СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейство Паслёновые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семейство Паслёновые»

Тема урока: «Семейство Пасленовые»

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи:

Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейства пасленовых, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.

Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать.

Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания

Методы: Объяснение, устный опрос, беседа, рассказ, работа с книгой, докой, тетрадями, презентация.

Материалы и оборудование: учебник по биологии 7 класса, карточки с заданиями, презентация.



Ход урока:



  1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята, садитесь. Скажите, кто сегодня дежурный и кто отсутствует? Тема нашего урока сегодня: «Семейство пасленовые».

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания

1 вариант

1. Наивысшей единицей классификации живых организмов является:

1 – семейство

2 – класс

3 – царство

2. Как называется номенклатура, предложенная Карлом Линнеем?

1 – одинарная

2 – бинарная

3 – тринарная

3. Характерные черты класса Однодольные:

А. Стержневая корневая система

Б. Мочковатая корневая система

В. Листья простые сидячие

4.К классу Однодольные относится семейство:

1 – Бобовые

2 – Розовые

3 – Злаки

5.Деревья и кустарники относятся к классу:

1 – Однодольные

2 – Крестоцветные

3 – Двудольные

6.Капуста представитель семейства

1 – Бобовых

2 – Розоцветных

3 – крестоцветных

4 – пасленовых

7.К семейству розоцветные относится

1 – капуста

2 – редька

3 – паслен

4 – вишня

8. Растения, имеющие 5 или более лепестков, много тычинок и пестиков, относится к семейству

1 – розовых

2 – крестоцветных

3 – пасленовых

4 – крестоцветных

9. Шиповник – представитель семейства

1 – Пасленовых

2 – бобовых

3 – розовых

4 – крестоцветных

10.К культурным растениям семейства бобовых относится

1 –фасоль

2 – клевер

3 – подсолнечник

4 - картофель

Часть Б.

1.Жизненные формы семейства розовые ……

- деревья (абрикос, ирга, яблоня); - кустарники (малина, ежевика); - травы (калган, гравилат, земляника).

2. Формула цветка бобовых:

Ч5Л5)Т(9+1)

3. Тип соцветия семейства розовые (Кисть, щиток, простой зонтик)

4. . Соцветие крестоцветных – кисть

5. Формула цветка крестоцветных: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

6.Тип плода розовых:

- плод яблоко, костянка, орешек, сборный плод

7. Кормовые и масличные растения семейства крестоцветных: рапс, горчица, турнепс

8. Плодово – ягодные культуры семейства розовые: яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, персик, малина, ежевика.

9. кормовые растения семейства бобовых (клевер, люцерна, верблюжья колючка, донник);

10. Какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых? Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других продуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами. Такое сотрудничество называется симбиоз.



2 вариант

1. Основы классификации растений разработал:

А. Мендель

Б. Линней

В. Рей

2. Основой единицей классификации растений является:

А. Популяция

Б. Вид

В Царство

3.В отдел Покрытосеменные входят классы:

А. Голосеменные и однодольные

Б. Однодольные и Двудольные

В. Двудольные и Голосеменные

4.Основные отличительные признаки классов цветковых растение

А. строение цветка и семени

Б. форма листа и его жилкование

В. Тип корневой системы

5.Характерные черты класса двудольные:

А. Стержневая корневая система

Б. Мочковатая корневая система

Листья простые или сложные с черешком

6.К дикорастущим растениям семейства крестоцветные относится

1 – шиповник

2 – пастушья сумка

3 – черный паслен

4 – фасоль

7. Дикую капусту люди начали разводить из-за

1 – клубней

2 – плодов

3 – сочных листьев

4 – семян

8.Цветок с 5 лепестками, напоминающий «мотылька», имеют представители семейства

1 – розовых

2 – пасленовых

3 – крестоцветных

4 – бобовых

9. К культурным растениям семейства розовых относится

1 – рябина

2 – яблоня

3 – черемуха

4 – черемуха

5 – горох

10.К лекарственным растениям семейства бобовых относится

1 – горох

2 – соя

3 – фасоль

4 – донник желтый



Часть Б

1. Жизненные формы характерные для растений семейства бобовые? (Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья)

2.Формула цветка розовых

Ч5 Л5 Т П (шиповник)

3..Тип плода розовых:

- плод яблоко, костянка, орешек, сборный плод

4Какие соцветия наиболее часто встречаются среди бобовых. (Кисть (донник, люпин) и головка (клевер)).

5. Тип плода семейства крестоцветных – стручок или стручочек.

6. Формула цветка крестоцветных: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

7. Пищевые растения семейства крестоцветные Капуста белокочанная, кольраби, брокколи

8. Лекарственные растения семейства розовых: шиповник, плоды черноплодной рябины, малина, земляника

9. Какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых? Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других продуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами. Такое сотрудничество называется симбиоз.

10. пищевые растения семейства бобовых (горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, чечевица);



3 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)

Совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство



4. Этап усвоения новых знаний

Это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья. Учитель записывает на доске, дети в тетради, оформляется в виде таблицы, представлена ниже..

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.

 

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 Учитель записывает на доске, дети в тетради.

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один. Учитель записывает на доске, дети в тетради.



Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.



Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)

Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.

 

Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка. Тип соцветия Учитель записывает на доске, дети в тетради в таблицу.



Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)

Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)

Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

 

 Строение плода.

Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:

Что вы можете сказать о плодах?

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом. Ребята запишите в таблицу тип плода, учитель записывает на доске, дети в тетради.

Особенности строения вегетативных органов.

Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдное. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты). Записать в тетрадь в таблицу особенности листьев.

Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(Стержневая) Тип корневой системы записать в тетрадь, а учитель на доске.

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .

Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.

Заслушиваются сообщения учащихся:

  • Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.

  • Картофель – пищевая культура.

  • Табак.

  • Красавка, или белладонна – лекарственное растение.

  • Белена обыкновенная.

П асленовые





Пищевые Декоративные Технические Ядовитые

Картофель Петуния Табак настоящий Дурман вонючий

Томаты Физалис Белена черная

Перец Табак душистый

Схему записать в тетрадь



6.Повторение пройденного материала



7. Этап закрепления нового материала:

  1. Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен) .

  2. Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).

  3. Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).

  4. Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).

  5. Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).

  6. Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).





8. Этап проведения итогов занятия

И так, ребята, сегодня мы познакомились с новым семейством класса двудольных растений. Какое семейство мы с вами изучили сегодня?



9. Этап рефлексии

А теперь оцените наш урок и полученные знания














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!