Доклад на тему: «Семья и школа в воспитании человека»
Педагогика должна стать наукой для
всех – и для учителей, и для родителей…
Какими бы прекрасными ни были
наши учреждения, самыми главными «мастерами»,
формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.
Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо
заботиться о повышении педагогической культуры родителей,
разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.
В. А. Сухомлинский.
- Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
- Когда произносим слово «семья», тут же вспоминаем о ласковой матери и заботливом в своей строгости отце. Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных общими интересами. (из толкового словаря С. И. Ожегова).
- Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие, личным примером – хорошие дети.
- Для ребенка семья - это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного
достоинства уступает место чувству вины.
Если дети живут в семье, где царит любовь, доброта, терпение, мудрость,
честность, милосердие, то они становятся опорой и поддержкой, самым драгоценным богатством для своих родителей.
«Наши дети - это наша старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»
А.С. Макаренко
Лев Толстой сказал: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». Воспитание ребенка необходимо начать с воспитания самих себя. Ребенку нужен родитель, умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать и главное любить.
Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это
заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.
Сделать жизнь ребенка интересной и многообразной
Уделять ему больше свободного времени
Воодушевить ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах
Укреплять в ребенке уверенность в собственных силах
Слушать ребенка следите за его мимикой и жестами, анализируйте их
Разговаривайть друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга
Не старатся спрятать ребенка от трудностей
Обсуждать с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем
Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни
Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских
взаимоотношений является проведение совместного досуга.
Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи
Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами. Воспитание детей - дело нелегкое, и родители должны с полной ответственностью относиться к своим обязанностям. Надо всегда помнить, что именно в семье ребенок получает представление о хорошем и плохом, в семье формируется его характер и привычки. Совместно со школой нужно решать проблемные вопросы, чтобы избегать негативных последствий поведения наших детей. Мы вместе должны помочь нашим детям стать добропорядочными членами общества, достойными представителями своей страны.
- Кто знает сколько раз в день нужно обнимать своего ребенка?
Известный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. При этом говорила, что 4 объятия совершенно необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее 8 объятий в день. И между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Одна из проблем семейного воспитания - это дефицит, который испытывают наши дети, дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому- то внутреннему позыву.
Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.
Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети- будьте
счастливы».
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Вы скажете: чему здесь удивляться, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял лист бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.Почесал владыка за ухом и спросил:
- И все?
- Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Самые главные слова, которые нужно сегодня говорить своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
Школа после семьи занимает второе место в воспитании детей. Невозможно представить полноценное развитие ребёнка без школы. Школа оказывает помощь ученикам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Именно в школе родители должны находить помощь и поддержку. Школа должна консультировать родителей по вопросам воспитания ребёнка.
Каждый год школа принимает новых учащихся, и каждый год её стены покидают сформировавшиеся молодые люди. С каким багажом выйдут её питомцы в свою самостоятельную жизнь, что будут знать и уметь, какими станут людьми – это во многом зависит от учителей.
Особое место в воспитании ребёнка занимает учитель начальных классов. Он работает с классом один. От него зависит, будут ли созданы условия для проявления познавательной активности, разносторонних интересов, творческого отношения к учёбе с первых лет обучения. Эта обстановка определяет отношение младшего школьника к учителю и его требованиям, к одноклассникам. Характер этих отношений формирует личность ученика. Учитель начальных классов первым открывает детям горизонты науки, учит их добру, правде, красоте, становится авторитетной фигурой для детей. Он формирует человека. А для первоклассника начало обучения вносит коренные изменения во всю его жизнь. Беззаботное детство закончилось. В жизнь шестилетнего малыша входит новый вид деятельности – учение, которое является обязательным, требует от ребёнка определённой ответственности и затраты труда. Младшие школьники испытывают огромную потребность в общении с учителями, родителями и своими одноклассниками. От учителя начальных классов, а в дальнейшем от классного руководителя, зависит, комфортно или нет ребёнку в стенах школы и в классном коллективе. На плечи этих людей ложатся все заботы. Взаимоотношения между учениками класса, усвоение учебного материала, успехи и неудачи, взаимоотношения с учителями - предметниками, взаимоотношения с родителями - должно находиться в поле зрения учителя.
Эффективность процесса воспитания и обучения будет достигнута быстрее, когда удаётся обеспечить тесное содружество семьи и школы. Самая важная задача школы – непрерывная связь с родителями.
В школе ученики и учителя проводят большую часть дня, и именно эта среда влияет на ребёнка. Многие дети впервые в школе попадают в большой коллектив, а роль коллектива огромна. Ребёнок, как губка, впитывает в себя всё, что он видит и слышит. Из этой среды он получает знания, приобретает новые привычки и черты характера.
Уроки нравственности, которые проводятся в школе, предусматривают научить детей анализировать свои и чужие поступки, видеть их последствия, уметь давать им оценку. Такие уроки должны помочь детям осознать всю сложность человеческих отношений.
С каждым годом роль школы в воспитании детей увеличивается. Воспитательные функции стали едва ли не важнее, чем образовательные. Только никакой школе не под силу воспитать ребёнка, если в этом не будет участвовать семья. Часто от родителей можно слышать такие слова: «Мы их отправили в школу, вот пусть учителя и воспитывают». Такие нерадивые родители очень редко появляются в школе, не посещают родительские собрания, не интересуются, как живёт их ребёнок в стенах школы.
Школа неотрывно связана с семьёй. Очень часто во время проведения школьных мероприятий родители обучающихся приглашаются в качестве зрителей или жюри. И это очень важно, так как родители сближаются и со школой, и со своими детьми, эти несколько часов родители живут интересами детей, что имеет огромное значение для взаимопонимания между родителями и детьми. На современном этапе , когда подавляющее большинство родителей заняты на работе, более того многие из них , работают в две смены или даже на двух работах, дети не получают должного внимания от родителей, и как следствие, не могут в полной мере воспитывать своих детей. И это, конечно , не может не сказаться на детях.
В такой ситуации очень важно, чтобы дети в школе имели любящего и понимающего педагога, который может восполнить дефицит внимания со стороны родителей. Современная школа предоставляет школьникам большие возможности. Это внеурочные занятия разной направленности , различные кружки, секции и т.д. в них дети развивают свой кругозор, учатся общению, находят единомышленников, а педагоги становятся для них старшими товарищами, которые помогают найти себя, свои скрытые возможности и даже таланты.
Не секрет, что многие известные личности – спортсмены, актеры, журналисты, нашли своё призвание именно на занятиях кружков и секций, организованных в школе.
Энергия детства неисчерпаема, надо лишь умело направлять её. Раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для детей окружающий их мир, помочь сделать верные шаги в нём должны мы, взрослые – родители и педагоги.
Большое значение имеет также индивидуальная работа с родителями. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы не сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям.
Формы, способы и методы работы с семьёй разнообразны, но главное то, что
педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности конкретной семьи.
Способами взаимодействия родителей и педагога в решении учебных проблем могут выступать:
- Совместное изучение способностей и особенностей детей.
- Выявление проблем детей в учебе, поиск решения при участии самого ученика и других педагогов.
- Составление программы развития.
- Анализ и обсуждение достижений ребенка вместе с родителями за определенный период.
Активное участие родителей в образовательно-воспитательном процессе
значительно повышает эффективность и обучения, и воспитания учеников. Дети улучшают знания и формируют умения после выполнения совместных заданий, у них развивается мотивация учения. Родители занимаются самообразованием, улучшают общение со своим ребенком, ощущают свою значимость в школьной жизни и в жизни ребенка. Педагог использует творческий подход и повышает свой авторитет. Родители в нашем лице должны видеть не только учителя, а чуткого, доброго, отзывчивого
заинтересованного человека, готового прийти на помощь детям. Тогда успех
гарантирован! Ещё раз повторюсь, важно каждому запомнить простые, но вечные истины, которые делают из ребёнка человека:
Если ребёнок живёт в терпимости - он учится понимать других.
Если ребёнка подбадривают - он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности – он учится быть справедливым.
Если ребёнок живёт в безопасности – он учится верить в людей.
НО!
Если ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде – он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
И самое главное:
Если ребёнок живёт в любви – он учится любить!!!
ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика./ Азаров Ю.П.- М: Политиздат, 1982.-223с.
2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики./ Антонова
Р.Я. –Якутск,1995. – 102 с.
3. Афанасьева Т.П. Семья./ Афанасьева Т.П. – М: Просвещение,1985.-224 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Божович Л.И. –
М: Просвещение,1968
5. Ковалев С.В. Психология личности./ Ковалев С.В. – изд.3., М.: Посвящение,1970
6. Маслюк О.Н.Концепция воспитательной системы «Создание единого
воспитательного пространства в школе и вокруг нее».// Классный руководитель.
– 2002. – №3. – с. 51
7. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с
семьей.// Классный руководитель. – 2001. – №6. – с. 3