СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья как фактор социализации подростка и профилактики аддиктивного поведения (употребления ПАВ).

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления педагога-психолога на родительском собрании в рамках проведения школьного всеобуча. Тема общешкольного родительского собрания "Личный пример родителей как фактор формирования потребности в ЗОЖ у подростков". Кроме педагога-психолога на данное мероприятие принлашаются специалисты из медицинских профилактических учреждений, а также инспектора КпДНиЗП.

Просмотр содержимого документа
«Семья как фактор социализации подростка и профилактики аддиктивного поведения (употребления ПАВ).»

Семья как фактор социализации подростка и профилактики аддиктивного поведения (употребления ПАВ)

Семья как фактор социализации подростка и профилактики аддиктивного поведения (употребления ПАВ)

 «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной» А.С. Макаренко   « Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А. Сухомлинский

«Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»

А.С. Макаренко

« Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

СЕМЬЯ  - основанная на браке, кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

СЕМЬЯ - основанная на браке, кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Для ребенка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Социализация  — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.    Семейная социализация - влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

Социализация  — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.  

Семейная социализация -

влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности.

   Аддикция (лат. addictus — рабски преданный) - способ психологической защиты, зависимость, острая потребность в выполнении каких-либо действий, вызывающих привыкание  и психофизиологические изменения в организме человека.    Аддиктивное поведение — поведенческий паттерн, одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения.  При аддиктивном поведении у подростков наблюдается редукция межличностных эмоциональных отношений.

Аддикция (лат. addictus — рабски преданный) - способ психологической защиты, зависимость, острая потребность в выполнении каких-либо действий, вызывающих привыкание и психофизиологические изменения в организме человека. Аддиктивное поведение — поведенческий паттерн, одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения. При аддиктивном поведении у подростков наблюдается редукция межличностных эмоциональных отношений.

Психоактивное вещество   (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния  вплоть до измененного состояния сознания.    Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.     Психоактивные вещества, запрещённые  законодательством, называются наркотиками.

Психоактивное вещество   (ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния  вплоть до измененного состояния сознания.   Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством, называются наркотиками.

Результаты мониторинга отношения обучающихся 6-х и 8-х классов к ПАВ (алкоголю)  в МБОУ «СШ №9»   Количество учащихся  в % Результаты мониторинга, проведенного среди 6,8 классов. Ответы учащихся на вопрос №2 Анкеты «Как Вы относитесь к спиртному?»

Результаты мониторинга отношения обучающихся 6-х и 8-х классов к ПАВ (алкоголю) в МБОУ «СШ №9»

Количество учащихся

в %

Результаты мониторинга, проведенного среди 6,8 классов. Ответы учащихся на вопрос №2 Анкеты «Как Вы относитесь к спиртному?»

 В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации  ВОЗ , в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации  ВОЗ , в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

Около половины учеников старших классов ежемесячно употребляют алкоголь; 14% подростков были в состоянии опьянения, по крайней мере, один раз в году; в 14 лет более 40% учащихся пробовали хотя бы один спиртной напиток. Количество подростков злоупотребляющих алкоголем с возрастом увеличивается: 12 лет — 2%; 16 лет — 21% ; 20 лет — 55%.

Около половины учеников старших классов ежемесячно употребляют алкоголь;

14% подростков были в состоянии опьянения, по крайней мере, один раз в году;

в 14 лет более 40% учащихся пробовали хотя бы один спиртной напиток.

Количество подростков злоупотребляющих алкоголем с возрастом увеличивается: 12 лет — 2%; 16 лет — 21% ; 20 лет — 55%.

 Свыше 50% детей употребляющих спиртные напитки, как правило, не получают достаточного внимания от своих родителей.  У детей, начавших пробовать или злоупотреблять алкоголем, в 50 раз увеличивается вероятность пристраститься в будущем к наркотикам , чем у тех кто его никогда не употребляет.

Свыше 50% детей употребляющих спиртные напитки, как правило, не получают достаточного внимания от своих родителей.

У детей, начавших пробовать или злоупотреблять алкоголем, в 50 раз увеличивается вероятность пристраститься в будущем к наркотикам , чем у тех кто его никогда не употребляет.

Более 90% детей пристрастившихся к алкоголю — выходцы из проблемных (неблагополучных) семей.  В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.

Более 90% детей пристрастившихся к алкоголю — выходцы из проблемных (неблагополучных) семей.

В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще.

Взаимосвязь возрастных этапов семейной социализации с причинами табакокурения и употребления алкоголя Возраст Понятие о  правильном  поведении 0 - 4 года 5 – 6 лет Объяснение «правильного» поведения Поступаю как хочется, справедливо то, что я делаю 7 - 9 лет Делаю то, что велят взрослые Избегание наказания, получение награды, похвалы Избегание наказания Поступаю с окружающими, как они со мной 9 – 12 лет Достижение своего Делаю то, чего от меня ожидают С 13 лет Положительная самопрезентация Сознательно выполняю то, что должен Ощущение принадлежности к сообществу Привести конкретные примеры неосознаваемого родителями способа формирования отношения ребенка к алкоголю или табаку как к «нормальному» .

Взаимосвязь возрастных этапов семейной социализации с причинами табакокурения и употребления алкоголя

Возраст

Понятие о правильном поведении

0 - 4 года

5 – 6 лет

Объяснение «правильного» поведения

Поступаю как хочется, справедливо то, что я делаю

7 - 9 лет

Делаю то, что велят взрослые

Избегание наказания, получение награды, похвалы

Избегание наказания

Поступаю с окружающими, как они со мной

9 – 12 лет

Достижение своего

Делаю то, чего от меня ожидают

С 13 лет

Положительная самопрезентация

Сознательно выполняю то, что должен

Ощущение принадлежности к сообществу

Привести конкретные примеры неосознаваемого родителями способа формирования отношения ребенка к алкоголю или табаку как к «нормальному» .

Основные причины курения и употребления ПАВ подростками Потому что  курят и выпивают родители . Противоречия, дисгармония в семье,  родительский диктат, родительское равнодушие . Потому что  курят и употребляют ПАВ друзья . Просто хотелось  попробовать . Потому что это  «круто» . Потому что в глазах приятелей  кажешься взрослее . Потому что  «взяли на слабо»  (давление со стороны сверстников). Потому что «тот  герой в фильме  выглядел очень брутально и авторитетно». Любимые звезды (шоу-бизнеса и пр.) тоже курят, употребляют алкоголь. Красочная реклама  и розыгрыши призов от производителей сигарет и алкогольной продукции. Недостаток впечатлений , внимания, эмоций, скука. Тяга к опасному  и запретному.

Основные причины курения и употребления ПАВ подростками

Потому что курят и выпивают родители .

Противоречия, дисгармония в семье,  родительский диктат, родительское равнодушие .

Потому что  курят и употребляют ПАВ друзья .

Просто хотелось  попробовать .

Потому что это  «круто» .

Потому что в глазах приятелей  кажешься взрослее .

Потому что  «взяли на слабо»  (давление со стороны сверстников).

Потому что «тот  герой в фильме  выглядел очень брутально и авторитетно». Любимые звезды (шоу-бизнеса и пр.) тоже курят, употребляют алкоголь.

Красочная реклама  и розыгрыши призов от производителей сигарет и алкогольной продукции.

Недостаток впечатлений , внимания, эмоций, скука.

Тяга к опасному  и запретному.

Типичные модели семейной профилактики употребления психоактивных веществ:  модель «запугивания» - формирование негативных эмоций по поводу последствий употребления;  «валеологическая» модель - формирование ценностного отношения к здоровью;  «поведенческая» модель - формирование навыков безопасного поведения;  «личностно-ориентированная»  модель – формирование социально и психологически зрелых личностных свойств и качеств.

Типичные модели семейной профилактики употребления психоактивных веществ:

модель «запугивания» - формирование негативных эмоций по поводу последствий употребления;

«валеологическая» модель - формирование ценностного отношения к здоровью;

«поведенческая» модель - формирование навыков безопасного поведения;

«личностно-ориентированная» модель – формирование социально и психологически зрелых личностных свойств и качеств.

Модель «запугивания» Неэффективна: 1) подростки часто обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям; 2) быстро приобретают «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, имея ранний опыт угроз, которые не сбывались  («никогда больше не пойдешь на улицу»); 3) не верят информации, получаемой от взрослых, подаваемой часто в категоричной форме («курение приводит к смерти», «все наркоманы быстро умирают» и т.п.); 4) воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. как нечто отвлеченное и далекое;

Модель «запугивания»

Неэффективна:

1) подростки часто обладают возрастным негативизмом и протестными реакциями, когда любое «нет» перерастает в «да» под влиянием желания противостоять ограничениям;

2) быстро приобретают «иммунитет от пугалок» со стороны взрослых, имея ранний опыт угроз, которые не сбывались

(«никогда больше не пойдешь на улицу»);

3) не верят информации, получаемой от взрослых, подаваемой часто в категоричной форме («курение приводит к смерти», «все наркоманы быстро умирают» и т.п.);

4) воспринимают знания о болезнях, страданиях и т. п. как нечто отвлеченное и далекое;

 «ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОФИЛАКТИКА»  («поведенческая» и  «личностно-ориентированная» модели) воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам аддиктивного, асоциального и опасного для здоровья поведения

«ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПРОФИЛАКТИКА» («поведенческая» и «личностно-ориентированная» модели)

воспитание нравственной, успешно социализированной личности, способной удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к употреблению психоактивных веществ и другим формам аддиктивного, асоциального и опасного для здоровья поведения

Бездействие родителей, конечно, опасно. Но   еще опаснее жесткое наказание . Оно может послужить не только укоренению аддикции, но и более серьезному протесту. Что же делать?

1.Для начала  разобраться в причинах  появления аддикции. И далее, устранить эти причины, предложить ребенку альтернативу.

2.Обозначить  свою позицию к курению, употреблению ПАВ  и вместе с ребенком искать способы устранения данной аддикции, не забывая о моральной поддержке.

3.Не хранить сигареты  (если родители курят) дома в легкодоступных местах и, тем более, не курить в присутствии детей. А лучше вообще  бросьте курить сами . То же касается и алкоголя. Личный пример –лучший метод воспитания.

4. Беречь доверительность  в отношениях с ребенком. Не наказывать, не унижать – быть другом. Правильным и взрослым другом.

Обратить внимание на обстановку в семье . Неблагополучие в семье часто становится причиной аддикции. Ребенок может чувствовать себя ненужным, брошенным, просто быть неудовлетворенным той ролью, что отведена ему в семье. Вполне возможно также, что он пытается обратить на себя ваше внимание.

5.Тщательно  следите за кругом общения  ребенка, не влезая в его личное пространство. На короткий поводок посадить подростка невозможно, но вы можете направить его энергию в правильное русло. Именно чрезмерная занятость родителей, как правило, становится причиной недосмотра. Держите руку на пульсе, будьте в курсе событий – где и с кем проводит время ребенок. Но только в качестве друга, не надзирателя.

6.Ребенок курит или употребляет алкоголь, потому что для него это способ организации общения? Научите его другим способам, используйте свой опыт в жизни, обратитесь к школьному психологу, если опыта не хватает.

  • Учите ребенка иметь и адекватно выражать собственное мнение , не зависеть от чужого влияния, отстаивать свои интересы.
  • Ребенок сигаретой или алкоголем снимает напряжение? Научите его более безопасным и приятным методам релаксации.
  • Главная задача –  поднять ребенку самооценку . Найти в подростке то, то за счет чего он сможет расти в собственных глазах.
  • Формируйте у ребенка чувство ответственности  за совершаемые действия. Дайте ему больше свободы. Ребенок должен сам решать, как одеваться, с кем дружить и пр. Тогда ему не придется доказывать вам свою взрослость аддиктивным поведением.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБО ЗА

ВНИМАНИЕ !


Скачать

© 2018 649 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!