СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейная реликвия. Мы знаем! Мы храним! Мы помним! Конаплев В.С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша работа – это исследование материалов воспоминаний, бесед с родственниками; изучение литературы, рассказывающей об истории появления формы моряка в семье.

Цель исследования: изучение истории семьи, в которой хранится эта реликвия.

Просмотр содержимого документа
«Семейная реликвия. Мы знаем! Мы храним! Мы помним! Конаплев В.С.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

МКОУ «Убинская средняя школа №1»

Убинского района Новосибирской области





Номинация

«Семейная реликвия»

Авторы: Бондарь Анастасия

Желудова Елизавета

Кацан Дарья

Ученицы 5 класса

Название работы:

«Мы знаем! Мы помним! Мы сохраним!»



Руководитель: Баянова Светлана Александровна –

руководитель школьного музея.











с. Убинское, 2020г.







Введение



          Во многих семьях есть старинные семейные реликвии, вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам не только с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но и дороги, как память о наших предках, об истории страны.

Наша работа – это исследование материалов воспоминаний, бесед с родственниками; изучение литературы, рассказывающей об истории появления формы моряка в семье.

Цель исследования: изучение истории семьи, в которой хранится эта реликвия.

Задачи исследования.

  1. Дать ответ на вопрос: что такое семейная реликвия.

  2. Изучить информацию об истории появления военной формы в семье.

  3. Поделиться информацией о семейной реликвии семьи Коноплевых с одноклассниками и ребятами школы.

Актуальность: память о прошлом воспитывает душу, воспитывает любовь к Родине. Без прошлого нет настоящего. Ведь все успешные инновации современности опираются на историко-культурные и семейные традиции народа!

Методы проведения исследования: 

- самостоятельный информационный поиск,

- анализ семейных архивов,

- интервью с родственниками.



О сновная часть.

Что такое реликвия? 

Это старинные предметы, вещи, передающиеся из поколения в поколение. Реликвия – это то, что достаётся в наследство от уже ушедших предков. Это то, что хранится как память о прошлом. Все у кого есть семейные реликвии, очень дорожат ими, ведь именно они помогают нам прикоснуться к истории семьи, почувствовать, что они нам близки, что они затрагивают и нашу жизнь.  Семейные реликвии могут рассказать нам об исторических событиях, об эпохе или о судьбе отдельного человека. Такие исторические события необходимо не только сохранить, но и донести до следующих поколений, чтобы сберечь память об их героическом прошлом.

     В каждой семье есть своя семейная реликвия. У одних это письма с фронта. У других – старинные часы. Полотенце. Картины и фотографии. Планшеты и дневники, и многое другое...

К сожалению, в наших семьях такой вещи не оказалось, но вот в музее нашей школы мы увидели такую семейную реликвию - это форма моряка – подводника Коноплева Василия Денисовича. Хранится она в семье его дочери - Лайгер Ларисы Васильевны. По просьбе руководителя музея Светланы Александровны она предоставляет этот ценный экспонат в школьный музей, где у учеников есть возможность увидеть эту форму и узнать как можно больше о ней и Василии Денисовиче. Ведь сейчас в наше время такой формы и обмундирования уже давно нет, её можно встретить только в исторических музеях или у родственников. И вот благодаря дочери, внукам и правнучкам моряка, мы можем заглянуть в прошлое, узнать судьбу этого экспоната. (Приложение 1)

Из беседы с Ларисой Васильевной мы узнали, что Василий Денисович Коноплёв родился 1 ноября 1926 года в колхозе «Красный Земледелец» Кирилловского сельского совета. 1941 году окончил семь классов, началась война. Старший брат Прокоп был механизатором, работал трактористом и шофёром, на нём была бронь, но он ушёл добровольцем на фронт. Четырёх парней, в том числе и Василия Денисовича, направили в Белоозёрскую МТС на курсы трактористов. После их окончания работал в КЗЛ помощником бригадира тракторной бригады, Кондратьева М.Т. Техника была старая, ох и намучился молодой механизатор возле своего трактора: то не заводился, то что-то ломалось.

В 1943 году семнадцатилетним парнем был призван на службу в Армию. Вызвали в сельский совет, вручили повестку и буханку чёрного хлеба на дорогу. Но так как парень был очень голоден, пока шёл до дома весь хлеб съел.

До Убинки шёл пешком и здесь он в первый раз увидел поезд. На нём он ехал долго до города Владивостока. За его высокий рост он был отправлен на катере на остров «Русский», где проходил учёбу в школе связи, которую окончил с отличием. Получив специальность гидроакустик – подводник 3 класса Василий Денисович для прохождения службы был направлен на подводную лодку «Щ – 121» Тихоокеанского флота. По приказу главнокомандующего лодка была направлена в Северное море на о. Ханко.

( Приложение 2)

Из интернет ресурсов мы узнали, что полуостров Ханко стал первой советской военной базой, расположенной за пределами страны. Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели в ней постоянного базирования. К началу войны в базе находилось только четыре подводные лодки: одна находилась в дозоре, остальные ремонтировались в Таллине. Поскольку подвоз на базу Ханко продовольствия, боеприпасов, горючего и прочего прекратился, с 1 сентября был введён режим строгой экономии.

Балтийское море.

За несколько недель войны немецкий флот занял почти всю Балтику, загнав Советские корабли в Финский залив, тем самым заблокировав выход в открытое море. Но далеко в тылу врага на о.Ханко Советский гарнизон держал оборону. Это был стратегически важный военный объект, который стремились захватить немецкое и финское командование. Заканчивались снаряды и продовольствие, но о том, чтобы сдать врагу остров никто и не думал. На помощь защитникам острова из Ленинграда, Крандштата, а так же из Владивостока шли военные корабли и подводные лодки с продовольствием и боеприпасами. В свой первый поход на подводной лодке и ушёл Василий Денисович.

Из беседы с Ларисой Васильевной.

По Балтике корабли германских ВМС доставляли оружие, технику и войска на Ленинград. И перед подводниками встала задача: с боевых позиций громить врага на пути их следования. Одним из многих был линкор «Тирпиц», была произведена торпедная атака, в которой корабль был повреждён. Достоверные сведения в фильме «Командир счастливой щуки». Подводная лодка, уходя от преследования, погрузилась на глубину 70 метров, затем на глубину 100 метров лодка легла на дно, так как немцы продолжали бомбить. Вскоре электромоторы начали перегреваться, а из аккумуляторных батарей началось выделение газа. Кислорода становилось всё меньше, команда лежала не двигалась, но их переполняло чувство гордости за выполненный приказ. Командир подводной лодки приказывает выпустить некоторое количество солярки, показать врагу, что лодка затоплена. Через некоторое время бомбёжка прекратилась, а ещё через час гидроакустик доложил, что преследование удаляется. Всплыв на глубину 30 метров, поняли, что лодка повреждена. Часов через шесть лодка всплыла на поверхность. Весь состав вышел на ремонт, кроме дежурных на посту.

Получив радиограмму, вернулись на базу. Вот здесь и была доказана сплочённость состава «один за всех, все за одного». Так Василий Денисович стал старшим матросом и принимал участие в других боевых действиях.

После капитуляции Германии, подводные лодки северным путём ушли с Балтики на Дальний восток. Здесь шла подготовка к войне с Японией. При высадке разведывательно-диверсионной группы в порт «Сейсин» (Северная Корея) получил ранение, от осколка разорвавшегося снаряда. Василий Денисович упал в воду и пошёл ко дну, ощутив дно, он оттолкнулся и попытался всплыть, но лодки сближались и он ударялся об их дно, и так трижды. Силы его покидали, тело не слушалось и быстро остывало в ледяной воде. Собравшись с силами, он уцепился за край лодки, увидев его руки, товарищи вытащили раненного из воды. Гидросамолётом Василия Денисовича доставили на подводную лодку, где ему прооперировали левую ногу, был комиссован, но упросил командование и продолжал нести службу по охране морских рубежей в Китае г.Порт – Артур.

В 1947 году Василия Денисовича переводят на подводную лодку М-44 «Малютка» гидроакустиком 2 класса. Ему предложили обучение в Ленинградском военно-морском училище, но учиться не пришлось. Возвратившись на базу, был доставлен в госпиталь № 139 с диагнозом «Японский энцефалит». Болезнь протекала в тяжёлой форме, самолётом был доставлен в Москву. Комиссия госпиталя установила вторую группу инвалидности. В 1947 году был комиссован, вернулся в деревню Кирилловка.

Так началась послевоенная жизнь Василия Денисовича. Большую часть трудовой деятельности он посвятил железной дороге. Создав семью с Татьяной Никифоровной Леоновой из Гандичевского сельсовета, они воспитали троих детей старшая дочь Лариса Васильевна и младшие два сына. В дальнейшем бабушка с дедушкой заботились о шестерых внуках, а затем и восьми правнуках.

Из статьи «Убинский вестник»

Рассказывать о войне Василий Денисович не любил, так как она оставила неизгладимый отпечаток в его душе. Но все, же иногда, тяжело вздохнув, делился воспоминаниями с родными. Правнукам показывал юбилейные медали и боевые награды – «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией», «За оборону Ленинграда». (Приложение 3)

Его регулярно приглашали на Дни Призывника, где он рассказывал о том, что в пору их юности молодежь была немного другая – морально и физически подготовленная к встрече с любым врагом: стремилась к строительству первого в мире социалистического государства, поэтому самоотверженно сражалась за каждую пядь родной земли. А так же призывал молодёжь любить свою Отчизну и быть готовым защитить её в любой момент, стремлению в любом деле быть первым, уважать старших и не обижать слабых. Он никогда не отказывал во встречах с детьми. Его приглашали и в школу и в детские сады, и домой приходили. И всегда он был доброжелателен, умел завлечь детей интересными, захватывающими рассказами. Разрешал прикоснуться, потрогать его форму и боевые награды.

Он был одним из главных участников митингов посвящённых великой Победе. Василий Денисович всегда с нетерпением ждал этот день.

Из беседы с дочерью Ларисой Васильевной:

Для папы 9 мая был днём олицетворением тишины, спокойствия и мирного неба над головой. И сегодня мы его родные гордимся тем, что рискуя жизнью, он совершил героические подвиги для родного села, района, области и страны в целом, чтобы в будущем его потомки жили в мире и благополучии. (Приложение 4)

За свой вклад в разгром врага, участник двух войн Василий Денисович награждён орденом великой Отечественной Войны 2-й степени, медалью «За победу над Японией». На счету Василия Денисовича двенадцать юбилейных медалей. (Приложение 5)

За информацией о Василии Денисовиче мы обратились к сотрудникам районной библиотеки, где собран и хранится богатейший материл, фотографии. (Приложение 6)

Мы спросили у Ларисы Васильевны, откуда всё - таки форма, неужели с войны?! Она ответила: в белой, он пришёл с войны и бескозырка тоже с войны, были ещё и туфли, папа очень следил за ними. Чистил, ухаживал, но, к сожалению не сохранились. А вот эта синяя, эту ему прислали с морского училища с города Владивостока в честь празднования 60 – летия Победы. Её у нас просили в музей города Новосибирска, но внучка - Настя не разрешила, говорит это наша память, гордость, реликвия и пусть она остаётся в нашей семье, а мы её будем хранить в память о дедушке.

( Приложение 7)

Коноплёв Василий Денисович умер 14 июля 2014 года. Он прожил долгую интересную и насыщенную жизнь. …..

Вот так увидев в школьном музее форму военного моряка, мы узнали много интересного не только о появлении её в семье Ларисы Васильевны, но и о боевых буднях Василия Денисовича, о лодке «Щ – 121», на которой он служил, защите острова Ханко о существовании которого мы ещё не знали.

Этой интересной на наш взгляд проектной работой мы поделились со своими одноклассниками и, судя по тому, как они внимательно слушали, им было тоже очень интересно.



Сожалеем только о том, что не довелось побеседовать с самим Василием Денисовичем, сколько интересного, мы бы ещё узнали! Прикоснулись бы к живой легенде. (Приложение 8)



Вывод.

Такие реликвии воспитывают новое поколение в духе патриотизма и любви к родине, учат правильно жить и ценить те мирные реликвии, которые есть у нас сейчас, вызывают чувство благодарности к фронтовикам, которые завоевали своим бессмертным подвигом мир и благополучие для нас. И мы уверены, что связь поколений не будет потеряна с годами, если мы трепетно будем относиться к реликвиям, а старые фотографии, вещи заговорят живым голосом истории.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!