СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

     Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании , но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.

    Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Просмотр содержимого документа
«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка».

Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании , но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.

Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Это раскрывается в следующем:

Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, всту­пать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует зна­комству ребенка с народными обычаями, традициями, семейны­ми историями и пр.;

  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, всту­пать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует зна­комству ребенка с народными обычаями, традициями, семейны­ми историями и пр.;

  • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близ­ких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втя­гиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их соб­ственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным дре­вом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;



  • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близ­ких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втя­гиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их соб­ственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным дре­вом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;

  • чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику,

позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель,благочестие, бескорыст­ная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возника­ет повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разго­вора с ребенком о прошлом.

Приемы работы со сказкой могут быть разнооб­разными:

  • обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

  • активная работа с текстом по выявлению причинно-след­ственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы...;

проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмо­ции персонажей и понять их;

  • проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть ис­пользование сказки как притчи-нравоучения и т. п.


Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми

I. Перед чтением книги:

Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о кар­тинках на обложке.

Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.

Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собст­венного рассказа по картинкам.

Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

II. Пять простых советов:

Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас ни­кто не беспокоил.

Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

Анкета для родителей «Семейное чтение»

Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?

Проводите ли Вы беседы после чтения?

а) Какие вопросы задают Вам дети?

б) О чем говорите с детьми после чтения?

в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?

г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чте­ния, от просмотра кинофильма, с другими?

д) Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные сти­листические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.)

3) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, нача­того взрослым, придумывание рифмованных слов?

4) Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?

5) Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг и кинофильмов?

6) Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?

7) Имеется ли в доме библиотека, фонотека, фильмотека?

И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувство­вать себя уверенным и счастливым от совместного дела.





Учитель начальных классов

МОУ «ШКОЛА №58 г. Донецка»

В.Н.Артеменко










Родительское собрание на тему:

«Чтение – это важное средство образования и воспитания школьника»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности и ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьника, вовлечь родителей в решение проблем детского чтения.

Форма проведения: диалог с элементами тренинга.

Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения:

«Учить читать – учить жить».
С. Михалков

«Как читает человек – так и учится. Как читает – так и учит».
В.Быков

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант чтения».
С. Маршак

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
В. Сухомлинский

Этапы подготовки:

  • Опрос обучающихся и анкетирование родителей   на тему.

  • Подготовка данных социологов.

  • Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания посвящена детскому чтению.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ведь роль книги в жизни человека огромна. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде своих сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в источник мудрости – зависит во многом от Вас, мамы и папы.

В книгах заключены знания человечества. Объем информации, которую должен перерабатывать человек, чтобы стать успешным в выбранной профессии, нравственно обогатиться, постоянно растет, а потому возрастает и важность приобщения к чтению.

Сегодня не только дети, но и взрослые часто задаются вопросом: "А не устарело ли чтение?" Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Немного статистики:

Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения; 95 % людей читают медленно – 1страницу за 1,5 – 2 минуты;

Средняя скорость чтения старшеклассников – 90 – 100 слов в минуту, а студентов – 120 – 180 слов в минуту;

Очень быстро читали Ж. Руссо, А.Пушкин, Наполеон (две тысячи слов в минуту), А.Горький, Л. Толстой, А.Энштейн, А. Луначарский.

Отношение к чтению у наших ребят весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение – тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам.Чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Работа в группах.

  • Обсудить и найти 5 причин, которые указывают на необходимость чтения книг детьми.

Варианты ответов:

  • Чтение содействует успешному освоению грамотного письма;

  • Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память, воображение;

  • Ребенок учиться сопереживать, развивается эмоционально;

  • Общение с книгой – мощный источник развития интеллекта;

  • Успешность ребенка в учебе зависит от его начитанности.

  • В преддверии собрания был проведен опрос детей и анкетирование родителей.

 (Приложение 1)

Вот какой результат получили:

  • Любят читать 54% детей;

К сожалению, каждый второй родитель отмечает, что ребенок читает больше по необходимости;

Порадовало, что у всех дома есть книги для детей;

Ответ на вопрос о том, что читают взрослые в семье, огорчил: почти никто не смог ответить на него. Зато большая часть родителей правильно назвали книгу, которую читает ребенок;

  • Обсуждают прочитанное ребенком произведение – 68% родителей;

  • Считают себя активными читателями – 48% родителей.

А вот данные социологов о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники – 43%, старшие – 17%;

  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, – 10% школьников;

  • Читают развлекательную литературу – 40% детей;

  • Читают познавательную литературу – 21% детей;

  • Читают для самообразования – 10 % школьников.

Представленные цифры говорят о тенденции снижения интереса к чтению младшего школьного возраста к старшему. Кем бы ни стали выпускники школ – им жить среди людей, а значит уметь понимать их, общаться с ними, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

А сейчас зададим себе, наверное, самый трудный вопрос "Как привить интерес к чтению?" Предлагаю обсудить этот вопрос в группах и предложить свой способ приобщения ребенка к чтению.

Варианты ответов :

  • Вникать в то, что читает ребенок, задавать вопросы, удивляться каким- томоментам;

  • Дарить ребенку красивые книги, ориентироваться на его интересы;

  • Родители сами должны показывать пример чтения;

  • Использовать маленькие родительские хитрости, поощрения.

Конечно, этот список можно продолжить. А пока я предлагаю Вам памятки с полезными советами «Как привить интерес к чтению?»

(Приложение 2)


Памятка для родителей по поддержанию

в детях интереса к чтению


  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей от­ношение к чтению как к удовольствию.

  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

  • Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитан­ным и т. п.

  • Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользо­ваться ее фондами.

  • Запишите детей в читальный зал.

  • Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, да­рите их сами и получайте в качестве подарков.

  • Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его инте­ресов и увлечений.

  • Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или сво­им друзьями, которые еще не умеют читать.

  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

  • Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки).

  • Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений.

  • В дороге поиграйте с ребенком в игру: придумать слова, начинающиеся с разных букв (по слову на каждую букву алфа­вита).

  • Разрежьте газету и попросите детей скомпоновать самые неподходящие друг к другу заголовки и статьи.

  • Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.).

  • В доме должна быть детская библиотека.

  • Интересуйтесь мнением детей о последних новостях (ос­тавляйте в доступном месте газеты).

  • Попросите детей собрать и прочитать аннотации на филь­мы перед тем, как вы решите, на какой фильм сходить всей семьей.

  • Предложите детям до или после просмотра фильма про­читать книгу, по которой поставлен фильм.

  • Если дети посмотрели интересную передачу по телевизо­ру, достаньте книгу на эту тему.

  • Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в кос­тюмы любимых героев.

  • Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы.

  • Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш го­род в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке).

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть те­левизор.

  • Пусть дети самостоятельно составят сборник своих лю­бимых шуточных стихов, рассказов и т. д.

  • Пусть дети читают книги о том, как мастерить и стро­ить своими руками, книги о спорте и т. д.

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  • Устройте вечер, посвященный любимым книгам.

  • Пусть дети сами напишут продолжения к любимым кни­гам или историям.

  • Купите энциклопедию и проэкзаменуйте друг друга, на­пример спросите: «Почему небо голубое?».

  • Поиграйте в игру «коллективное письмо»: каждый из чле­нов семьи и друзей пусть пишет продолжение письма и передает другому.

  • Пусть в доме всегда будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

  • Пусть дети посоветуют другим, что почитать, и сами ку­пят книги в подарок.

  • Пусть дети разыгрывают рассказы по ролям: используют выразительное чтение, костюмы и реквизит, ставят сценки и т. д.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только воз­можно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

  • Расскажите детям о книге, которую Вы только что про­читали и которая им будет интересна: разожгите их любопытст­во, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте.

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Используйте положительный пример: запишите детей в драмкружок или в любую секцию.

  • Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.





Итак, давайте помнить, что книги помогут накапливать в душе ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книга обогащает знаниями, организует мировосприятие ребенка, дает возможность познать и выразить себя в слове.

Решение родительского собрания:

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей интереса к книге, направить усилия на решение следующей задачи:

  • систематически читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное;

  • организовать в своей семье вечера семейного чтения;

  • систематически посещать библиотеку.

Литература:

Родительское собрание по детскому чтению/ сост. Т.Д.Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!