СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов "Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи у дошкольников посредством инновационных технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста это развитие речи. Поэтому крайне важно педагогам научить детей говорить содержательно, последовательно, связно.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Особенности современных форм работы в ДОУ по развитию речи у дошкольников посредством инновационных технологий"»

«Особенности современных форм работы в МДОУ по развитию речи
у дошкольников
посредством инновационных технологий»

  «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,

а на завтрашний день детского развития. 

Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения

к жизни те процессы…, которые

сейчас лежат в зоне ближайшего развития» 

 Л. С. Выготский

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике воспитателя, поскольку речь является средством общения, служит средством интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции.

Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

2. Задачи работы :

  1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

  2. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, учить связности изложения;

  3. Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;

  4. Развивать мышление, внимание, воображение , речеслуховую и зрительную память;

  5. развивать мелкую моторику у детей.

3. Основная идея моей работы – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) малыша. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи.

4. Цель: создание условий для речевого развития детей.

  • Развитие речи и коррекция её нарушений

  • Развитие мотивационных устремлений на исправление своих речевых дефектов.

  • Развитие познавательных способностей произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы

  • Развитие эстетических способностей

  • Обеспечение понимания способов коррекции речи

5. В речи детей существуют следующие проблемы

  • Недостаточный словарный запас

  • Неспособность построить монолог

  • Плохая дикция

  • Отсутствие навыков культуры речи

  • Бедная диалогическая речь

  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов

  • Несформированность грамматического строя речи

6. Чтобы повысить уровень развития речи дошкольников, я использую систему основных методов и приемов.

  • Художественное слово

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук

  • Речевые дидактические словесные игры

  • Мнемотаблицы

  • Тетрализованная деятельность

  • Образец рассказа воспитателя

  • ТРИЗ

  • Вопросы к детям по прочитанному произведению

7. Комплексное использование инновационных технологий

Развитие речи:

ТРИЗ , Гимнастика для пальцев, Театрализованные игры, Мнемотехника

Упражнения направлены на :

-Развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения)

- Активизация и обогащение словаря

- Совершенствование грамматических категорий

- Закрепление правильного звукопроизношения

8-9. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Пальчиками играем - речь детей развиваем»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский

10. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста. Она включает в себя ряд блоков упражнений, целью которых является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

11. Так же применяются различные предметы для массажа рук, пальцев : это грецкие орехи, деревянные палочки или карандаши, расчески деревянные или массажные, прищепки, сухие бассейны для кистей рук из пластиковых бутылок, мячики СУ ДЖОК, пальчиковые игры с проговариванием текста

15. Артикуляционная гимнастика

19. Мнемотехника

20. Древнегреческая покровительница памяти, рассуждений и всех названий Мнемозина

21. Мнемотехника- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

22. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей:

Обогащение слованого запаса,

Обучение составлению рассказов,

Заучивание стихотворений,

Отгадвагие и загадывание загадок,

Пересказ художественной литературы

23. Если ребенок не говорит Покажите ему картинку И он заговорит

24-26, Примеры мнемотаблиц

25. «Новый год»

Встали де-вочки в ккужок, встали и примолкли.

Дед мороз огни зажег на высокой елке.

Наверху звезда.бусы в два ряда.

Пусть не гаснет елка, пусть горит всегда.

26. «Снегири»

Во на ветках посмотри в красных майках снегири

Распушили перышки,греются на солнышке,

Головой вертят,улететь хотят.

27. Пересказ произведения

28. Составление описательных рассказов

32. Метод мнемотехники можно с успехом применять в любой образовательной области:

Развитие культурно -гигиенических навыков,

Рассказывание о времени года,

Уход за комнатными растениями

Рассказывание о растительном, животном и предметном мире.

33. Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

35. Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.

36. Значение театрализованной деятельности:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению :

  • совершенствует артикуляционный аппарат;

  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;

  • дети получают эмоциональный подъём;

  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса; позволяет формировать

  • опыт социального поведения;

  • стимулирует активную речь.

37. Виды театров используемые в работе:

Перчаточный, театр камней, настольный, кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе, костюмированый, масочный, на палочках, теневой.

38. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.

Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй».

40. Дэвид Армстронг . Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. 

Данная техника была предназначена для взрослых.

41. На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад в Европе придумали игру «Story cubes» («Кубики историй). Это 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Но для детей они сложные, так как на кубиках изображены лишь символы и знаки. Взяв за идею оригинальную версию игры, педагоги могут разработать свои «Кубики историй».

42. Цель сторителлинга– обогащение устной речи, развитие у старших дошкольников умения составлять рассказы.

Задачи:

1.        Обогащать активный и пассивный словарь дошкольников.

2.     Уточнять использование грамматических форм речи.

3.        Развивать коммуникативные навыки дошкольников.

43. На начальном этапе обучения детская история может быть совсем короткой – 1-2 предложения. Сначала задачу можно упростить, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности.

Поэтому, составлять истории можно по очереди, первый кубик бросает ребёнок, а следующий –педагог. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

44. При составлении рассказа необходимо соблюдать следующую структуру:

1. Вступление.

Начать рассказ нужно интересно, можно предложить детям вспомнить начало сказок.

Однажды, много лет назад…

В некотором царстве, в некотором государстве…

Когда-то давным-давно…

Жили-были…

Случилось это в одном городке…

Затем «сказочники» описывают главного героя истории, где он живет, что делает?

45. 2.Основная часть истории.

Описывается основная сюжетная линия.

Что произошло с героем?

Кого он встретил или что нашел?

Что он планирует с этим делать?

3. Заключение.

Появляется решение поставленной проблемы.

Короткий вывод (итог рассказа).

46. Для этого детям предлагается превратиться в «УЧЕНЫХ» и составить научный рассказ. В данном варианте игры используются мнемосхемы, в которых представлен алгоритм составления рассказа, включающий: начало рассказа, середину и конец. Учитывая программную тематику, картинки на кубиках можно менять и по каждой лексической теме, составлять новые рассказы. Например, рассказ по лексической теме «Домашние животные».

При составлении рассказа используется мнемосхема, составленная на основе Н.Э. Теремковой, которая поделена на три части (начало, середина, конец), каждая часть рассказа обозначена своим цветом (начало-синим, середина-жёлтым, конец- зеленым).

Ребенок бросает первый синий кубик и называет животное, изображение которого выпало. Затем, подбирает на втором синем кубике изображение, ориентируясь по мнемосхеме («Как называется домик животного?»). Второй «ученый» по жёлтым кубикам рассказывает середину истории, а третий «ученый» с помощью зеленых кубиков заканчивает рассказ.

У данной игры есть еще один вариант, детям предлагается побыть «ФАНТАЗЕРАМИ», и придумать смешные рассказы про животных. Алгоритм составления рассказа остается прежним, но теперь дети кидают кубики, а не подбирают подходящие по логике стороны и получается забавная история о животном.

«Сторителлинг» не ограничивает воображение педагогов в составлении игр для детей. Так как техника многогранна, используя её при развитии связной речи, мы можем развивать и корректировать другие компоненты речевой системы.

47. преимущества использования техники «сторителлинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста:

Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

Расширение запаса знаний об окружающем мире;

Развитие всех речевых компонентов;

Развитие высших психических функций;

Развитие коммуникативных навыков детей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!