Тема урока: «Семейство Пасленовые»
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи:
Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейства пасленовых, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Развивающая: продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать.
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания
Методы: Объяснение, устный опрос, беседа, рассказ, работа с книгой, докой, тетрадями, презентация.
Материалы и оборудование: учебник по биологии 7 класса, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока:
-
Организационный этап
Здравствуйте, ребята, садитесь. Скажите, кто сегодня дежурный и кто отсутствует? Тема нашего урока сегодня: «Семейство пасленовые».
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания
1 вариант
1. Наивысшей единицей классификации живых организмов является:
1 – семейство
2 – класс
3 – царство
2. Как называется номенклатура, предложенная Карлом Линнеем?
1 – одинарная
2 – бинарная
3 – тринарная
3. Характерные черты класса Однодольные:
А. Стержневая корневая система
Б. Мочковатая корневая система
В. Листья простые сидячие
4.К классу Однодольные относится семейство:
1 – Бобовые
2 – Розовые
3 – Злаки
5.Деревья и кустарники относятся к классу:
1 – Однодольные
2 – Крестоцветные
3 – Двудольные
6.Капуста представитель семейства
1 – Бобовых
2 – Розоцветных
3 – крестоцветных
4 – пасленовых
7.К семейству розоцветные относится
1 – капуста
2 – редька
3 – паслен
4 – вишня
8. Растения, имеющие 5 или более лепестков, много тычинок и пестиков, относится к семейству
1 – розовых
2 – крестоцветных
3 – пасленовых
4 – крестоцветных
9. Шиповник – представитель семейства
1 – Пасленовых
2 – бобовых
3 – розовых
4 – крестоцветных
10.К культурным растениям семейства бобовых относится
1 –фасоль
2 – клевер
3 – подсолнечник
4 - картофель
Часть Б.
1.Жизненные формы семейства розовые ……
- деревья (абрикос, ирга, яблоня); - кустарники (малина, ежевика); - травы (калган, гравилат, земляника).
2. Формула цветка бобовых:
Ч5Л5)Т(9+1)
3. Тип соцветия семейства розовые (Кисть, щиток, простой зонтик)
4. . Соцветие крестоцветных – кисть
5. Формула цветка крестоцветных: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1
6.Тип плода розовых:
- плод яблоко, костянка, орешек, сборный плод
7. Кормовые и масличные растения семейства крестоцветных: рапс, горчица, турнепс
8. Плодово – ягодные культуры семейства розовые: яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, персик, малина, ежевика.
9. кормовые растения семейства бобовых (клевер, люцерна, верблюжья колючка, донник);
10. Какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых? Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других продуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами. Такое сотрудничество называется симбиоз.
2 вариант
1. Основы классификации растений разработал:
А. Мендель
Б. Линней
В. Рей
2. Основой единицей классификации растений является:
А. Популяция
Б. Вид
В Царство
3.В отдел Покрытосеменные входят классы:
А. Голосеменные и однодольные
Б. Однодольные и Двудольные
В. Двудольные и Голосеменные
4.Основные отличительные признаки классов цветковых растение
А. строение цветка и семени
Б. форма листа и его жилкование
В. Тип корневой системы
5.Характерные черты класса двудольные:
А. Стержневая корневая система
Б. Мочковатая корневая система
Листья простые или сложные с черешком
6.К дикорастущим растениям семейства крестоцветные относится
1 – шиповник
2 – пастушья сумка
3 – черный паслен
4 – фасоль
7. Дикую капусту люди начали разводить из-за
1 – клубней
2 – плодов
3 – сочных листьев
4 – семян
8.Цветок с 5 лепестками, напоминающий «мотылька», имеют представители семейства
1 – розовых
2 – пасленовых
3 – крестоцветных
4 – бобовых
9. К культурным растениям семейства розовых относится
1 – рябина
2 – яблоня
3 – черемуха
4 – черемуха
5 – горох
10.К лекарственным растениям семейства бобовых относится
1 – горох
2 – соя
3 – фасоль
4 – донник желтый
Часть Б
1. Жизненные формы характерные для растений семейства бобовые? (Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья)
2.Формула цветка розовых
Ч5 Л5 Т П (шиповник)
3..Тип плода розовых:
- плод яблоко, костянка, орешек, сборный плод
4Какие соцветия наиболее часто встречаются среди бобовых. (Кисть (донник, люпин) и головка (клевер)).
5. Тип плода семейства крестоцветных – стручок или стручочек.
6. Формула цветка крестоцветных: Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1
7. Пищевые растения семейства крестоцветные Капуста белокочанная, кольраби, брокколи
8. Лекарственные растения семейства розовых: шиповник, плоды черноплодной рябины, малина, земляника
9. Какую роль играют клубеньковые бактерии в жизни бобовых? Бактерии получают постоянное место жительства, защиту и дополнительное питание в виде углеводов и других продуктов метаболизма, а растение обеспечивается минеральными веществами. Такое сотрудничество называется симбиоз.
10. пищевые растения семейства бобовых (горох посевной, фасоль, бобы, соя, арахис, чечевица);
3 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке? (отвечают обучающиеся)
Совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство
4. Этап усвоения новых знаний
Это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.
Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.
Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.
В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья. Учитель записывает на доске, дети в тетради, оформляется в виде таблицы, представлена ниже..
Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного, о котором нам сегодня расскажут.
Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.
Давайте рассмотрим модель цветка картофеля Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 Учитель записывает на доске, дети в тетради.
правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один. Учитель записывает на доске, дети в тетради.
Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.
Учитель: обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? (отвечают ученики)
Ответ: расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна. Но для чего же тогда цветки всё же раскрываются? Цветки всё же раскрываются в надежде, что произойдёт повторное опыление, но уже перекрёстное.
Учитель: у растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена). Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка. Тип соцветия Учитель записывает на доске, дети в тетради в таблицу.
Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? (отвечают ученики)
Ответ: у этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.
Учитель: такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми. Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек? (отвечают ученики)
Ответ: цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.
Строение плода.
Учитель демонстрирует плоды томата, болгарского перца, картофеля и задаёт вопрос:
Что вы можете сказать о плодах?
Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом. Ребята запишите в таблицу тип плода, учитель записывает на доске, дети в тетради.
Особенности строения вегетативных органов.
Учитель: листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдное. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты). Записать в тетрадь в таблицу особенности листьев.
Учитель: какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?
(Стержневая) Тип корневой системы записать в тетрадь, а учитель на доске.
Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?
Ответ: в них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).
Учитель: Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги .
Ответ: на клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.
Хозяйственное значение растений семейства Паслёновые.
Заслушиваются сообщения учащихся:
-
Паслён – первый представитель семейства Паслёновые, ядовитое растение.
-
Картофель – пищевая культура.
-
Табак.
-
Красавка, или белладонна – лекарственное растение.
-
Белена обыкновенная.
П
асленовые
Пищевые Декоративные Технические Ядовитые
Картофель Петуния Табак настоящий Дурман вонючий
Томаты Физалис Белена черная
Перец Табак душистый
Схему записать в тетрадь
6.Повторение пройденного материала
7. Этап закрепления нового материала:
-
Однолетнее сорное растение с мелкими черными плодами-ягодами. (Паслен) .
-
Вид табака с желто-зеленоватыми цветками. (Махорка).
-
Однолетнее растение с крупными белыми цветами. (Дурман).
-
Многолетнее травянистое ядовитое растение с черными плодами. (Белладонна).
-
Культурное травянистое растение, разводимое ради клубней, содержащих крахмал. ( Картофель).
-
Однолетник с несочными красными плодами, которые применяются как пряность. (Перец).
8. Этап проведения итогов занятия
И так, ребята, сегодня мы познакомились с новым семейством класса двудольных растений. Какое семейство мы с вами изучили сегодня?
9. Этап рефлексии
А теперь оцените наш урок и полученные знания