Тема урока: «Семейство Лилейные. Общая характеристика. Декоративные лилейные».
Цель урока: Познакомить обучающихся с растениями семейства Лилейные и их характерными признаками.
Задачи:
образовательная:
коррекционно – развивающие:
-
формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
-
способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный
материал урока.
заданий и сообщений по новой теме.
воспитательные:
Наглядность и оборудование урока:
-
компьютерная презентация;
-
таблицы «Семейство Злаки», « Семейство Лилейные»;
-
модель цветка тюльпана;
-
комнатные растения: хлорофитум, кливия, амариллис, алоэ;
-
раздаточный материал
Ход урока:
“Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.
Г. Х. Андерсен.(надпись на доске)
II. Сообщение темы и цели урока.
Звучит музыка. Появляется злая колдунья.
Колдунья на фоне музыки уничтожает цветок и исчезает.
Звучит музыка (« Вальс цветов» П.И.Чайковский)
Выходит Алена, плачет, в руках горшок без цветка. Выходит фея .
Фея: Здравствуй, девочка! Почему ты плачешь?
Алена: Ну как же мне не плакать? Любимый цветок моей мамы завял.
Фея : Я знаю про твою беду. Злая колдунья не любит цветы. Я думаю, что я смогу тебе помочь. В моем волшебном саду цветов видимо-невидимо. Но среди них есть у меня один цветок, называется — цветик-семицветик, он тебе может. Ты, я знаю, девочка хорошая, я тебе подарю этот цветик-семицветик, он всё устроит. Но чтобы оживить нам твой цветок нас ждут испытания.
С этими словами Фея сорвала с грядки и подала девочке очень красивый цветок . У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
Фея: Этот цветик, не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
III. Повторение материала по теме «Двудольные растения.
Семейство крестоцветные, Сложноцветные, Розоцветные, Пасленовые».
-
1 лепесток - « Диаграмма цветка».
-
2 лепесток – Признаки однодольных и двудольных ( на доске, участники команд выбирают признаки и крепят на доску)
Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, мы с вами повторили семейства двудольных растений. Но не познакомились ни с одним семейством однодольных. Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем какое семейство мы будем изучать сегодня на уроке
1. Сидит баба на грядках,
Вся в заплатках;
Кто ни выглянет –
Тот заплачет.
(лук)
2. Летом я цвету в саду,
А сестра моя – в пруду.
(лилия)
3. Чипполино – людям друг,
Я служу им, как и лук.
(чеснок)
5. Расту в лесу под кустиком
На длинном стебельке.
Кругом четыре листика,
А в самой глубине
Чернее ночи – ягода,
да сильный яд во мне.
(вороний глаз)
6. Появились бубенчики –
белые горошки.
Распустились колокольчики
на зеленой ножке.
(ландыш майский)
7. С первых дней апреля
Из дубовой прели
Выглянул цветочек:
Синенький глазочек,
зеленая одежка,
луковая ножка.
(пролеска)
Учитель: Все угаданные растения относятся к семейству « Лилейные»
Учитель: - Лилейных насчитывается более 3000 видов.
В помещениях растут хлорофитум, кливии, амариллисы, алоэ (Демонстрация комнатные растения: хлорофитум, кливия, амариллис, алоэ.)
Весной в лесах благоухают ландыши. Тюльпаны и лилии украшают клумбы в наших садах
Большинство лилейных травянистые многолетние растения, из немногих древовидных растений можно назвать алоэ и драцену, которые часто выращивают в комнате.
Для лилейных характерны признаки однодольных растений:
3 лепесток: Перед вами растения. Составьте характеристику семейства « Лилейные» и заполните таблицу
-
У них мочковатая корневая система. В почве развиваются видоизмененные побеги. У луковичных лилейных это луковица, у корневищных – корневище
-
Листья удлиненные, с параллельным или дуговым жилкованием.
(Слайд 10)
-
Соцветие кисть или одиночные цветки.
-
В цветках 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.
Формула цветка: Л 6, Т6, П1.
-
Плод – коробочка или ягода.
Учитель: - Давайте запишем отличительные признаки семейства Лилейные в таблицу. (Таблица лежит на партах у обучающихся)
(Слайд 14) Таблица вклеивается в тетради обучающихся.
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | Травянистые, древовидные |
2.Продлжительность жизни | Многолетние |
3.Формула цветка | Л6 Т6 П1 |
4.Типы плодов | Коробочка, ягода |
5.Подземные побеги | Луковица, корневище |
VI. Физкультминутка. (Слайд 15)
Цель: соблюдение охранительного режима.
На лугу растут цветы,
Небывалой красоты. (Подтягивание – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
Декоративные Лилейные (Слайд 16)
Учитель: - Посмотрите, как прекрасны эти растения: лилии, нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Это все декоративные растения.
- Что значит слово декоративные? Это значит, что эти растения выращивают для красоты на клумбах.
Ученик: (рассказывает о тюльпане) (Слайд 17)
- Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» - «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 века в Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 века в Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В столице Голландии есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана!
Ученик: (рассказывает о лилии) (Слайд 18)
- Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом чистоты, правды, веры и надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий. Лучше всего лилии растут в затененных местах на влажной почве. У лилий на одном цветоносе развивается не один, а несколько крупных цветков.
Ученик: (рассказ о ландыше) (Слайд 19)
- Научное название ландыша – «ландыш майский». Оно говорит о времени его цветения. Сначала появляются из почвы и распрямляются два прикорневых листа. Между ними располагается зеленый стебелёк с белыми цветками-колокольчиками. Размножаются ландыши с помощью подземного корневища. Вот почему они растут не поодиночке, а целыми полянами.
Ландыш – важнейшее лекарственное растение. Из его листьев получают лекарство от болезней сердца.
Плоды ландыша – небольшие красноватые ягоды – ЯДОВИТЫ!
Учитель: - Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский. (Слайд 20)
Учитель: (Рассказ о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.)
- Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы»
Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.
В Красную книгу занесены растения семейства Лилейные: (Слайд 21)
ландыш майский, рябчик русский, кандык сибирский, лилия кудреватая.
VII. Закрепление.
Цель: закрепление знаний по новой теме.
Учитель: - (Слайд 22-23)
Выполнение тестового задания с ключевым словом.
VIII. Домашнее задание. (Слайд 25)
Учебник с. 111-114.
XI. Подведение итогов урока.
Рефлексия
На доске 2 лилии( одна красная, другая желтая). Ребята прикрепляют бабочек на лилии. Если урок понравился на желтую, если нет, то на красную.
X. Дополнительный материал. (Слайд 26-28)
Разгадайте ребусы, где зашифрованы слова имеющие отношение к теме нашего урока.
1.
Зашифрованное слово: ТЮЛЬПАН
2.
Зашифрованное слово: ЛАНДЫШ
3.
Зашифрованное слово: ЛИЛИЯ
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | |
2.Продлжительность жизни | |
3.Формула цветка | |
4.Типы плодов | |
5.Подземные побеги | |
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | |
2.Продлжительность жизни | |
3.Формула цветка | |
4.Типы плодов | |
5.Подземные побеги | |
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | |
2.Продлжительность жизни | |
3.Формула цветка | |
4.Типы плодов | |
5.Подземные побеги | |
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | |
2.Продлжительность жизни | |
3.Формула цветка | |
4.Типы плодов | |
5.Подземные побеги | |
Отличительные признаки семейства Лилейные
Признаки семейства | Описание |
1.Жизненные формы | |
2.Продлжительность жизни | |
3.Формула цветка | |
4.Типы плодов | |
5.Подземные побеги | |
Тест.
Признак растений семейства Лилейные: А) сетчатое жилкование листьев Л) луковица или корневище В) стержневая корневая система |
-
Плод у лилейных растений: И) коробочка или ягода О) зерновка или коробочка А) ягода или яблоко |
-
Дикорастущее растение семейства Лилейных: Н) тюльпан Л) ландыш Д) хлорофитум |
-
Лилии лучше растут: А) на открытых солнечных участках Е) в затененных местах на влажной почве И) на заболоченных участках |
5. Признак растений семейства Лилейные: Ё) стебель соломина Й) параллельное или дуговое жилкование листьев Э) соцветие колос |
-
Лилейные относят к классу: Н) однодольных П) двудольных К) стержневых |
7. Какая из формул обозначает строение цветка тюльпана: А) Ч3 Л3 Т6 П1 Ы) Л6 Т6 П1 Е) Л3 Т3 П3 |
8. Вставьте в скобки недостающее слово про ( ) ка, чтобы получилось название растения семейства лилейных: А) беж Е) лес Р) гул |
13