Этот праздник можно провести после урока ОРКСЭ«Христианская семья»
Цель проведения праздника: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей.
Задачи:
1.Расширение представлений о возможностях семьи в воспитании младшего школьника.
2 Создание условий для рефлексии опыта сплочения семьи на нравственных, гуманистических основаниях.
3.Выявление дополнительных возможностей влияния семейных традиций, устоев
на формирование понимания ребёнком роли семьи в перспективе жизни человека.
Организаторам праздника важно за несколько дней создать «семейное настроение», попросить ребят подготовиться к нескольким конкурсам – заданиям («Что означает твоё имя и фамилия?», «Хобби семьи», «Внимательный внук», «Семейная реликвия») . На вечер приглашаются все члены семьи каждого ребёнка данного коллектива ( класс, группа, несколько классов). Праздник можно провести в актовом зале, в классе с чаепитием. Сценарий приемлем и для детей младшего школьного возраста, и для подростков. На сцене оформлено раскидистое дерево с листочками.
В ходе вечера могут быть использованы шутки и розыгрыши, дополнительные конкурсы, музыкальные паузы и танцевальные номера. Но важно, чтобы атмосфера добра и семейного благополучия царила на протяжении всего праздника. И не забудьте: слишком затягивать вечер не стоит – могут устать и ребята и взрослые.
«Дерево жизни»
( Сценарий семейного праздника)
Примерное описание праздника
В зале медленно гаснет свет, звучит гитарный перебор, на экране проецируются слайды семейных фотографий. В качестве музыкального комментария может звучать песня «Дом» или ведущие будут декламировать слова этой песни.
Мимо текла, текла река,
Плыли по небу облака,
Шёл человек, дорога была нелегка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме одном.
Если порою он сдавал,
То неизменно напевал
Песню любимую свою, ту, что я пою.
Дом, как известно всем давно,-
Это не стены, не окно,
Даже и стулья за столом – это не дом.
Дом - это там, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом – это твой дом.
Ведущий: Вы хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из вас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных традициях и героизме.
Звучит первый куплет песни Г.Гладкова и Ю. Ким «Точка, точка, запятая». Из «ствола «древа жизни» появляется маленькая девочка. Она шалит под музыку, исполняет разные танцевальные и гимнастические движения.
Ведущий: Здравствуй, ты кто такая, как тебя зовут?
Девочка: Зовут Зовуткой, а величают Уткой!
Ведущий: Это что за имя такое –Зовутка? (обращается к залу).
Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорож-денных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имён святых, которые значились в специальной книге – святцах – на день рождения ребёнка.
Посмотрим … (Организаторам праздника необходимо на день проведения встре-чи узнать «святые имена» и их значения. В данном случае – женское имя).
Сегодня( например) 14 марта, а 14 марта - это день Евдокии. Между прочим, Евдокией звали жену полководца Дмитрия Донского. С днём святой Евдокии связана народная примета: если в этот день курица сможет из лужи напиться, т.е растает снег, значит весна будет урожайная. Отсюда и поговорка: « Пришла Евдокея – мужику затея, соху точить, борону чинить!»
( Обращаясь к девочке).Дуняша, мы поздравляем тебя с таким замечательным именем.
Ведущий: Ребята, а вы представляете, как волновались ваши родители, когда вы-бирали вам имена? Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. Поэтому назвали вас Александрами – «настоящими мужчинами», Алексеями – «защитниками», Иринами – с греческого языка: «мирными», Еленами – значит «светлыми», Екатеринами – значит «чистыми».
Ведущий: А я попрошу подняться всех «победителей», т.е Николаев и Викторов. Попрошу вас подойти ко мне и победить в небольшом конкурсе. (предлагается простейший конкурс – кто быстрее надует шар и у кого он быстрее лопнет. Победитель получает приз. В конкурсе принимают участие мальчики, папы и дедушки с этими именами).
Ведущий: Сколько ещё есть замечательных имён! Вот Михаил – «равный Богу», Лариса - «подобная чайке». А Пётр – «каменная глыба». От муже-ственных воинов – викингов пришли имена Игорь, Олег, Ольга. Даже такое родное русское имя Иван – древнееврейское слово, которое переводится как «Бог помиловал».
Дуня: (обращаясь к ведущему): Хочу фамилию…
Ведущий: Знаешь ли ты, что просишь? Ты просишь много рабов, которые бы при -надлежали тебе одной…,
Дуня: Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.
Ведущий: Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни всё изменилось, и мы сейчас в этом убедимся.
Посмотри на наше «древо жизни», на нём выросло несколько листочков, а на них – фамилии. Выбирай любую, узнавай о ней побольше и бери сама себе фамилию.
Конкурс «Что означает твоя фамилия?».
На листочках написаны фамилии всех семей, присутствующих в зале. Если семей мало, то в конкурсе участвуют все, если семей мало, то «Дуня» сама приглашает на конкурс несколько семей. Обрывая листочки, читает фамилию и предостав-ляет слово семье.
Членам семьи необходимо кратко рассказать об истории своей фамилии, своей семьи, почему выбраны такие имена у всех членов семьи.
«Дуня» и ведущие определяют победителей.
Ведущий: А теперь предлагаем поделиться своими семейными секретами. В каждой семье, порой из поколения в поколение, передаются семейная песня, любимый танец или прибаутка. .
Конкурс семейного танца или песни: Напойте нам всем свою общую песню или станцуйте
Ведущий: Вы, наверное, знаете, что в семье Голиковых (А.Гайдара) очень люби-ли ставить спектакли, а в семье последнего русского царя Николая II увлекались фотографией. Предлагаем рассказать и вам о ваших семейных хобби.
Конкурс «Хобби семьи». Этот конкурс можно и не оценивать, но дать по-ощрительные очки за оригинальность, эмоциональность рассказа.
Ведущий: Один английский джентльмен всю жизнь коллекционировал носовые платки. У него их было 2 тысячи и не было двух похожих.
А как у вас обстоят дела с носовыми платками?
Внимание: конкурс – шутка, конкурс – сюрприз! Внимательно посмотрите, сколько в вашей семье носовых платков. Тем семьям, количество платков у которых в данный момент окажется больше, присуждаются дополнительные поощрительные очки.
Ведущий: Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встаёт?
Кто печёт оладушки?
Это наши … (бабушки)
Ведущий приглашает от каждой семьи бабушек и дедушек с внуком или внучкой. Можно участвовать одной бабушке или одному дедушке, но обязательно с вну-ком (внучкой).
Ведущий: Отношения между старшим и младшим поколением в семье можно на-звать так – «любовь с первого взгляда». И свой конкурс мы проведём по принци-пу популярной телеигры.
Первый конкурс «Найти внука».
Бабушкам (дедушкам) завязывают глаза и выстраивают в шеренгу. Перед ними выстраиваются их внуки (внучки). Затем внуки громко рассчитываются по поряд-ку. Бабушки (дедушки) должны после этого по голосу своего внука и с завязан-ными глазами определить его, т.е. назвать номер своего внука (внучки).
Второй конкурс «Единомыслие»
Играющим выдаются листы бумаги и карандаши (ручки). Необходимо на каждое задание ведущего в письменном виде ответить на него и бабушке (дедушке), и внуку (внучке). Та пара, чьи мнения совпали, получает поощрительное очко.
Примерные задания вопросы:
- Какую телепередачу ваш внук смотрит с особенным удовольствием?
- Какой школьный предмет особенно удаётся вашему внуку?
- Любимое увлечение вашего внука?
- Как зовут самого близкого друга вашего внука?
- Как зовут соседа по парте в школе?
- Назовите дату рождения бабушки (дедушки)?
- Назовите дату рождения внука (внучки)?
После подведения итогов на сцене появляется «Дуняша» с сундуком.
Ведущий: Что это за сундук?
«Дуняша»: Нашла. Интересно, чей он и что в нём?
Ведущий: Товарищи, чей сундук? Не признаются. Тогда откроем и посмотрим,
что в нём.
Ведущие открывают сундук и по очереди достают из него «семейные реликвии».
Конкурс «Семейная реликвия».
Если вещь невозможно поместить в сундук, то пишется записка. Показывая залу реликвию или зачитывая записку, семья должна угадать и кратко, но ярко рас -сказать о своей реликвии.
Дуня: А здесь есть ещё один предмет. (Вынимает большую конфету). Это леде-нец. Леденец – это нашей игре конец!
(Предлагает жюри назвать итоговый счёт конкурса. Призы вручаются командам семьям).
Ведущий: Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец! Видите, ребята, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родных». К сожалению, её не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сёстры были счастливы. Сегодня, когда придёте домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите!