СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семья – это путь … Мы выбираем путь!!!» Заветы гуманной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Счастливая семья строится на принципах любви, духовной общности, сотворчества, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, милосердия и бескорыстного служения».

«Семья – это Путь, где каждый помогает друг другу понять своё предназначение и следовать ему».

/Заветы гуманной педагогики/

Просмотр содержимого документа
««Семья – это путь … Мы выбираем путь!!!» Заветы гуманной педагогики»

«Семья – это путь … Мы выбираем путь!!!»

«Счастливая семья строится на принципах любви, духовной общности, сотворчества, сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, милосердия и бескорыстного служения».

«Семья – это Путь, где каждый помогает друг другу понять своё предназначение и следовать ему».

/Заветы гуманной педагогики/

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». /В.А. Сухомлинский/

«Мой воспитатель, воспитай меня достойным Человеком!» /Ш. А. Амонашвили/

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитываю себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос жизни: как надо самому жить?

Два правила я бы дал для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Лучше, чтобы дети знали про слабые стороны своих родителей, чем то, чтобы они чувствовали, что есть у их родителей скрытая от них жизнь и есть показная… Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не сознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям». (Л.Н. Толстой)

«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»./ А.С. Макаренко/

«Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя. Только занимаясь саморазвитием, взрослый сумеет создать наиболее благоприятные условия для развития своих детей»./ А.Н. Острогорский/

«В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды». (В.А. Сухомлинский)

Три заповеди воспитания от Ш.А. Амонашвили:

  1. Верить в безграничность ребенка.

«Ребенок - микрокосмос, который в состоянии объять макрокосмос» (Ян Амос Каменский).

Верить, что у ребенка все получится.

  1. Ни в коем случае нельзя обзывать, унижать ребенка.

Ищите ласковые, мудрые слова, исходя из возвышенной Веры и Любви.

Не «Глупый», а «глупыш ты мой».

  1. Воспитывать ребенка не авторитарно, а гуманно (Верить в ребенка). Любить ребенка мудро, принимать его таким какой он есть.

Слова «не трогай», «не бери», «угомонись», «замолчи» сделают вас с вашим ребенком только врагами. Выстраивайте отношения на основе уважения, доброты, ласки, понимания, нежности и сострадания – это и есть гуманная педагогика.

Берите систему воспитания из своего открытого сердца, где хранится Божественная мудрость.

Ответы Ш.А. Амонашвили на вопросы родителей

- Что является самым главным в воспитании детей?

«Дети - народ, живущий в истине». Дети любят истину, а точнее не знают, что такое ложь, грубость, жестокость и т.п. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.

Вот почему, нужно воспитывать в детях честность, совесть, нужно дать им возможность осознать, что такое совесть, благородство, т.е. создать все условия для воспитания Благородного Человека.

Самое главное в воспитании детей – это благородство.

«Без духовной общности истинное воспитание не состоится» (В.А. Сухомлинский).

- С какого возраста начинается воспитание?

У одного философа спросили:

- Когда начинается воспитание детей?

- А сколько лет Вашему ребенку? – в ответ спросил он у матери.

- Шесть недель от зачатия.

- Так вот, Вы уже на шесть недель опоздали.

Воспитание начинается еще до зачатия ребенка, - а именно с мысли, с желания, с мечты о своих детях в умах и сердцах будущих родителей.

- На что нужно обращать внимание в воспитании мальчиков и девочек?

Женщина должна создавать пространство любви, быть женственной, нежной, спокойной, мудрой.

Мужчина должен защищать родину, семью, детей, стариков, честь, быть преданным, честным, верным, уметь жертвовать.

В семье, где есть благородство, не возникает чувства зависти, ревности или ущемлённости.



Мы призваны быть воспитателями.

Мама – это вечная педагогическая профессия.

Папа – тоже вечная педагогическая профессия.

Но эти профессии, равносильно как дедушка-бабушка,

Особенные. Они есть профессии

Первого и главного воспитателя

Своего Ребёнка, своих детей.

У нас нет выбора, ибо путь один: духовность.

Духовность семьи,

Духовность всех её членов.

А потом духовность учителей и воспитателей.

Духовность общества.

Духовность всего человечества.

Благая семья начертила

На четырёх стенах своего дома

Четыре закона, которые

Станут основанием образа жизни:

Учи счастью красоты.

Учи счастью знания.

Учи счастью любви.

Учи счастью слияния с Высшим.

Семья убережёт от всего дурного:

от сквернословия, от дурных зрелищ,

от дурных развлечений.

от дурной музыки,

от дурных игр и игрушек.

Самое главное – она

убережёт от дурных людей.

Взамен всему этому она

Погрузит в потоки образов красоты,

доброты, любви и понимания.

Она даст образы доброречия,

мудроречия, прекрасноречия.

И ребёнок восполнится

лучшими впечатлениями,

несущими духовность. /Ш.А. Амонашвили/

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства лю,.

Пусть помнит,

Что с лихвой получит,

От них всё то,

Чему научит.

Мы за дела свои в ответе,

И за слова:

Легко толкнуть детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой ДОМ,

Чтобы не каяться потом.

Себастьян Бранда (средневековый поэт)


Скучают книжки, свалены в углу,

И кубики заброшены куда -то.

На всех планетах - в холод и в жару -

Воюют электронные солдаты.

Врастают дети душами в экран.

Потоки крови в схватках рукопашных.

Но умирать от виртуальных ран

Нисколечко не больно и не страшно.

И хочется добить наверняка,

Добить, чтоб мозги брызнули потешно.

На кнопку жмет мальчишечья рука.

А взгляд пустой, бессмысленный, нездешний.

Зато - порядок в логове квартир,

Свободы у родителей навалом!

Уходят дети в электронный мир,

И это так удобно - поначалу…

Мы, взрослые ответственны за детские души:

- дети, привыкшие к критике, учатся осуждать;

- дети, враждебно воспитанные, знают, как нападать;

- дети, в насмешках выросшие, воспитывают в себе робость;

- много и часто стыдимые с виною своей неразлучны;

- те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения;

- дети, выращенные похвалой, умеют видеть хорошее;

- а воспитанные справедливостью, учит детей доверию;

- дети, воспитанные одобрением, живут в ладу с собой;

- одаренные дружбой, душевным теплом находят в мире ЛЮБОВЬ.


Из стромат Шалвы Александровича Амонашвили

Обращаюсь к родителям, учителям, воспитателям, наставникам.

Дорогие друзья!
… семья есть основа счастливой и нравственной жизни
, она есть школа для испытания духа, она есть самое надежное гнездо для воспитания орлят, в природе почти все устроено по принципу семьи. Семья богоугодное начало. Мы понимаем, что семья хранит духовное единение народа, обеспечивает мощь государства. Разрушение семьи и разрушение нравов – это единое явление.
Мамы, папы, воспитатели, учителя!
Каждый из вас скажет, что желает детям счастье.
Но не надо нам суживать понимание счастья до материальных благ. Вложим в него божью жемчужину – это семья. Счастье для молодого человека начинается с создания семьи, у которой не будет завершение – семья на всю жизнь. И чтобы дети наши, ставшие взрослыми, умели до конца жизни хранить и беречь семью, дадим им науку о семье. Не формальную науку, которая усердно подсчитывает количество бракосочетаний и разводов и умудренно качает головой, а науку сердечную, духовную, нравственную. Эта наука скажет нам: в детях нужно взращивать чувство любви, которое они несут в себе от Бога, и их надо учить тому, чему научила нас самих мудрость семейной жизни. Уметь любить жену свою (мужа своего) и знать как ее (его) любить, чтобы она – любовь - выдержала испытания невзгодами, обстоятельствами, соблазнами, богатством и нищетой; испытания характерами и вкусами, сменой человеческой природы, которую несут годы и возраст.
Мы учим наших детей многим глупостям, и воображаем, что готовим их к жизни. Но если мы не раскроем в них дар любви, надо твердо знать: обрекаем их на несчастье. А учить и воспитывать надо и мудрым и страстным, то есть, от сердца исходящим Словом. Но особенно – личным примером. Он - этот пример – есть не показуха, а образ жизни, из которого потом льются праведность, милосердие, терпение, самопожертвование, радость, восхищение, единение, взаимность, забота. В общем, наберите все лучшие, украшающие и возвышающие человеческое достоинство слова, и все они вместе будут отображать образ истинной жизни. Если в семье бытует такой образ жизни, то тогда проблема воспитания решается успешно, как будто сама собой.
Истинное воспитание ребенка, сказал Лев Николаевич Толстой, в воспитании самих себя. Нам надо взращивать в себе дисциплину духа, и мы сможем воспитывать дисциплину духа в наших детях. Нам надо постоянно заботиться о семье, и у нас получится воспитание семьянина в наших детях. Эту истину педагогики каждый человек знает от рождения. Но мудрым становится тот, кто следует истине, свершает ее.
У кого грех на совести, пусть чистосердечно покается перед своим ребенком, пусть заклинает его, чтобы тот не попытался подражать его дурному, недостойному примеру.
Учитель, если тебя любят ученики твои и внемлют твоим наставлениям, найди время, чтобы поговорить с ними о любви. Говори с ними о своей любви, скажи им, не стесняйся, как сам (сама) любишь свою жену (своего мужа), с какой нежностью вы заботитесь, друг о друге, как преодолеваете трудности. А если семейная жизнь твоя не состоялась, то расскажи об этом тоже с сожалением, с грустью, как исповедь, чтобы те извлекли жизненную мудрость и не повторили твою же ошибку. Пусть услышат они от тебя, как им испытывать любовь на прочность, как быть хозяином или хозяйкой в семье, что значит отец, мать, что значит ответственность перед собственными детьми. В общем, призывай их к праведной, верной семейной жизни, дай им понять смысл любви в семье. Это есть долг перед совестью, учитель, и он выше всякого стандарта образования. То, что молодые не умеют беречь семью, это потому, что мы не воспитали в них «духовные скрепы».

А теперь о самом главном. Дети рождены, чтобы устремиться к горизонтам познания и жизни, а не жить в клетке или быть прижатым к стене без окон. Чтобы преодолеть школьные ограничения и дать волю индивидуальности Семёна, Вам нужно будет, вместе с отцом, ломать ограждения, убирать заслоны, и дать волю его интересам, фантазиям, оригинальности. Покупайте ему книги, в которых простым детским языком рассказывается о горизонтах наук, о новых открытиях, о загадках, природы. Ведите с ним непринуждённые беседы о смысле жизни, о мироздании, о звездном небе, о предназначении человека. Сами (Вы или отец) читайте ему образцы детской художественной литературы (пусть слушает и Мария). Обязательно прочтите вместе книги: «Маленький принц», «Том Соиер», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», другие подобного рода книги. Слушайте хорошую музыку, смотрите хорошие спектакли, устраивайте увлекательные походы и прогулки. Дайте волю детским экспериментам и поискам, исследуйте вместе с ними. Меньше запрещений и больше поощрений. Если Семён проявляет особую способность к чему-либо, удовлетворите его запросы. Увлекайтесь тем, чем будут увлекаться Ваши дети. Не навязывайте, а предлагайте; не принуждайте, а обсуждайте. Не забудьте о дружеских, доверительных отношениях с детьми. Общаться с ними надо не сверху вниз, а на равноправных началах, и это должно проявиться и в словах, и в тоне Вашей речи. Радуйте детей и научите их радовать Вас и других. Но помните, что Радость есть особая мудрость. То есть, надо выбирать, чем радовать и чему радоваться. Это я советую и Вам, и Вашему мужу. Л.Н.Толстой сказал родителям: «Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя». В общем, создавайте в семье радостную, романтическую  жизнь. Выбросьте из окна на улице ссоры и недоразумения, раздражение и огорчения, обман и гнев и всякий такой мусор (если, конечно, держите их в семье). И не ищите оправдание для таких проявлений, ибо с точки зрения воспитания, да и не только, нет им оправдания.                              

Семья, сотворенная на духовно-нравственных началах, на чувстве любви самая мощная и единственно справедливая воспитательная сила.

Что есть брак в браке?
Браком в браке является: иллюзия любви, расчет, эгоизм, жадность, коварство, безжалостность, отсутствие чувства долга и ответственности, безалаберность, безответственность, бессердечность, жестокость, непостоянство, безнравственность, обман, а если одним словом – невоспитанность.
Происходит часто совсем по другому: разрушение брака уподобляется землетрясениям, обвалу, кровопролитной войне, урагану, цунами. Ломаются судьбы, жизни, будущее. Скажешь развод, и тут же всплывают неприятные воображения: судопроизводство, раздел имущества, раздел жилья, алименты, мама одиночка, безотцовщина, беспризорность...
Это все от брака в браке.
Качеством же брака служат совсем другие «вещества», но чтобы их иметь, надо, чтобы кто-то из умных и мудрых воспитал тебя, воспитал со дня рождения, воспитал с пеленок, воспитал со школьной скамьи, давал наставления даже тогда, когда будешь примеривать свадебный костюм или свадебное платье. И перед тем, как распишешься в книге верности и любви, шепнул бы еще раз: «Помни, это на всю жизнь».
Качество брака слагается от качества любви. А качество любви – это как самый красивый букетик из прелестных цветков. Если есть любовь, то она на всю жизнь. Если есть любовь, то она с преданностью и верностью. Если есть любовь, то она все переносит. Если есть любовь, то она не ищет своего. Если есть любовь, то она нежна и красива.

Такая любовь называется Божественной любовью и она созидает миры.


Попробуйте высказать своё мнение и ответить на ряд вопросов:

  • Возможен ли процесс воспитания без философского видения ребёнка? Какое влияние окажет новый взгляд на процесс воспитания?

  • В чём заключается смысл воспитания?

  • На какое место по значимости в воспитательном процессе вы поставите:

    • Наследственность;

    • Среда;

    • Слова родителей;

    • Личный пример родителей;

  • С чем можно сравнить родившегося Ребёнка?

  • Чему научил меня собственный Ребёнок?

  • Родительская мудрость. Что это такое?

Из всех суждений видно, что в воспитании подрастающего поколения, непременно необходим философский подход. Старые методы воспитания уже не дают желаемых результатов. Необходимо менять мышление, сознание родителей, формировать новый философский взгляд на Ребёнка, на процесс его развития и воспитания.


Попробуйте высказать своё мнение и ответить на ряд вопросов:

  • Возможен ли процесс воспитания без философского видения ребёнка? Какое влияние окажет новый взгляд на процесс воспитания?

  • В чём заключается смысл воспитания?

  • На какое место по значимости в воспитательном процессе вы поставите:

    • Наследственность;

    • Среда;

    • Слова родителей;

    • Личный пример родителей;

  • С чем можно сравнить родившегося Ребёнка?

  • Чему научил меня собственный Ребёнок?

  • Родительская мудрость. Что это такое?

Из всех суждений видно, что в воспитании подрастающего поколения, непременно необходим философский подход. Старые методы воспитания уже не дают желаемых результатов. Необходимо менять мышление, сознание родителей, формировать новый философский взгляд на Ребёнка, на процесс его развития и воспитания.


Попробуйте высказать своё мнение и ответить на ряд вопросов:

  • Возможен ли процесс воспитания без философского видения ребёнка? Какое влияние окажет новый взгляд на процесс воспитания?

  • В чём заключается смысл воспитания?

  • На какое место по значимости в воспитательном процессе вы поставите:

    • Наследственность;

    • Среда;

    • Слова родителей;

    • Личный пример родителей;

  • С чем можно сравнить родившегося Ребёнка?

  • Чему научил меня собственный Ребёнок?

  • Родительская мудрость. Что это такое?

Из всех суждений видно, что в воспитании подрастающего поколения, непременно необходим философский подход. Старые методы воспитания уже не дают желаемых результатов. Необходимо менять мышление, сознание родителей, формировать новый философский взгляд на Ребёнка, на процесс его развития и воспитания.


Попробуйте высказать своё мнение и ответить на ряд вопросов:

  • Возможен ли процесс воспитания без философского видения ребёнка? Какое влияние окажет новый взгляд на процесс воспитания?

  • В чём заключается смысл воспитания?

  • На какое место по значимости в воспитательном процессе вы поставите:

    • Наследственность;

    • Среда;

    • Слова родителей;

    • Личный пример родителей;

  • С чем можно сравнить родившегося Ребёнка?

  • Чему научил меня собственный Ребёнок?

  • Родительская мудрость. Что это такое?

Из всех суждений видно, что в воспитании подрастающего поколения, непременно необходим философский подход. Старые методы воспитания уже не дают желаемых результатов. Необходимо менять мышление, сознание родителей, формировать новый философский взгляд на Ребёнка, на процесс его развития и воспитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!