Содержание и методики преподавания математики в 6 классах в условиях реализации ФГОС.
( из опыта работы Темергаева Ш.Х., учителя математики МБОУ СОШ №5 с.Гехи)
В примерной программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования,
но иначе сформулированы цели и требования к результатам обучения , что меняет акценты в преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса .
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-деятельностного подхода .
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД: личностных, метапредметных и предметных.
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера.
Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.
Рабочие программы по математике в соответствии с требованиями ФГОС составляются по следующим разделам
:
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
1
Количество часов
2
Элементы содержания
3
Основные виды учебной деятельности
4
Домашнее задание
5
Дата проведения
6
7
план
8
Факт
9
Структура урока в рамках технологии проблемного диалога состоит из следующих этапов: 1 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Учитель создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление
2 этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока)
Прием «Побуждающий диалог»
3 этап. Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
прием «подводящий диалог»
4 этап Поиск решения (открытие нового знания)
Выполнение продуктивных заданий:
Осмыслить задание.
Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).
Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).
Мысленно сформулировать ответ.
Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что…»; «потому что…»; «во-первых… , во вторых…».
5 этап. Закрепление. Применение нового знания.
– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Как оцените свою работу?
– Используя свои новые знания …
6 этап Домашнее задание
Задание на выбор; Составь задачу; Сочини шпаргалку; Составь тест, задание; Творческое задание; Публичная лекция; Рекламный плакат;
«Напиши письмо…»; Составь презентацию; Составь буклет по теме; Составь вопросы к документу, по карте; Подбери подобное и реши; Найди в словаре; «Займи позицию» и др.
7 этап Рефлексия
Закончи предложение:
- Сегодня на уроке я узнал … - Сегодня на уроке я вспомнил … - Сегодня на уроке я понял …