вертуновская администрация, Агрофирма ООО «Вертуновское», местная газета «Бековский вестник» и жители с. Вертуновка с активной жизненной позицией.


Основная часть

I. Подведение итогов работы

Воспитательная работа МБОУ СОШ с. Вертуновка была всегда направлена на разностороннюю экологическую подготовку подрастающего поколения, которое в будущем на основе полученных знаний, практических навыков и приобретённого опыта сможет компетентно решать экологические проблемы разного масштаба.

Экологическая деятельностьнашегообразовательного учрежденияразнообразна по своей специфике и содержанию: дети занимаются научно-исследовательской работой, проводят опыты, ставят эксперименты, участвуют в походах и природоохранных акциях, проводят экологические мониторинги и экологические рейды, ухаживают за растениями и животными.  

Итоги экологической деятельности учащихся МБОУ СОШ с.Вертуновкас 2008г.:


  1. Научно-исследовательская деятельность учащихся

дата

Название проекта

фотоотчёт

2008-2012гг.

1-й экологический проект «Спасём земли малой Родины от эрозии» о мерах борьбы с увеличением оврагов, наступающих на село Вертуновка.

2011г.

Проект школьного лесопитомника «Думая о будущем» о выращивании саженцев дуба.


2013 г.

Исследовательская работа «Как получить и вырастить цыплёнка»

2015 г.

Проект «Земля – наш дом» -мониторинг исследований воды реки Хопёр и воздуха в центре с. Вертуновка с 1999г.

2015г.

Первое место в муниципальном конкурсе образовательных учрежденийпо благоустройству территории.

2015, 2016гг.

Участие команды МБОУ СОШ с. Вертуновка в международном конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!», который проводит Гёте-институт в Москве.



об участиикоманды Средней школы п. Вертуновка Бековского района Пензенской области в международном конкурсе «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать!» 2016г.


Гете-Институт желаетдальнейшихуспеховв Вашейэкологической деятельности!


г.Москва,20января2017г.



2016г.

Проект«Выращивание овощей открытого грунта»


2016 г.

Участие во Всероссийской «Переписи малых рек России».

Публикация статьи о Мокшане в местной газете "Бековский Вестник" и Научно-популярной Энциклопедии «Вода России» поадресу: http://water-rf.ru/a2918 .

2017 г.

Исследовательская работа «Мокшан – одна из малых рек России».

2017г.

Исследовательская работа «Кто ты птица?» о спасённой неясыти.



2017г.

Бизнес-проект школьного питомника «Создаём будущее».





2017г.

3 победителя на региональном уровне и 1 на федеральном этапе акции «Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!»

2018г.

Областная фотовыставка «Мир глазами детей».


2018г.

I место в областном

смотре-конкурсе ученических производственных бригад и учебно-опытных участков сельских обще--образовательных организаций.


  1. Экодеятельность как разделплана учебно-воспитательной работы МБОУ СОШ с. Вертуновка:

Род деятельности

Направленность деятельности

Эколого-краеведческие экспедиции и походы учащихся 1-11 классов по окрестностям с. Вертуновка

Выявление природных и экологических особенностей, лугов и лесов, родников и оврагов, рек и озёр родного края.

Участие вприродоохранных экологических проектах и акциях.

 Музейные уроки для учащихся младших классов, проводимые   на базе школьного краеведческого музея.

Расширение и углубление знания учащихся о родном крае и истории своей местности, её экологических особенностях.

Пропаганда знаний о природе и обществе, формирование экологически осознанного поведения в природной среде.

Дистанционные экологические проекты разного уровня.

Применение базовых знаний обучающихся по естественно-научным дисциплинам, формирование у них активной гражданской позиции.

Участие школьников 1-11 классов в различных экологических акциях, десантах.

Приведение в порядок школьной территории и территории Вертуновской администрации. Формирование чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины.

Практическая деятельность обучающихся 2 - 11 классов на учебно-опытном участке в 2 га.

Приобретение основы экологических знаний, приобщение к научно-исследовательской работе, выполнение опытов, наблюдений, сезонных заданий экологического практикума, выращиваниеэкологически чистых овощей и фруктов для школьной столовой.

Становление школьников в профессиональном самоопределении.



II. Разработка программы действий и реализация плана действий

Для разработки программы дальнейших действий была создана группа активистов школьников 5 -11 классов, учителей - предметников и жителей села с активной жизненной позицией, проанализирована работашколы прошлых лет.

Было принято решение – провести экологический мониторингс. Вертуновка. Для этого были разработаны следующие действия:

1.1. Исследование бытового мусора

Активисты 5-11 классов вместе с родителями провели домашнееисследование бытового мусора.

В течение недели они переписывали наименование выбрасываемого мусора дома. В результате получился огромный список из десятков наименований, который был распределён по степени опасности на следующие группы:

- пищевые отходы,

- макулатура,

- стеклянная тара от пищевых, медицинских товаров и товаров бытовой химии,

- опасный мусор: лекарства с устаревшим сроком годности, отработанные батарейки и моторное масло, лампы дневного света,

- пластиковые бутылки от пищевых продуктов и товаров бытовой химии.

Пищевые отходы чаще всего жители нашего села не выбрасывают, а отдают на корм скоту.

По нашим подсчетам за полгода в семье, состоящей из 4 человек, в среднем накапливается 5 кг ненужной бумаги. За год – 10кг на одну семью. В нашей школе 148 семей, значит выбрасывается приблизительно 1,5 тонны макулатуры, а это 3 тонны срубленных деревьев. А сколько это будет в масштабе страны?

Так как практически всё население нашего села пользуется газовым отоплением, то вся макулатура выбрасывается, а не сдается на вторичную переработку из-за отсутствия пунктов приёма вторсырья на территории Вертуновской администрации.

Остальной мусор также выбрасывается в общую кучу на свалки или в мусоровоз.

1.2. Полевые исследования экологических проблем улиц села

С помощью родителей был проведёнмониторинг экологической обстановки улиц села Вертуновка и составлен рейтинг благополучности.

  1. Самыми чистыми улицами посчитали улицы Школьная и Лытовка. Они расположены в центре, на виду, нет заброшенных домов. Население относительно молодое, территории домовладений небольшие, регулярно приводятся в порядок.

  2. На втором месте находятся улицы Марчевка, Заречка и Сиверки. На этих улицах относительно чисто, территории домовладений большие, есть небольшое количество заброшенных домов. Удалена от центра только улица Марчевка.

  3. На последнем месте в экологическом рейтинге улицы Новки и Рыбаковка. К сожалению, на этих улицах находятся несанкционированные свалки. На улице Новки, в защитной лесополосе между с. Вертуновка и поселком Сахзавод, а в Рыбаковке - на заброшенных пустырях, хотя на территории села регулярно вывозится мусор и действует оборудованная свалка.

1.3.1.Полевые исследования экологических проблем реки Мокшан

Активисты старших классов 3 года подряд проводят полевые исследования Мокшана. Ежегодно они констатируют круглогодичное загрязнение речки бытовым мусором.

Основной проблемой загрязнения мусором является антропогенное воздействие. Исток реки находится за пределами села, поэтому основное скопление мусора находится на среднем течении, которое проходит через центр сельской местности. Школьники не остались равнодушными к данной проблеме и не один год пытаются её решить, проводя акции «Чистый берег» и просветительскую работу среди населения, пишут статьи в местную газету «Бековский вестник».

1.3.2. Лабораторные исследования экологических проблем реки Мокшан

В школьной лабораториикабинета химиибылиопределены температура, прозрачность, цветность и запах воды реки Мокшан, проведён химический анализ.

Температура, хотя и не является показателем качества воды, но определяет скорость химических и биологических процессов, происходящих в водоеме. В середине июля вода в реке имела температуру 18-20 градусов (т. к. в основном роднике она не выше 8 градусов), что соответствует норме для летних месяцев.

Вода в Мокшанене имеет запаха.

Из – за небольшой глубины реки прозрачность измеряли визуально. Илистое дно реки видно очень хорошо, значит прозрачность воды в Мокшане составляет не более средней глубины реки - 0,7м.

Мокшан относится к светлоокрашенным водоемам, т. к. питается подземными источниками, родниками, атмосферными осадками. Цвет воды в реке имеет – светло-серый оттенок из-за малого количества твердого стока взвешенных и влекомых наносов.

Вода имеет умеренную жесткость.

Эвтрофирование реки Мокшан не имеет отрицательного влияния на качество воды. Вода реки не «цветет».

Данные результатов лабораторных исследований позволяют сделать вывод, что вышеперечисленные показатели качества воды Мокшана соответствуют норме.

Из-за загрязненности бытовым мусором, вода реки для питья непригодна, но благоприятна для полива, водопоя скота, выращивания водоплавающей птицы, рыбной ловли.

Мокшан как река, протекающая в обжитом районе, подвергается антропогенному загрязнению русла, смывом загрязняющих веществ с сельхозугодий и урбанизированных территорий, но появление на реке с 2006 года бобров стало хорошим знаком: воды достаточно чисты, река по-прежнему несёт в Хопёр экологически благополучный сток.

2. Социологический опрос населения села

Активистами 5-11 классов был проведён социологический опрос всех работников (18 учителей, 10 сотрудников) МБОУ СОШ с. Вертуновка, 153 учащихся 3-11 классов, а также жителей нашего села. Всего было опрошено 117 семей.

Результаты социологического опроса (в процентах):

  1. Удовлетворены ли Вы экологической обстановкой села Вертуновка?

Респонденты

да

нет

не знаю (не совсем)

учащиеся 3-4 классов

28

72

-

учащиеся 5-9 классов

60

33

7

учащиеся 10-11 классов

14

75

11

жители села

13

80

7

Подавляющее большинство ответило «нет».

  1. Что Вы предпринимаете с домашним мусором?

Выбрасываем весь мусор

57

Выбрасываем часть, остальное сжигаем

29

Вывозим сами на свалку

14

Основная масса жителей села мусор не перерабатывает, авыбрасывает.

  1. Готовы ли Вы сортировать мусор?

Респонденты

да

нет

не знаю

учащиеся 3-4 классов

22

78

-

учащиеся 5-9 классов

52

35

12

учащиеся 10-11 классов

41

59

-

жители села

80

20

-

Почти 80% учащихся младших классов не готовы «копаться в мусоре», а 80% взрослого населения, наоборот, готовы его сортировать.

  1. Последним пунктом соцопроса были пожелания жителей села:

Поставить контейнеры

Закрыть птицефабрику, т. к. она находится в пределах населенного пункта и плохо влияет на окружающую среду

Создать пункт приемки и переработки мусора

Очистить от мусора р. Мокшан, убрать несанкционированные свалки

Посадить больше деревьев в селе

Провести общий субботник на селе

Несмотря на отрицательную оценку экологического положения в селе, можносделать вывод, что многие жители и дети Вертуновки неравнодушно относятся к будущему своего села, внося большой вклад в благоустройство, озеленение и улучшение экологической обстановки села, т. е. имеют чувство гражданской ответственности за экологическую обстановку своей малой родины, а значит и всей страны в целом.
















Заключение

За последние годы наше родное село стало более благоустроенным. На улицах не увидишь не только бурьяна, но и мусора, который регулярно вывозится. Около многих домовладений цветут цветы. Проложена дорожка для пешеходов. Регулярно приводитсяв порядок территория сельского кладбища, мемориала и памятников почётным жителям села. Расчищен и оборудован родник. На занятиях внеурочной деятельности дети учатсямастерить поделки из вторсырья.

Это стало возможным благодаря совместным действиям школы, Вертуновскойадминистрации, спонсорам-партнёрам и просто неравнодушным людям.

Перспективы деятельности эковолонтерского отряда МБОУ СОШ с. Вертуновка:

  • продолжить деятельность «Тимуровцев» в виде научно-исследовательской деятельности и экодеятельности конкретной практической направленности;

  • привлекать внимание детей и взрослых к актуальным экологическим проблемам села, страны и планеты в целом;

  • развивать у обучающихся умения работать во взаимодействии с органами власти, партнёрами и СМИ;

  • содействовать школьникам в дальнейшем духовно-нравственном становлении и профессиональном самоопределении.

Своим проектом «Сделаем родное село экотерриторией!» мы хотим внести посильный вклад в сохранение окружающей среды и формирование у детей и взрослых «зелёной идеологии». Эта идеология должна пропитать все общество, каждого гражданина России.





Список литературы


  1. Ю. К. Ефремов «Природа моей страны», М. «Мысль», 1985г.

  2. П. В. Зимин, Г. В. Еремин, «Реки Пензенской области», Саратов Приволжское книжное издательство, пензенское отделение, 1989г.

  3. Тематические интернет-ресурсы.

  4. Собственные исследования: самостоятельное измерение отдельных параметров реки, взятие и исследование проб воды, выявление экологических проблем.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!