СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья - хранитель духовных ценностей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о семейных ценностях, о бережном отношении к членам семьи, о любви к членам семьи.

Просмотр содержимого документа
«Семья - хранитель духовных ценностей»

Сценарий «Семья – хранитель духовных ценностей»

Подготовила и провела: Советник директора по вопросам воспитания и взаимодействию с детскими общественными объединениями МБОУ Большеталовской СОШ Зерноградского района Ростовской области

Мерзлякова Наталья Фёдоровна

Цель урока:

Через серию классных часов о семье способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте, где ребенок получает уроки нравственности.

Задачи:

  • разработать план мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к семье

  • формирование представления о культурной роли семьи.

  • формирование представления о значении семьи, роли семьи в жизни общества.

  • привитие интереса к истории своей семьи, ее обычаев и традиций.

  • развитие коммуникативных качеств и познавательной активности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ватман, фломастеры, набор карточек - ромашек для фронтальной работы.

Категория: обучающиеся 5-6 классов

Структура урока

Этап

Деятельность Советника


Деятельность детей с указанием форм организации

1.Организационный момент.

2 мин

Советник приветствует детей:

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы!

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность.

Приветствие Советника и друг друга.


2.Мотивация Формулировка темы.

4 мин


Советник создает проблемную ситуацию

- Для того чтобы ответить на вопрос, о чем пойдет речь послушайте небольшую сказку Василия Александровича Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

– Ты кто? – спрашивает Муравей.

– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей) В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны.

Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Именно

в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

-Попробуйте сформулировать тему мероприятия («Семья, Семья – главная опора в жизни человека»)

У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня речь пойдет о семье, о семейных духовных ценностях.

Но это только часть темы. Остальную её часть вы попробуете сформулировать самостоятельно после выполнения некоторых заданий.

Ответы на вопросы

Формулировка первой части темы «Семья…

3.Актуализация знаний

Вхождение или погружение в тему

3 мин

Советник организует беседу с детьми (обсуждение)

- Семья! У Льва Николаевича Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме»

Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

-Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

-Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. - С какими словами ассоциируется слово «Семья»?

-Задание. Работая в парах, оформите результаты работы в виде кластера

Работа в парах. Дети в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Оформление и представление результатов своей работы на доске.


4. Беседа4 мин

Организует беседу с детьми (обсуждение)

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Конечно, нет. Почему?

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. По словам русского философа, И. Ильина, «семья есть для ребенка первое «мы», где один стоит за всех и все за одного».

В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, учится правилам поведения, приобретает знания о том, «что такое хорошо и что такое плохо», что можно и чего нельзя делать.

Семья – главная опора в жизни человека. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются".

- А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи?

Я вам предлагаю собрать ромашку, на лепестках которой даны названия семейных ценностей.

Я буду читать пословицы, а вы должны догадаться, о чем я говорю. У кого окажется лепесток с названным качеством, выходит и прикрепляет его на доску.

1.Отца с матерью почитать – горя не знать (Уважение к старшим).

2. В дружной семье и в холод тепло (Дружба).

3. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы (Трудолюбие).

4. Семья, где помогают друг другу, беды не страшны (Взаимопомощь).

5. В тесноте, да не в обиде (Терпение).

6. Семьей дорожить – счастливым быть (Верность).

7. ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...

- На чем же держаться лепестки? (На сердцевине).

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? ( Могут рассыпаться).

- Что же, по-вашему, символизирует сердцевина? Я подскажу: Дом согреет не печь, а любовь и согласие. (Любовь)

- Как можно назвать семью, основанную на данных ценностях? (счастливой)

Семья играет важную роль в жизни не только каждого человека, но и государства. Главная цель любой семьи – воспитание нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив.

Обсуждение понятия «функции семьи» (фронтально).

Выявление соответствующих каждой из «метафор» функций семьи (работают в парах).

Представление своих выводов





5.Основная часть.

7 мин.


Советник напоминает правила работы в группе

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.)

Помогает сформулировать вывод: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи)

и построить схему фломастерами на листах ватмана

«Передача опыта в семье»:отношения


Семья человек


традиции

Организация трех рабочих групп (соответственно рядам);

Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учиться», «отношения», «традиции и обычаи».


Фиксация вывода в виде схемы на листах ватмана:


«Передача опыта в семье»:

схема

Кластер «Задачи семьи» 
Советник : А теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе листочки, вы должны подумать и записать задачи семьи. Пожалуйста, озвучьте ваши ответы.

Советник: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании? (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.)

-Просьба рабочим группам сформулировать тему нашего мероприятия исходя из предмета обсуждения.

-О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям






Формулировка темы «Семья-хранитель духовных ценностей» (или подобное)

6.Разминка

2мин

Те, у кого есть старший или младший брат, пусть хлопнет в ладоши. Те, у кого есть сестра, пусть помашет руками над головой. Кивните головой те, кто очень любит своих родных


7.Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин

Советник организует рефлексию учащихся:

- Над чем заставила вас задуматься наша беседа?

  • а) Работа с пословицами.  - Давайте вспомним пословицы о семье. О чём нас учит народная мудрость? Соберите пословицу (со слайда)

  • 1. В семье /любовь /да совет, /так и нужды нет.

  • 2. Не будет/ добра, /коли в семье/ вражда.

  • 3. Родители/ трудолюбивы/, и дети /не ленивы.

Индивидуальная/парная рефлексия результатов деятельности

Озвучивание результатов

8.Дом зад.

2 мин

Принято составлять семейный герб, в котором находят свое отражение главные отличительные особенности или характер семьи, ее ценности.

Герб – дает уникальную возможность увековечить свою фамилию, создать династию, основать род. 

- Созданный герб является мощным оберегом своего владельца, объединяющим род, принося ему жизнестойкость и процветание.

Подумайте дома над составлением семейного герба.



Лиература:

1. Десятых М. Книги о мамах и для мам/М.Десятых, Н.Казакевич//Дошкольное воспитание. – 2014 - №10 – с 120-123

2. Тончу Е.А. Россия – страна материнская / Елена Тончу, - СПб.;Издательский дом ТОНЧУ, 2004- с 447

3. Цимбаленко С.В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С.В.Цимбаленко / Воспитание школьников. – 2011 - № 9 – с 55-58


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!