СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Семантика вывесок г. Сегежи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к научно-исследовательской работе

Просмотр содержимого документа
«"Семантика вывесок г. Сегежи"»

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа  Общешкольная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»  НАУЧНО-ИССЛЕДОВАЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Семантика названий вывесок г. Сегежа»    Петрова И., ученица 5 а кл.  МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа   Минина А., ученица 5 а кл.  МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа   Медведская Т. В., учитель  русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа Общешкольная учебно-исследовательская конференция «Юный исследователь»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Семантика названий вывесок г. Сегежа»

Петрова И., ученица 5 а кл.

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа

Минина А., ученица 5 а кл.

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа

Медведская Т. В., учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 6 г. Сегежа

Гипотеза  Городские вывески - это стиль времени, а также отражение уровня  языкового и ментального развития общества. Объект исследования – названия вывесок г. Сегежа.

Гипотеза

  • Городские вывески - это стиль времени, а также отражение уровня  языкового и ментального развития общества.
  • Объект исследования – названия вывесок г. Сегежа.
Цель работы:   выяснить, на какие семантические группы подразделяются названия вывесок нашего города, какая группа является преобладающей , отражает ли она современные тенденции жизни и менталитет горожан .

Цель работы:

  •   выяснить, на какие семантические группы подразделяются названия вывесок нашего города, какая группа является преобладающей , отражает ли она современные тенденции жизни и менталитет горожан .
Практическая ценность. Систематизация названий вывесок , распределение их по семантическим группам составляет практическую ценность как для жителей нашего города, так и его посетителей.

Практическая ценность.

  • Систематизация названий вывесок , распределение их по семантическим группам составляет практическую ценность как для жителей нашего города, так и его посетителей.
Актуальность работы. Актуальность работы обусловлена стремлением выяснить, какие тенденции преобладают в нашем обществе: погоня за модными названиями или предпочтение все-таки отдается более традиционному и привычному словотворчеству…. Снижается ли грамотность  современного общества,  общая  и лингвистическая культура современного сегежанина в условиях жесткой конкуренции и навязанных ему сетевых объединений?

Актуальность работы.

  • Актуальность работы обусловлена стремлением выяснить, какие тенденции преобладают в нашем обществе: погоня за модными названиями или предпочтение все-таки отдается более традиционному и привычному словотворчеству…. Снижается ли грамотность  современного общества,  общая  и лингвистическая культура современного сегежанина в условиях жесткой конкуренции и навязанных ему сетевых объединений?
задачи: изучить теоретические представления о «городских вывесках» в научной литературе; классифицировать  названия  вывесок;   собрать и проанализировать лингвистический материал; распределить названия вывесок по семантическим группам;  выявить преобладающую семантическую группу; выяснить, какие семантические группы названий вывесок отражают стиль времени , уровень  языкового и ментального развития общества города; проанализировать полученные результаты.

задачи:

  • изучить теоретические представления о «городских вывесках» в научной литературе;
  • классифицировать  названия  вывесок;
  • собрать и проанализировать лингвистический материал;
  • распределить названия вывесок по семантическим группам;
  • выявить преобладающую семантическую группу;
  • выяснить, какие семантические группы названий вывесок отражают стиль времени , уровень  языкового и ментального развития общества города;
  • проанализировать полученные результаты.
Описание работы. В исследовании нами использовались   следующие  методы:  частично - поисковый; исследовательский; работа с  научной  литературой; наблюдение; классификация; синтез; анализ.     Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также  списка литературы и приложений.  Во введении  обосновывается выбор темы, цели, задачи, методы, актуальность, практическая значимость работы. В первой главе   представлена   общая   классификация наименований объектов.  В практической части анализируются названия вывесок г. Сегежа и приводятся результаты  по их распределению в выявленные семантические группы. Выводы  по результатам исследования  содержатся  в  заключении   нашей работы.

Описание работы.

  • В исследовании нами использовались   следующие  методы:  частично - поисковый; исследовательский; работа с  научной  литературой; наблюдение; классификация; синтез; анализ.
  •     Работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также  списка литературы и приложений.
  • Во введении  обосновывается выбор темы, цели, задачи, методы, актуальность, практическая значимость работы.
  • В первой главе   представлена   общая   классификация наименований объектов.
  • В практической части анализируются названия вывесок г. Сегежа и приводятся результаты  по их распределению в выявленные семантические группы.
  • Выводы  по результатам исследования  содержатся  в  заключении   нашей работы.
 Понятие вывески.   «Городские вывески – тексты малой формы, в которых часто находит выражение языковая личность автора, то есть человека или группы лиц, создающих наименование городского объекта». (Н.В. Козловская)  «Вывеска – пластина с надписью или рисунком, сообщающая о названии учреждения, роде его деятельности» («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Понятие вывески.

  • «Городские вывески – тексты малой формы, в которых часто находит выражение языковая личность автора, то есть человека или группы лиц, создающих наименование городского объекта». (Н.В. Козловская)
  • «Вывеска – пластина с надписью или рисунком, сообщающая о названии учреждения, роде его деятельности» («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).
Общая классификация названий вывесок. мотивированные названия, немотивированные названия,  названия, вызывающие лингвистический шок.

Общая классификация названий вывесок.

  • мотивированные названия,
  • немотивированные названия,
  • названия, вызывающие лингвистический шок.
Мотивированные названия 1. названия, опирающиеся на городскую топонимику; 2. названия, мотивированные тематическими и лексико-семантическими связями слов; 3. названия, позволяющие обнаружить ассоциативные связи с объектом наименования.

Мотивированные названия

  • 1. названия, опирающиеся на городскую топонимику;
  • 2. названия, мотивированные тематическими и лексико-семантическими связями слов;
  • 3. названия, позволяющие обнаружить ассоциативные связи с объектом наименования.
Немотивированные названия. 1. наименования с использованием чисел; 2. наименования с использованием имен; 3. буквенные и слоговые аббревиатуры; 4. названия животных, птиц, насекомых в составе наименования объекта; 5. мифологические, сказочные, фантастические существа и волшебные предметы; 6. названия растений и других растительных организмов; 7. природные явления и объекты; 8. использование иноязычной лексики и смешение слов из разных языков; 9. отвлеченные понятия; 10. название геометрических фигур.

Немотивированные названия.

  • 1. наименования с использованием чисел;
  • 2. наименования с использованием имен;
  • 3. буквенные и слоговые аббревиатуры;
  • 4. названия животных, птиц, насекомых в составе наименования объекта;
  • 5. мифологические, сказочные, фантастические существа и волшебные предметы;
  • 6. названия растений и других растительных организмов;
  • 7. природные явления и объекты;
  • 8. использование иноязычной лексики и смешение слов из разных языков;
  • 9. отвлеченные понятия;
  • 10. название геометрических фигур.
Названия, вызывающие «лингвистический шок». Возникновение такой семантической группы настораживает . Так в чем же причина? Ответ более чем очевиден: процесс снижения грамотности современного общества, лингвистической и общей культуры.

Названия, вызывающие «лингвистический шок».

  • Возникновение такой семантической группы настораживает . Так в чем же причина? Ответ более чем очевиден: процесс снижения грамотности современного общества, лингвистической и общей культуры.
Результаты исследования.

Результаты исследования.

Итоги работы.  Цель данной  исследовательской работы была достигнута. Исследование доказывает, что  если раньше большее количество названий в нашем городе являлось мотивированным, то сегодня преобладающей группой становятся немотивированные наименования . Причиной возникновения немотивированных и шокирующих названий является погоня за новомодными тенденциями, процесс снижения грамотности и лингвистической культуры, стремление к необычности, броскости и оригинальности названия даже путем нарушения языковых норм.

Итоги работы.

  • Цель данной  исследовательской работы была достигнута. Исследование доказывает, что  если раньше большее количество названий в нашем городе являлось мотивированным, то сегодня преобладающей группой становятся немотивированные наименования . Причиной возникновения немотивированных и шокирующих названий является погоня за новомодными тенденциями, процесс снижения грамотности и лингвистической культуры, стремление к необычности, броскости и оригинальности названия даже путем нарушения языковых норм.
  Конечно, мы охватили не   стопроцентный объем городских вывесок, но считаем, что изученного нами материала достаточно, чтобы сделать вывод:   Городские вывески - это стиль времени, а также отражение уровня  языкового и ментального развития общества.
  •   Конечно, мы охватили не   стопроцентный объем городских вывесок, но считаем, что изученного нами материала достаточно, чтобы сделать вывод:

 

  • Городские вывески - это стиль времени, а также отражение уровня  языкового и ментального развития общества.
Библиография. 1. Список литературы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997. Школьный англо-русский словарь. М., «Просвещение», 1985 2. Интернет-источники: http://segezha.bizly.ru/ Справочник организаций Сегежи http://gramma.ru/KOL/?id=1.36 Немотивированные названия городских объектов и явление лингвистического шока. Н.В. Козловская http://www.speakrus.ru/articles/shock.htm В. П. Белянин  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ШОК

Библиография.

1. Список литературы:

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М., 1997.
  • Школьный англо-русский словарь. М., «Просвещение», 1985

2. Интернет-источники:

  • http://segezha.bizly.ru/ Справочник организаций Сегежи
  • http://gramma.ru/KOL/?id=1.36 Немотивированные названия городских объектов и явление лингвистического шока. Н.В. Козловская
  • http://www.speakrus.ru/articles/shock.htm В. П. Белянин ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ШОК
Спасибо за внимание! «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».   А.И.Куприн   «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев

Спасибо за внимание!

  • «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».  А.И.Куприн

 

  • «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». И.С. Тургенев


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!