СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста. Популярные и непопулярные дети в коллективе. Причины популярности и непопулярности ребенка среди сверстников. Положительный и отрицательный эффект влияния компании на ребенка младшего школьного возраста. Одиночество ребенка. Проблемы ребенка в выборе друзей. Стратегия поведения родителей: тактичность, корректность, желание понять и помочь.

Просмотр содержимого документа
«Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица»

Тема. Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица


Цель: определить роль сверстников, друзей в развитии личности ребенка младшего школьного возраста; предложить рекомендации родителям по организации отношений с друзьями ребенка.

Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста. Популярные и непопулярные дети в коллективе. Причины популярности и непопулярности ребенка среди сверстников. Положительный и отрицательный эффект влияния компании на ребенка младшего школьного возраста. Одиночество ребенка. Проблемы ребенка в выборе друзей. Стратегия поведения родителей: тактичность, корректность, желание понять и помочь.

Понимаем ли мы своего ребенка?

Многие из нас, несмотря на то, что прожили значительную часть своей жизни, так и не научились общаться между собой. Общение является обычным обменом информацией между людьми, но успех любого общения определяется взаимопониманием. Часто конфликты возникают по причине отсутствия взаимопонимания. Ссоры и несогласия усиливаются из-за того, что мы не способны увидеть ситуацию глазами другого человека. При отсутствии взаимопонимания не может быть и доверия. Если мы будем владеть всеми приемами эффективного общения, нам легче будет понимать своих детей, а им проще будет с нами. Мы не роботы и не компьютеры. Наше общение − это обмен не только информацией, но и эмоциями, переживаниями, чувствами.

Часто мы умение слушать подменяем паузой, которую выдерживаем, ожидая возможности высказаться самому, когда наш собеседник, наконец, перестанет говорить. Учитывая, что наш собеседник «бесправный» подросток, рассчитывать, что его не только выслушают, но и поймут, не приходится.

Активно слушать ребенка нужно всегда. Бывают случаи, что совсем маленькие дети, едва умеющие говорить, и вдруг лепечут поразительно интересные вещи. Подросток значительно старше, у него самостоятельная жизнь, и прислушиваться к нему необходимо. В текучке дней мы не всегда обращаем на это внимание, но есть моменты, когда мы обязаны быть внимательными. Это когда у нашего ребенка эмоциональные проблемы: он сконфужен, унижен, обижен, ему стыдно и больно.

В качестве примера рассмотрим очень типичный случай:

Приходит подросток домой со слезами на глазах, бросает в угол комнаты портфель (сумку) и заявляет, что больше в эту проклятую школу не пойдет. Лицо искажено гримасой обиды на весь белый свет.

Как поступают родители в подобных случаях? Есть три варианта. Рассмотрим их по очереди.

Первый: родители тоже устали, раздражены, замучены безденежьем и связанными с ним проблемами. В этом случае часто следует окрик: «Что значит, не пойду? Я тебе дам, не пойду! Пойдешь как миленький. Хочешь неучем остаться?» Далее может последовать тирада о пользе учения и угрозы, связанные с нежеланием отрока учиться. Подросток в этом случае или замыкается в себя, или убегает к друзьям. Родители не поняли серьезности ситуации, в которую попало их любимое чадо, иначе повели бы себя совсем по-другому.

Второй вариант: родители пытаются узнать, что случилось, но у них с сыном (дочкой) нет взаимопонимания. Они раньше не очень к нему прислушивались. Все попытки узнать правду заканчиваются молчанием или малопонятными фразами, из которых картину случившегося выстроить не удается. Эффект тот же: ребенок отгораживается стенкой или уходит туда, где его поймут и посочувствуют.

В третьем случае к родителям, умеющим слушать, подросток придет сам как к последней надежде в его сложном положении. Его боль и унижение, которым он подвергся, сразу передадутся и им. Сопричастность и сострадание самых близких ему людей сделают его обиду не такой жестокой.

Спокойный голос, взгляд глаза к глаза, еще более расположат к вам ребенка. На вопрос: «Что случилось?» − вы не сразу получите ответ. Положение вашего сына (дочки) подсказывает ему, что и у вас из-за него могут быть неприятности. Какое-то время он изворачивается, не говорит правды. Наконец понимает, что деваться все равно некуда, и рассказывает вам все начистоту. Выясняется, что группа ребят из старшего класса занимается откровенным грабежом школьников младшего возраста. Мало того, что забирают все, что дают родители на завтраки, так еще заставляют принести из дома. Выясняется, что он неоднократно крал деньги из маминой тумбочки…

Теперь с него запросили такую сумму, которую он не знает, где взять.

Далее опять вопрос взаимопонимания: «Как ты мог так поступать!» − мог вскричать отец с последующей тирадой о том, что нужно было сразу все сказать. В этой ситуации нужно поставить себя на место своего сына.

Как бы вы поступили?

И тогда вопрос будет другой: «Чего ты хочешь, сынок?

Я могу перевести тебя в другую школу, сдать подонков в милицию или пойти с приятелем и переломать им ребра»…

В такой ситуации подросток чаще выбирает другую школу. Он боится мести друзей этих ребят и выбирает самый безопасный путь и для себя, и для своего отца.

Своим умением слушать вы подводите ребенка к конструктивному решению проблемы, сохраняя с ним хорошие отношения.

Теперь, после того как классный руководитель привел пример, участвующие разбиваются на пары (один «взрослый», другой − «ребенок»).

На карточках или большом ватмане расписаны конфликтные ситуации, выбрав некоторые из них, участники начинают игру.

Правила активного слушания висят на плакате, и играющие могут ими воспользоваться:

-смотреть в лицо ребенка, глаза на одном уровне;

-стараться изображать чувства, испытываемые ребенком;

-использовать утвердительную форму высказывания и вопросов стараться не задавать;

-давать ребенку время на обдумывание, для чего держать паузу.

После игры предложить родителям высказаться. Высказывания записать на доску или плакат.

Высказывания могут быть примерно такими:

ребенок рассказывает значительно больше, когда видит, что его внимательно слушают;

после разговора подросток сам пытается решить свою проблему;

мы начинаем лучше понимать друг друга;

переживания ребенка значительно уменьшаются.

Теперь, после игры мы разобрались, что активное слушание − это путь к установлению лучшего контакта с ребенком.

Далее игра будет другой. Речь шла о переживаниях ребенка. Но ведь и родители сильно переживают за своих чад и очень расстраиваются, когда те невнимательны, грубы, черствы, эгоистичны и т.д. Требуя к себе «внимания, выполнения тех или иных работ по дому, взрослые повышают голос, требуют, приказывают, оскорбляют, а в ответ получают то же самое. В лучшем случае подросток на это не реагирует.

Наиболее типичные фразы родителей:

«Сколько раз тебе повторять: вынеси мусор!».

«Ты опять прогулял школу, хочешь неучем остаться!».

«Когда ты, наконец, будешь приходить вовремя!».

Все эти высказывания содержат негативную оценку поведения и самой личности подростка, поэтому они и неприемлемы. В них везде звучит местоимение «ты», поэтому подобные высказывания получили название «Ты» – высказываний».

Психологи советуют избегать таких высказываний и использовать «Я» -высказывания. Вот какие у них признаки:

-в конфликтной ситуации стараться описывать свои чувства и эмоции.

-кратко, без оценок описать ситуацию или поступок ребенка, при этом касаться только поведения, но не трогая личность.

-сформулировать результат, который вам желателен.

Тогда приведенные выше высказывания станут выглядеть таким образом:

*«Я собираюсь готовить обед, но мусор складывать совершенно некуда. Очистки от овощей вываливаются на пол. Как хорошо, если бы мусорное ведро было пустым».

*«Сегодня я говорила с твоим классным руководителем по поводу посещаемости тобой занятий. Мне было очень стыдно. Я не знала, как себя вести. Если начались проблемы с занятиями или твоим поведением в школе, давай сядем и поговорим об этом. Помощь мы тебе всегда окажем».

*«У нас в семье принято приходить домой в определенное время. Когда любой член нашей семьи задерживается, я сильно переживаю и нервничаю. Я очень прошу тебя приходить домой до 10 ч вечера. Если тебе нужно задержаться, ты будешь предупреждать, и я буду чувствовать себя спокойно».

Разговаривать в такой манере трудно. Родительская власть требует своего. Чтобы высказываться о своих чувствах и эмоциях в таком виде, нужна длительная тренировка. Результат:

«Я» – высказывание тоже будет не мгновенным и неоднозначным. Часть детей поймет и оценит, но будут и такие, которые примут это за родительскую слабость. Этого нельзя исключать. Для черствых и слабовольных детей жесткие методы эффективнее: факт скандала дома будет служить для них сдерживающим фактором.

Автору известны уже выросшие дети, к которым родители относились, как к равным. Они видели от родителей только любовь и уважение, но, несмотря на это, ни мусор их нельзя было заставить вынести (ни в какой форме), и уйти они могли на всю ночь, имея при себе мобильный телефон и не отвечая до утра на звонки родителей. Я не могу этот феномен объяснить ничем, кроме генетической предрасположенности. Возможно, что тут именно «битие» определяло сознание, но оно не использовалось по причине высокой культуры семей. У казаков за проступки секли даже атаманов, но уважение к ним после этого было еще больше.

Итак, вернемся к нашей тренировке. Безусловно, что для большинства детей данный метод достаточно эффективен, потому что основан на уважении и доверии. Он дает возможность и ребенку, и родителям лучше попять друг друга и прийти к диалогу.

Для примера проведем две ролевые игры, где одна и та же ситуация будет обыграна с помощью

«Ты» - высказываний,

«Я»- высказываний.

Ситуация для всех участников тренинга:

«Время первый час ночи. Сын задерживается на улице, хотя должен прийти до десяти часов, в крайнем случае, до одиннадцати. Отец лег спать − ему на работу, а мать нервничает, потому что не знает причину задержки. Около часа ночи сын появляется дома, и состоялся следующий диалог...»

«Легенда» для сына: «Вы были в компании парней и девушек, одна из которых вам очень нравится. Сегодня они обратила на вас внимание, и вы проболтали с ней все время, забыв о пространстве, времени и самом себе, опомнились, когда одного из группы позвали домой взволнованные родители. Вы тут же побежали домой, понимая, что заставили волноваться родителей. Дома состоялся диалог...»

Большинство детей младшего возраста возвращаются в свой дом с радостью (так как любят семью, хотят отдохнуть, соскучились, получил хорошую оценку, любит находиться дома), и не только.

Часть детей идут домой неохотно, с тревогой, опаской.

Ребята среднего возраста идут с радостью (так как любят родных, хотят рассказать новости, поделиться оценками, сделать уроки и отдохнуть).

Некоторые - с неохотой (так как любят учиться, любят школу и хотят там остаться).

1% детей возвращается быстрее (так как хотят сделать уроки и идти гулять).

Большинство ребят старшего возраста возвращается домой с радостью.

Меньшая часть - с тревогой (так как бояться что что-то сделали не так.

Из ответов детей видны новые устойчивые черты образа жизни современной семьи: поездки на дачу, поездки за границу.

Анализ ответов дает возможность сделать ряд наблюдений:

ценности детей – это ласка (ласка матери, нежное прикосновение матери), свобода, подвиги, мир, добро, семья, первая любовь. Дети любят сказки, праздники ,мечты, шутки, подарки.

Чувства, которые чаще всего ощущают дети: счастье, радость, беззаботность, фантазии, разочарования, любовь, доброта, красота, интерес к жизни.


Отношение детей к миру взрослых


Взрослый мир завораживает ребенка. Дети всех возрастов готовы устанавливать контакты. К установлению связи со взрослыми (родители, учителя, старшие братья, сестры, соседи и пр.) стремятся дошкольники и дети младшего школьного возраста; с миром взрослых в целом – в подростковом, юношеском возрастах. Замечено, что чем взрослее ребенок – тем шире спектр его контактов со взрослым миром.

Но внимание и уважение к ребенку – это невосполнимый дефицит. Зафиксировано резко обострившееся противоречие между усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением, а затем и отсутствием необходимого внимания со стороны взрослых. Замечено, что при проявлении повышенной заботы об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют возможности общения с ними. В результате у многих развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых (и потому более страшных), чем у взрослых, формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям − честности, порядочности и т. п.

И во всех грехах ребенок обычно винит не родителей, а самого себя.(есть и наоборот) Он считает, что взрослые, а тем более родители, не могут быть плохими. Наверное, он сам недостаточно хорош. Ребенок болезненно переживает, если чувствует, что родители его не понимают, не принимают, не любят, и тогда в ответ на наш вопрос о том, что он любит больше всего на свете, отвечает: «Люблю, когда мама всегда добрая».

Когда детям предложили охарактеризовать «Мир в доме» младшие школьники отметили:

* что это дружба и доброта

*мир воображения и спокойствия

*мир чистоты

*мир отдыха

дети среднего возраста отвечали

* что это семья без ссор

*когда все счастливы

*когда каждый друг другу помогает

*хорошие отношения с родными

*когда есть своя комната

старшие школьники говорили о том:

*мир – взаимопонимания с родителями

*жить в согласии с родителями

*уважения между членами семьи

*душевная атмосфера

*можно поделиться проблемами

На вопрос: «Кто в вашем доме является хранителем мира?»,

дети младшего возраста ответили:

- мама и папа

-мама, папа и я

дети среднего возраста хранителем мира в доме называют:

- маму

- папу

-родителей – всех членов семь;

дети старшего возраста убеждены

-это вся семья

-сестра и мама

-мама

- сестра и папа

-никто.

Дети младшего возраста охарактеризовали мир своего дома, песней «Мир живет и в нашем доме».

Среднего – словами из песен: «Главней всего погода в доме», «Дружба начинается с улыбки», «Детство, детство ты куда бежишь», «Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери»,

Но дети всех возрастов мечтают о мире в семье.

*Мир, где светит ярко солнце,

*Где цветут зимой цветы,

*Где тебя встречает мама,

*Где сбываются мечты,

*Мир, где каждый вечер добрый,

*Где вокруг тебя друзья,

*Где тебе всегда помогут.

*Этот мир – моя семья!


















Приложение

(для родительского собрания)


Моя фамилия___________

Мое имя ________

Мне лет.

Мой любимый цвет_________

Расположи на солнышке и его лучиках свою семью:



6. Если бы у тебя остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он был бы ___________________________цвета, а последнее желание загадал, чтобы…


7. Мои любимые слова…

8. Мое любимое место дома

9. Мне не нравятся такие слова:


Оформление, оборудование и инвентарь.

В центре доски − плакат со словами Э. Канта: «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого».

Подготовка: За 1−2 недели до собрания в классе среди учащихся проводится анкетирование «Ребенок и его семья», в котором учащиеся оценивают свое положение в семье.

Анкета «Ребенок и его семья»

1.Меня почти во всем поддерживают.

2.У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3.Мне бывает трудно дома.

4.Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.

5.Меня во многом ограничивают.

6.Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.

7.Мне дают карманные деньги.

8.У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9.Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10.Родители заняты только собой.

Варианты ответов:

практически всегда;

иногда;

почти никогда.

Посмотрим, на что же они тратят это свободное время:

-гуляют на улице с друзьями;

-слушают музыку или смотрят телевизор;

-читают и трудятся по дому;

-посещают кружки и секции.

Телевизор занимает довольно большое место в сфере досуга подростков. Ребята любят и видеоклипы, а также рекламу. Реклама оказывает мощное влияние на формирование эстетических и нравственных ценностей подростков, которые являются основными потребителями рекламной продукции. Каждый пятый подросток признался, что ему нравится смотреть все подряд рекламные ролики. Таким образом, рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, язык подростков.

Среди учащихся проводится исследование по методике «Незаконченные предложения» на тему «Свободное время». Учащимся предлагается продолжить следующие предложения:

Свободное время − это...

Мое любимое занятие...

В свободное время я больше всего люблю...

Если бы я имел достаточно денег, я бы...

Главная цель моей жизни − ...

Вместе с тем личностный рост ребенка обеспечивается и радостью родителей, учителя от общения с ним; искренней потребностью друг в друге; заинтересованностью в успехе друг друга; интересом к жизни глазами и душой ребенка. В этом залог его успеха, его счастливого детства, а нашей старости, окруженной заботой и вниманием.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!