СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейное неблагополучие

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое неблагополучная семья? 

Неблагополучная семья – это семья, в которой имеются явные или скрытые дефекты семейного воспитания, нарушена структура, обесценены основные ценности семьи, в результате чего появляются «трудные» дети (М.Целуйко «Психология неблагополучной семьи»);

Просмотр содержимого документа
«Семейное неблагополучие»

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ   Подготовила социальный педагог Чечикова Л.А.

СЕМЕЙНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ

Подготовила социальный педагог

Чечикова Л.А.

Что такое неблагополучная семья ? Неблагополучная семья – это семья, в которой имеются явные или скрытые дефекты семейного воспитания, нарушена структура, обесценены основные ценности семьи, в результате чего появляются «трудные» дети (М.Целуйко «Психология неблагополучной семьи»); Дисфункциональная семья – это семья, которая в силу внешних (социально-экономических, безработица) и внутренних (заболевание, нарушение детско-родительских отношений и т.п.) условий не может исполнять основные функции, результат которых отражается на целостном развитии личности ребенка.

Что такое неблагополучная семья ?

  • Неблагополучная семья – это семья, в которой имеются явные или скрытые дефекты семейного воспитания, нарушена структура, обесценены основные ценности семьи, в результате чего появляются «трудные» дети (М.Целуйко «Психология неблагополучной семьи»);
  • Дисфункциональная семья – это семья, которая в силу внешних (социально-экономических, безработица) и внутренних (заболевание, нарушение детско-родительских отношений и т.п.) условий не может исполнять основные функции, результат которых отражается на целостном развитии личности ребенка.
Л.С.Алексеева выделяет следующие типы неблагополучных семей: конфликтные семьи – повышенный тон семейных отношений; аморальная семья – поведение семьи не соответствует социальным нормам; педагогически некомпетентные семьи – семьи с низкой педагогической культурой; асоциальные семьи – это семьи с асоциальным образом жизни; уклоняющиеся семьи , которые не обеспечивают надлежащий контроль и уход за ребенком.

Л.С.Алексеева выделяет следующие типы неблагополучных семей:

  • конфликтные семьи – повышенный тон семейных отношений;
  • аморальная семья – поведение семьи не соответствует социальным нормам;
  • педагогически некомпетентные семьи – семьи с низкой педагогической культурой;
  • асоциальные семьи – это семьи с асоциальным образом жизни;
  • уклоняющиеся семьи , которые не обеспечивают надлежащий контроль и уход за ребенком.
М.Буянов выделяет следующие типы неблагополучных семей: воспитание по типу «Золушки»; воспитание по типу «кумир семьи»; воспитание по типу «повышенная моральная ответственность»; воспитание по типу гипоопеки.
  • М.Буянов выделяет следующие типы неблагополучных семей:
  • воспитание по типу «Золушки»;
  • воспитание по типу «кумир семьи»;
  • воспитание по типу «повышенная моральная ответственность»;
  • воспитание по типу гипоопеки.
З.В.Баерунас выделяет ряд воспитательных ситуаций, которые ведут к появлению неблагополучия: отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей; высокий уровень подавления и насилия в воспитании в семье; сознательное преувеличение самостоятельности ребенка;
  • З.В.Баерунас выделяет ряд воспитательных ситуаций, которые ведут к появлению неблагополучия:
  • отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка со стороны родителей;
  • высокий уровень подавления и насилия в воспитании в семье;
  • сознательное преувеличение самостоятельности ребенка;
Модели власти родителей разрешающая модель – подросток занимает более активную и влиятельную позицию в принятии решений; попустительская модель – подросток сам выбирает информировать ли ему родителей о принятом решении; игнорирующая модель – подросток игнорирует родителей в отношении принятых им решений.

Модели власти родителей

  • разрешающая модель подросток занимает более активную и влиятельную позицию в принятии решений;
  • попустительская модель – подросток сам выбирает информировать ли ему родителей о принятом решении;
  • игнорирующая модель – подросток игнорирует родителей в отношении принятых им решений.

Основные понятия:  Делинквент (от лат. delinquens – правонарушитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия;  Деликвентное поведение - цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений; Отклоняющееся поведение - поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм.

Основные понятия:

  • Делинквент (от лат. delinquens – правонарушитель) – субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия;
  • Деликвентное поведение - цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений;
  • Отклоняющееся поведение - поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм.
Дезадаптация Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок. Выделяется 2 стадии: педагогическая запущенность – отставание учащихся от программы по ряду предметов, демонстрация аморального поведения и т.д.; социальная запущенность – отягощение педагогической запущенности криминогенной ориентацией.

Дезадаптация

Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установок.

Выделяется 2 стадии:

  • педагогическая запущенность – отставание учащихся от программы по ряду предметов, демонстрация аморального поведения и т.д.;
  • социальная запущенность – отягощение педагогической запущенности криминогенной ориентацией.
Разновидности девиантного поведения : употребление спиртного; наркомания; детская проституция; токсикомания; безнадзорность и беспризорность; суицид; табакокурение  и т.п..

Разновидности девиантного поведения :

  • употребление спиртного;
  • наркомания;
  • детская проституция;
  • токсикомания;
  • безнадзорность и беспризорность;
  • суицид;
  • табакокурение и т.п..
Мнение детей девочки и девушки критерий отклоняющегося поведения – оценка поведения взрослыми, т.е. фактор взаимоотношений со взрослыми является основным критерием девиации; распростроненность девиантного поведения: 1 место – нарушение правил ОУ; 2 место – употребление спиртного и курение в общественных местах; 3 место – проституция; 4 место – токсикомания и наркомания; 5 место – нарушение общественного порядка; мальчики и подростки: отклоняющееся от нормы поведение – это поведение, за которое можно получить юридическое наказание;   распростроненность девиантного поведения: 1 место – употребление спиртного и курение в общественных местах; 2 место – нарушение общественного порядка; 3 место – хулиганство; 4 место – токсикомания; 5 место – мелкое воровство;

Мнение детей

девочки и девушки

  • критерий отклоняющегося поведения – оценка поведения взрослыми, т.е. фактор взаимоотношений со взрослыми является основным критерием девиации;

распростроненность девиантного поведения:

1 место – нарушение правил ОУ;

2 место – употребление спиртного и курение в общественных местах;

3 место – проституция;

4 место – токсикомания и наркомания;

5 место – нарушение общественного порядка;

мальчики и подростки:

  • отклоняющееся от нормы поведение – это поведение, за которое можно получить юридическое наказание;

распростроненность девиантного поведения:

1 место – употребление спиртного и курение в общественных местах;

2 место – нарушение общественного порядка;

3 место – хулиганство;

4 место – токсикомания;

5 место – мелкое воровство;

Мнение детей Причины: желание обратить на себя внимание -10%; желание завоевать авторитет – 5 %; отсутствие значительных материальных возможностей родителей – 30 %; просто так от скуки – 7%; масса свободного времени – 42%; иные (низкий нравственный и культурный уровень, желание иметь деньги, детско-родительские отношения, пример родителей и т.д.) – 6%.

Мнение детей

Причины:

  • желание обратить на себя внимание -10%;
  • желание завоевать авторитет – 5 %;
  • отсутствие значительных материальных возможностей родителей – 30 %;
  • просто так от скуки – 7%;
  • масса свободного времени – 42%;
  • иные (низкий нравственный и культурный уровень, желание иметь деньги, детско-родительские отношения, пример родителей и т.д.) – 6%.
Мнение родителей девиантное поведение – это: отклонение от социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, - 37,5%; нарушение социальных норм – 12,5%; не задумывались над этой проблемой – 50%.  Причины: влияние улицы – 62,5%; занятость родителей – 32,5%; состав семьи – 2,5%; экономический кризис – 2,5%.

Мнение родителей

девиантное поведение – это:

  • отклонение от социальных норм и поведение, приносящее вред здоровью, - 37,5%;
  • нарушение социальных норм – 12,5%;
  • не задумывались над этой проблемой – 50%.

Причины:

  • влияние улицы – 62,5%;
  • занятость родителей – 32,5%;
  • состав семьи – 2,5%;
  • экономический кризис – 2,5%.
Выводы, которые делают родители основная мера наказания – запрет; большинство родителей не задумывались над обозначенной проблемой, при этом основной причиной девиаций считают влияние улицы, в меньшей мере – собственную занятость; проблемой ребенка должны заниматься кл. руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, но решать проблему родители будут самостоятельно; особую тревогу родителей вызывает компания ребенка.

Выводы, которые делают родители

  • основная мера наказания – запрет;
  • большинство родителей не задумывались над обозначенной проблемой, при этом основной причиной девиаций считают влияние улицы, в меньшей мере – собственную занятость;
  • проблемой ребенка должны заниматься кл. руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, но решать проблему родители будут самостоятельно;
  • особую тревогу родителей вызывает компания ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!