СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.02.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты русского языка-внеурочные занятия для 1-4 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность-Секреты русского языка. Для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Секреты русского языка-внеурочные занятия для 1-4 классов.»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Секреты русского языка»

на уровень начального общего


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

У обучающихся будет сформировано:

  • осознание роли языка и речи в жизни людей;

  • умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • осознания роли языка и речи в жизни людей;

  • умений эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • умений понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • умений высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • работать по предложенному учителем плану.

У обучающихся будет возможность научиться:

  • определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • работать по предложенному учителем плану.


Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

У обучающихся будет возможность научиться:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

У обучающихся будет возможность научиться:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


  1. Содержание программы. В царстве слов

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем.

Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение

антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…».

Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах.

Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Анаграммы и метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов.

Иллюстрирование слов- ответов.

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь

имя».

Занимательное словообразование

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Класс

Раздел

Темы

Часы

1

класс

Самые дорогие и добрые слова

Вводное занятие. Значение русского языка

10

Волшебные слова

Волшебные слова

О самых дорогих словах

Важные слова

Важные слова

Важные слова

Добрые слова

Добрые слова

Праздник «День Вежливости»

Чудесные превращения слов

Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

10

Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»…

Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…

Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»…

Игра в слова

Игра в слова

Игры «Флот помог», «Телефон»…

Игры «Флот помог», «Телефон»…

Игры «Флот помог», «Телефон»…

Праздник «Путаница»


Звуки в слове

Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

10

Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»

Скороговорка в ребусе

Скороговорка в ребусе

Лесная школа

Лесная школа

Считалки

Считалки

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.

Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.


Тематические группы слов

Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»

5

Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др.

2

класс

Мир полон звуков

Звуки вокруг нас

6

Фабрика речи

Игры «Составь слово», «Угадайка»

Полоса препятствий

Рисуем звуками

Трудности словесного ударения

Азбука прошедшая сквозь века

Буквы старые и новые

5

Так считали наши предки

Страницы древних книг

Живая и веселая буква алфавита

Загадки русской графики

Всему название дано

Рождение языка

5

Сколько слов в языке

Имена, имена, имена…

Увлекательные истории о самых простых вещах

Словари - сокровища языка

Как делаются слова

Слова «готовые» и «сделанные»

6

«Дальние родственники»

Есть «родители» у слов?

Внимание, корень!

Такие разные суффиксы

Что нам стоит слово построить

Секреты правильной речи

Словарное богатство русского языка

13

Вместе и врозь

Выбираем точное слово

Одно или много

Когда у слов много общего

Снова одинаковые, но разные

Когда значения спорят

«Местные жители» и «иностранцы»

Выбор фразеологизма речи

Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»

3

класс

В царстве слов

Сказочное царство слов.

35

Путешествие в страну Слов.

Происхождение слов.



Чудесные превращения слов.


Чудесные превращения слов.

В гостях у слов- родственников.

Конкурс «Непонятные слова»

Добрые слова.

Слова - пришельцы.

Новые слова в русском языке.

Новые слова в русском языке.

Встреча с зарубежными друзьями.

Слова – друзья (синонимы).

Слова – друзья (синонимы).

Слова- антонимы.

Слова- близнецы (омонимы).

Крылатые слова (фразеологические оборот).

В королевстве ошибок.

В королевстве ошибок.

В стране Сочинителей.

В стране Сочинителей.

Искусство красноречия.

Искусство красноречия.

Праздник творчества и игры.

Трудные слова.

Трудные слова.

Анаграммы и метаграммы.

Анаграммы и метаграммы.

Шарады и логогрифы.

Шарады и логогрифы.

Откуда пришли наши имена.

Занимательное словообразование.

Занимательное словообразование.

КВН по русскому языку. «Вас приглашает царица Грамматика.»

4

класс

Фонетика и орфоэпия

Что такое орфоэпия?

7

Что такое фонография или звукозапись?

Звуки не буквы!

Звучащая строка.

Игра «Пиши и произноси правильно»

Волшебные превращения, или рассказ о том, как буквы прочили невнимательного школьника.

Мозговой штурм « Секреты орфографии»

Что такое орфоэпия?

Лексикология

Имена вещей.

28

О словарях энциклопедических и лингвистических.

В царстве смыслов много дорог.

Как и почему появляются новые слова?

Многозначность слова.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Об одном и том же - разными словами.

Как возникают названия.

Слова – антиподы.

Фразеологические обороты.

Словари «чужих» слов.

Капитан и капуста.

«Он весь свободы торжество».

Мы говорим его стихами.

Слова, придуманные писателями.

Слова уходящие и слова – новички.

Словарь языка Пушкина.




Смуглая Чернавка.


Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Словарь- грамотей.

Научная этимология.

Какие бывают имена?

Древнерусские имена.

Отчество и фамилия.

Надо ли останавливаться перед зеброй?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!