«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».
Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.
Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании , но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.
Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.
Это раскрывается в следующем:
Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;
совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;
семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику,
позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель,благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми
I. Перед чтением книги:
Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о картинках на обложке.
Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?
Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.
Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.
Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собственного рассказа по картинкам.
Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.
А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.
II. Пять простых советов:
Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.
Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.
Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.
Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.
Анкета для родителей «Семейное чтение»
Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?
Проводите ли Вы беседы после чтения?
а) Какие вопросы задают Вам дети?
б) О чем говорите с детьми после чтения?
в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?
г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения, от просмотра кинофильма, с другими?
д) Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные стилистические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.)
3) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?
4) Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?
5) Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг и кинофильмов?
6) Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?
7) Имеется ли в доме библиотека, фонотека, фильмотека?
И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувствовать себя уверенным и счастливым от совместного дела.
Учитель начальных классов
МОУ «ШКОЛА №58 г. Донецка»
В.Н.Артеменко
Родительское собрание на тему:
«Чтение – это важное средство образования и воспитания школьника»![]()
Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.
Форма проведения: диалог с элементами тренинга.
Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:
«Учить читать – учить жить».
С. Михалков
«Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит».
В.Быков
«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения».
С. Маршак
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский
Этапы подготовки:
Опрос обучающихся и анкетирование родителей на тему.
Подготовка данных социологов.
Подготовка памяток для родителей.
Ход собрания
Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению.
Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.
В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.
Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?
На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.
Немного статистики:
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;
Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;
Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.
Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.
Работа в группах.
Варианты ответов:
Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;
Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;
Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;
Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;
Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.
В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей.
(Приложение 1)
Вот какой результат получили:
К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;
Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;
Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;
А вот данные социологов о детском чтении:
Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;
Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;
Читают развлекательную литературу – 40% детей;
Читают познавательную литературу – 21% детей;
Читают для самообразования – 10 % школьников.
Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.
Варианты ответов :
Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;
Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;
Родители сами должны показывать пример чтения;
Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.
Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами «Как привить интерес к чтению?»
(Приложение 2)
Памятка для родителей по поддержанию
в детях интереса к чтению
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.
Запишите детей в читальный зал.
Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений.
Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать.
На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).
Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.
В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфавита).
Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.
Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).
В доме должна быть детская библиотека.
Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (оставляйте в доступном месте газеты).
Попросите детей собрать и прочитать аннотации на фильмы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.
Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев.
Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.
Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
Пусть дети самостоятельно составят сборник своих любимых шуточных стихов, рассказов и т. д.
Пусть дети читают книги о том, как мастерить и строить своими руками, книги о спорте и т. д.
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Устройте вечер, посвященный любимым книгам.
Пусть дети сами напишут продолжения к любимым книгам или историям.
Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, например спросите: «Почему небо голубое?».
Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из членов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.
Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.
Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами купят книги в подарок.
Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.
Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.
Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.
Решение родительского собрания:
Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи:
систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;
организовать в своей семье вечера семейного чтения;
систематически посещать библиотеку.
Литература:
Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.