Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
на уровень начального общего
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
У обучающихся будет сформировано:
-
осознание роли языка и речи в жизни людей;
-
умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
-
осознания роли языка и речи в жизни людей;
-
умений эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
умений понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
умений высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
-
определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
работать по предложенному учителем плану.
У обучающихся будет возможность научиться:
-
определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;
-
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
У обучающихся будет возможность научиться:
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
У обучающихся будет возможность научиться:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Содержание программы. В царстве слов
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем.
Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение
антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…».
Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
В королевстве ошибок.
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
В стране Сочинителей.
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия.
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова.
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах.
Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Шарады и логогрифы.
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов.
Иллюстрирование слов- ответов.
Откуда пришли наши имена.
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь
имя».
Занимательное словообразование
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Класс | Раздел | Темы | Часы |
1 класс | Самые дорогие и добрые слова | Вводное занятие. Значение русского языка | 10 |
Волшебные слова |
Волшебные слова |
О самых дорогих словах |
Важные слова |
Важные слова |
Важные слова |
Добрые слова |
Добрые слова |
Праздник «День Вежливости» |
Чудесные превращения слов | Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»… | 10 |
Игры «Буква заблудилась», «Добавь букву»… |
Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»… |
Игры «Спрятавшееся слово», «Эхо»… |
Игра в слова |
Игра в слова |
Игры «Флот помог», «Телефон»… |
Игры «Флот помог», «Телефон»… |
Игры «Флот помог», «Телефон»… |
Праздник «Путаница» |
| Звуки в слове | Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку» | 10 |
Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку» |
Скороговорка в ребусе |
Скороговорка в ребусе |
Лесная школа |
Лесная школа |
Считалки |
Считалки |
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. |
Конкурс скороговорок, считалок, поговорок. |
| Тематические группы слов | Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?» | 5 |
Игры «Растения», «Животные», «Времена года» и др. |
2 класс | Мир полон звуков | Звуки вокруг нас | 6 |
Фабрика речи |
Игры «Составь слово», «Угадайка» |
Полоса препятствий |
Рисуем звуками |
Трудности словесного ударения |
Азбука прошедшая сквозь века | Буквы старые и новые | 5 |
Так считали наши предки |
Страницы древних книг |
Живая и веселая буква алфавита |
Загадки русской графики |
Всему название дано | Рождение языка | 5 |
Сколько слов в языке |
Имена, имена, имена… |
Увлекательные истории о самых простых вещах |
Словари - сокровища языка |
Как делаются слова | Слова «готовые» и «сделанные» | 6 |
«Дальние родственники» |
Есть «родители» у слов? |
Внимание, корень! |
Такие разные суффиксы |
Что нам стоит слово построить |
Секреты правильной речи | Словарное богатство русского языка | 13 |
Вместе и врозь |
Выбираем точное слово |
Одно или много |
Когда у слов много общего |
Снова одинаковые, но разные |
Когда значения спорят |
«Местные жители» и «иностранцы» |
Выбор фразеологизма речи |
Викторина «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» |
3 класс | В царстве слов | Сказочное царство слов. | 35 |
Путешествие в страну Слов. |
Происхождение слов. |
| | Чудесные превращения слов. | |
Чудесные превращения слов. |
В гостях у слов- родственников. |
Конкурс «Непонятные слова» |
Добрые слова. |
Слова - пришельцы. |
Новые слова в русском языке. |
Новые слова в русском языке. |
Встреча с зарубежными друзьями. |
Слова – друзья (синонимы). |
Слова – друзья (синонимы). |
Слова- антонимы. |
Слова- близнецы (омонимы). |
Крылатые слова (фразеологические оборот). |
В королевстве ошибок. |
В королевстве ошибок. |
В стране Сочинителей. |
В стране Сочинителей. |
Искусство красноречия. |
Искусство красноречия. |
Праздник творчества и игры. |
Трудные слова. |
Трудные слова. |
Анаграммы и метаграммы. |
Анаграммы и метаграммы. |
Шарады и логогрифы. |
Шарады и логогрифы. |
Откуда пришли наши имена. |
Занимательное словообразование. |
Занимательное словообразование. |
КВН по русскому языку. «Вас приглашает царица Грамматика.» |
4 класс | Фонетика и орфоэпия | Что такое орфоэпия? | 7 |
Что такое фонография или звукозапись? |
Звуки не буквы! |
Звучащая строка. |
Игра «Пиши и произноси правильно» |
Волшебные превращения, или рассказ о том, как буквы прочили невнимательного школьника. |
Мозговой штурм « Секреты орфографии» |
Что такое орфоэпия? |
Лексикология | Имена вещей. | 28 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
В царстве смыслов много дорог. |
Как и почему появляются новые слова? |
Многозначность слова. |
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Об одном и том же - разными словами. |
Как возникают названия. |
Слова – антиподы. |
Фразеологические обороты. |
Словари «чужих» слов. |
Капитан и капуста. |
«Он весь свободы торжество». |
Мы говорим его стихами. |
Слова, придуманные писателями. |
Слова уходящие и слова – новички. |
Словарь языка Пушкина. |
| | Смуглая Чернавка. | |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
Словарь- грамотей. |
Научная этимология. |
Какие бывают имена? |
Древнерусские имена. |
Отчество и фамилия. |
Надо ли останавливаться перед зеброй? |