СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для психологов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.

С другой стороны – одарённые и высокомотивированные дети очень любопытны и не терпят ограничений своей  исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать.

Просмотр содержимого документа
«Семинар для психологов "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ"»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одаренность человека – это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли 
и требующий к себе огромного внимания. 
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё, чтобы он вырос 
и дал обильный плод. 
В.А.Сухомлинский 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня, на нашем семинаре, хотелось бы ещё раз поговорить о том, какая роль в воспитании одарённых и высокомотивированных обучающихся принадлежит родителям, а какая нам, педагогам и психологам. С одной стороны, родителям таких учеников повезло- их дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества. Высокомотивированный ребёнок может и не иметь всех этих талантов, но стремится ими овладеть. Он стремится хорошо и качественно усваивать материал на уроках, а так же активно принимает участие во всех мероприятиях класса и школы, посещает кружки и секции, где тоже достигает определённо высоких результатов. Высокомотивированный ребёнок – ребёнок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определённой области знаний и деятельности.

С другой стороны – одарённые и высокомотивированные дети очень любопытны и не терпят ограничений своей исследовательской деятельности. В них очень сильно стремление к познанию, поиску новой информации: если интересно, как устроена игрушка, значит, надо её разобрать. Они буквально забрасывают взрослых вопросами, и не всегда просто на них ответить. Кстати, именно способность задавать вопросы и видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают - важнейшая характеристика одарённости. Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми направлена на достижение главной цели: развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.

Такие детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Одаренные дети обладают отличной памятью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие вундеркинды с удовольствием читают словари, энциклопедии, придумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Но есть во всём этом и свои минусы: Многие одарённые дети обладают повышенной чувствительностью, часто им недостаёт эмоционального баланса. В раннем возрасте они очень мало спят. Высокая активность воображения может порождать преувеличенные страхи. В средней школе одарённые и высокомотивированные дети зачастую являются «палочкой-выручалочкой» учителей-предметников и классных руководителей, так как являются основными участниками олимпиад, различных конкурсов, а так же творческих и спортивных мероприятий. На этих детей зачастую возлагается такая ответственность, что не каждый взрослый способен выдержать. И вот тут уже настоящим помощником и поддержкой должна быть семья ребёнка, его родители. Это те люди, которые должны понимать и принимать как высокие, порой выдающиеся, успехи своего ребенка, так и адекватно и с пониманием относиться к его возможным неудачам и промахам. И не просто поддерживать, а в любой ситуации уметь высказать адекватно как восторг от его достижений, так и умело скрыть разочарование от неудачи.

Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность. Но ни в коем случае не обожествлять, не захваливать и не убеждать в том, что «он самый лучший на свете». Это в последствии чревато для ребёнка как глубокими разочарованиями, так и может повлечь за собой депрессивное состояние от малейшей неудачи и даже, в особо критических ситуациях, привести к суицидальному поведению

Бывают такие случаи, когда родители высказывают опасения, не является ли раннее проявление одаренности результатом его болезненного состояния. Имеющиеся в психологии данные о том, что одаренные дети в большинстве своем не отличаются болезненностью или склонностью к нервным срывам. Следует помнить, что по отношению к одаренным детям являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, делать его предметом гордости и радости. Единственное, что следует поощрять в ребенке, - это его желание познавать окружающий мир, стремиться к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.


Особенности родителей в восприятии своих талантливых и одарённых детей, с которыми приходится сталкиваться педагогам и психологам в школе:

  • Родители, которые адекватно принимают своего одаренно­го ребенка («нормальные» родители).

  • Родители, которые считают, что государство, общество ничего не делает для их ребенка («обделенные» родители).

  • Родители, которые не видят никакой одаренности у своего ребенка («слепые» родители).

  • Родители, которые создают все условия для развития од­ного вида одаренности и тормозят социализацию ребенка («трудные» родители).

  • Родители, которые идеализируют своего ребенка и не да­ют ребенку права на ошибку («правильные» родители).

  • Родители, которые видят и ценят в своем ребенке только достижения и успехи и не замечают его трудности, личностные особенности («идеальные» родители).

  • Родители, которые самоутверждаются через достижения ребенка («идеалисты»).

Психолого-педагогическое взаимодействие с родителями одарённых и высокомотивированных детей

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности.
Задача школы – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
 

Целью взаимодействия школы с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы, а так же, собственно, самих обучающихся и родителей. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Мы, психологи, можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Можно выделить четыре основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:

  • Консультирование, психологическое сопровождение семьи одарённого или высокомотивированного ребенка;

  • создание доступной и понятной информационной среды для родителей

  • совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

  • поддержка и поощрение родителей на уровне школы.

Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком .

Данная работа  направлена на
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка; 
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; 
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком; 
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком. 

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать, ориентируясь на интуицию. Необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе переменам в образовании. Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование. Помимо специально организованного процесса диагностирования необходимо учитывать естественное, опосредованное наблюдение. Полученные результаты могут служить основанием для дальнейших консультаций, а так же для организации мероприятий с участием родителей данных категорий обучающихся.

Просвещение и консультирование родителей по актуальным проблемам детей

Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на изучение новых, прогрессивных методов, форм, процессов взаимодействия между родителями и детьми, а так же между родителями, ребёнком и образовательным учреждением. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развивать личность самих родителей.

Консультативная деятельность-это оказание практической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Особенностью консультативной работы психолога в гимназии является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат -- ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их -- задача родителей и педагогов.

Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных успехах и проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями, связанными, например, с предстоящей проверкой знаний- ВПР, Олимпиада, ОГЭ и ЕГЭ.

Запросы родителей школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Зачастую родители обращаются к психологу именно по причине тревожности своих детей, их внезапных агрессивных настроений или иных трудностей подобного рода. Так же, особенно в старшем звене, выпускных классах у родителей начинается массовая истерия по поводу ГИА и дальнейшего образовательного и жизненного пути их детей. При этом сами дети часто более спокойно относятся к этим моментам в своей жизни. И, самое опасное как раз то, что именно родители внушают детям необоснованные страхи и тревогу. Придумывают проблему на пустом, казалось бы, месте. Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

1. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы тревожности родителей, связанные с индивидуально-личностными качествами ребенка: утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный.

2. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: возможные конфликты с одноклассниками из-за того, что дети не принимают «ботаника», либо всячески его обижают, а так же не всегда объективное отношение учителей- предметников к одарённому ребёнку, который порой проявляет чрезмерную активность в своей познавательной деятельности, его трудно усадить, заинтересовать, он нуждается в индивидуальном, по мнению родителе, подходе.

3. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

4. Случаи, когда ребёнок, по мнению родителей, выбрал не ту профессию или не то учебное заведение, которое советуют ему родители.

5. Бытовые конфликты в семье, когда. Казалось бы, послушный и покладистый ребёнок выходит из под родительского контроля и начинает вести свой, «одарённый» образ жизни, который ухудшает его успехи в учёбе. (Начинает петь в рок-группе или заниматься паркуром, к примеру).

Главная цель психологической и педагогической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК.

Работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо говорить с родителями о том, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного. Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития (плохие бытовые условия, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья) оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме.

Работа психолог, а зачастую, и классного руководителя с родителями одаренного ребенка чаще носит просветительский характер. Родителей приходится убеждать в :

необходимости психологической помощи ребенку (например когда у ребенка низкая самооценка, повышенная тревожность или возникают трудности во взаимодействии с одноклассниками) – часто приходится слышать, что «у моего ребенка всё хорошо, помощь ему не нужна». Родители по каким-то причинам боятся психолога и работы с ним и задача в том числе и классного руководителя переубедить родителей и направить работу с ребёнком в нужное русло. Так же приходится убеждать некоторых родителей в наличии одаренности у ребенка и необходимости её развития, необходимости предоставления свободы выбора(чем заниматься, какую профессию выбрать и чем при этом руководствоваться).


Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

Основные формы работы с родителями одарённых и высокомотивированных детей

  1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями учащихся на разных возрастных этапах; - с прохождением адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, учащихся профильных 9,10 классов, подготовка к ЕГЭ;

- преодоление трудностей связанных с выполнением учебной программы и личностным развитием и формированием характера учащихся.

  1. Лекции

  2. Тренинги

  3. Родительский клуб

  4. Консультации по различным вопросам

  5. Онлайн- консультации с сети интернет

  6. Личный кабинет на школьном сайте, информация для родителей по актуальным проблемам, связанным с воспитанием детей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Учитывая чрезвычайную занятость современных родителей и их почти всегда ограниченное время для посещения школы, родительские собрания должны быть максимально информативными и к ним должны привлекаться различные специалисты, которые прямо на собрании могут ответить на различные вопросы родителей, оказать помощь. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

  • круглые столы;

  • информационно-практические беседы;

  • информационные лектории с элементами практикума;

  • обучающие семинары;

  • творческие лаборатории родителей;

  • родительские педагогические тренинги;

В масштабах учебного заведения так же очень важны и эффективны совместные внеурочные мероприятия, совместная проектная деятельность родителей и обучающихся, в организации которых может помочь, в том числе, и школьный психолог. С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

Большой популярностью всегда пользуется колонка «Советы школьного психолога» на школьном сайте. А так же одной из результативных форм работы может быть индивидуальное консультирование родителей в соцсетях, электронной системе Веб-образование, Электронная школа. Для любого родителя самым важным является как раз оперативность обмена информацией и максимально быстрое выполнение их запроса. Так же востребованы среди родителей короткие вебинары- «трёхминутки» на актуальные темы, которые содержат ответы на вопросы и запросы родителей. Особую актуальность приобретают такие формы общения психолога с родителями именно в периоды экзаменов. Максимальное снятие тревожности и учащихся и их родителей- главная задача работы школьного психолога в периоды различных аттестаций.

Одним из критериев результативности его работы и работы учебного заведения в целом является удовлетворенность учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе, итогами их урочной и внеурочной деятельности.

Поддержка и поощрение родителей на уровне гимназии

Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться школой. В конце года, как правило, в нашей гимназии проводятся совместный праздник детей и их родителей «Гордость гимназии», где вручаются памятные знаки ,грамоты, дипломы и иные поощрения как обучающимся за их труд, так и родителям- за их вклад в образование и развитие их ребёнка. На сцену выходят не только дети, которые являются Честью и Славой класса и гимназии, но и их родители. Родители зачастую более горды и рады успехам своих детей, чем сами дети.

В конце года всегда вручению грамоты и благодарственные письма родителям, которые в сотрудничестве с учителем создавали комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала своих детей.

Традиционными стали так же отчётные концерты обучающихся школы искусств, которая работает на базе гимназии и которую посещают очень много учеников гимназии и где специалисты творческой направленности развивают и таланты детей и их одарённость.

Так же на базе гимназии работают много спортивных секций, отчётные мероприятия которых с поощрением детей и родителей так же проводятся в конце каждого учебного года. Мероприятие «Радуга талантов» стало одним из самых любимых как для детей и учителей, так и для родителей.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.


Практические задания:

Ниже даны личностные и деловые качества учеников.

Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках,

а знаком (-) те, что не нравятся:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Утверждения под четными номерами – характеристика одаренного ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!