1.Организационный момент. 2 мин | Советник приветствует детей: - Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече. Давайте определим, с каким настроением вы пришли. Вы все готовы активно работать на уроке. Молодцы! - Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. | Приветствие Советника и друг друга. |
2.Мотивация Формулировка темы. 4 мин | Советник создает проблемную ситуацию - Для того чтобы ответить на вопрос, о чем пойдет речь послушайте небольшую сказку Василия Александровича Сухомлинского «Цветок и лепесток». Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?» Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья. – Ты кто? – спрашивает Муравей. – Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет. – Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю. Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего. – Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток? – А как мы можем применить эту сказку к жизни человека? (ответы детей) В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. – Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы. -Попробуйте сформулировать тему мероприятия («Семья, Семья – главная опора в жизни человека») У вас на столах находятся цветки ромашки, которые символизируют семью. Эти цветки выбраны нами не случайно. Сегодня речь пойдет о семье, о семейных духовных ценностях. Но это только часть темы. Остальную её часть вы попробуете сформулировать самостоятельно после выполнения некоторых заданий. | Ответы на вопросы Формулировка первой части темы «Семья… |
3.Актуализация знаний Вхождение или погружение в тему 3 мин | Советник организует беседу с детьми (обсуждение) - Семья! У Льва Николаевича Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме» Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? -Какое определение вы бы дали понятию «семья»? -Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. - С какими словами ассоциируется слово «Семья»? -Задание. Работая в парах, оформите результаты работы в виде кластера | Работа в парах. Дети в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова. Оформление и представление результатов своей работы на доске. |
4. Беседа4 мин | Организует беседу с детьми (обсуждение) - Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Конечно, нет. Почему? С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. По словам русского философа, И. Ильина, «семья есть для ребенка первое «мы», где один стоит за всех и все за одного». В семье ребенок усваивает нормы человеческих отношений, учится правилам поведения, приобретает знания о том, «что такое хорошо и что такое плохо», что можно и чего нельзя делать. Семья – главная опора в жизни человека. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". - А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Я вам предлагаю собрать ромашку, на лепестках которой даны названия семейных ценностей. Я буду читать пословицы, а вы должны догадаться, о чем я говорю. У кого окажется лепесток с названным качеством, выходит и прикрепляет его на доску. 1.Отца с матерью почитать – горя не знать (Уважение к старшим). 2. В дружной семье и в холод тепло (Дружба). 3. Родители трудолюбивы - и дети не ленивы (Трудолюбие). 4. Семья, где помогают друг другу, беды не страшны (Взаимопомощь). 5. В тесноте, да не в обиде (Терпение). 6. Семьей дорожить – счастливым быть (Верность). 7. ...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... - На чем же держаться лепестки? (На сердцевине). - Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? ( Могут рассыпаться). - Что же, по-вашему, символизирует сердцевина? Я подскажу: Дом согреет не печь, а любовь и согласие. (Любовь) - Как можно назвать семью, основанную на данных ценностях? (счастливой) Семья играет важную роль в жизни не только каждого человека, но и государства. Главная цель любой семьи – воспитание нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. | Обсуждение понятия «функции семьи» (фронтально). Выявление соответствующих каждой из «метафор» функций семьи (работают в парах). Представление своих выводов |
5.Основная часть. 7 мин. | Советник напоминает правила работы в группе В словаре Ожегова: «Ценности – то, что человек ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность» Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности.) Помогает сформулировать вывод: человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи) и построить схему фломастерами на листах ватмана «Передача опыта в семье»:отношения Семья человек традиции | Организация трех рабочих групп (соответственно рядам); Каждая группа выявляет ключевое слово или выражение в соответствующем абзаце текста: «учиться», «отношения», «традиции и обычаи». Фиксация вывода в виде схемы на листах ватмана: «Передача опыта в семье»: схема |
Кластер «Задачи семьи» Советник : А теперь давайте определим какие же важные задачи должна решать семья. У вас на столе листочки, вы должны подумать и записать задачи семьи. Пожалуйста, озвучьте ваши ответы. Советник: Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании? (Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.) -Просьба рабочим группам сформулировать тему нашего мероприятия исходя из предмета обсуждения. -О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям | Формулировка темы «Семья-хранитель духовных ценностей» (или подобное) |