СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар на тему: "Психологическое консультирование-как один из инструментов психологической помощи подросткам"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультирование подростков -профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение у них психологических проблем. 

Просмотр содержимого документа
«Семинар на тему: "Психологическое консультирование-как один из инструментов психологической помощи подросткам"»



















Семинар на тему:

«Психологическое консультирование – как один из инструментов психологической помощи подросткам»



















Педагог-психолог Шналиева М.У













Наше непростое, стремительно меняющееся время диктует особые требования к внутренней силе человека. И это понятно, так как в последнее время все чаще и острее ставится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки. Все люди имеют психику, поэтому им присущи психологические проблемы. Психика является очень сложно организованным и чувствительным «предметом». Часть этих проблем люди решают сами, часть оставляют нерешенными и живут, не обращая на них внимания, а часть даже не подозревают о своих проблемах. Однако с некоторыми проблемами люди все-таки обращаются за помощью к психологу, чтобы улучшить свое психологическое состояние и тем самым свою жизнь. В этой работе психологу помогают знания в области психологического консультирования и психотерапии, которая к настоящему времени представляет собой многоплановую и развлетвленную область научно-практической психологии. Сюда входит и психоанализ З.Фрейда, и индивидуальная психология А.Адлера, и аналитическая психология К.Г.Юнга, и телесная терапия В.Райха, и семейная терапия В.Сатир и т.д. Конечно невозможно все знать о психологическом консультировании и психотерапии, но без базовых знаний в этой области консультирование с клиентами будет поневоле скатываться к чисто житейским разговорам и решениям. Кроме этого психологу необходимы знания о процедурах и приемах ведения консультативной беседы, ему необходимо знать ответ на вопрос «Как это делать?». Психолог должен быть осведомлен в различных терапевтических теориях, методах психологического анализа, иметь собственный опыт работы и опыт наблюдения за работой других специалистов. Поэтому психолог он как «доктор», который может столкнуться с самыми разными проблемами и должен суметь сориентироваться в непредвиденных ситуациях. А поскольку дети — самая незащищенная часть нашего общества, и глобальные катаклизмы, и повседневные стрессы отрицательно сказываются на их психике.

Не все проблемы являются психологическими по своей сути. Психологическая проблема определяется невозможностью удовлетворения того или иного сильного стремления (влечение, мотив, потребность), но причины проблемы находятся в психике человека, в его внутреннем мире. Поэтому вся драма разыгрывается внутри личности и может быть решена только внутренними, психологическими способами. Потому что основа психического здоровья- это внутренняя свобода. Во всех случаях задача психологического консультирования- помочь клиенту измениться, решить проблему за счет внутренних факторов.

Психолог должен уметь отличать уровни и типы психологических проблем, с которыми сталкивается в процессе работы, и не браться за те задачи, которые не входят в его компетенцию.

Любая психологическая консультация протекает в форме профессионально-организованной беседе. В зависимости от этапа работы консультативная беседа может быть начальной (сбор информации), процессуальной (работа с проблемой, которая занимает основное время консультирования), завершающей (закрепление результатов работы) и поддерживающей (рекомендации).

Слово «консультирование» происходит от лат. consultare – совещаться, заботиться, советоваться. В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского психологическое консультирование определяется как «профессиональная помощь клиенту в поиске решения проблемных ситуаций». Буквально «консультировать» – значит давать совет по интересующей проблеме. Таким образом, психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы. Психологическое консультирование предполагает работу по запросу клиента или в крайнем случае с его согласия с опорой на его сознание. Но это становится возможным только начиная с подросткового возраста. Специфика психологического консультирования — диалогичность, информационный обмен между психологом и клиентом, обратившимся за помощью. Суть психологического консультирования — психологическая помощь психически здоровым людям в решении различного рода внутри и межличностных затруднений в процессе специально организованного взаимодействия (беседы). Цели и задачи психологического консультирования можно определять по–разному – в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.


Особенности консультирования подростков.

Каждый из нас по- своему встречает жизненные проблемы. Некоторые пытаются бороться с ними в одиночку, многие обращаются за помощью к друзьям, но бывает и так, что порой без квалифицированной помощи не обойтись, и единственный разумный выход из сложившейся ситуации может подсказать только специалист – врач, юрист, работник службы социальной помощи, опытный педагог... К таким специалистам относятся и мы, педагоги-психологи. Поэтому психологическое консультирование нужно рассматривать как один из главных факторов и инструментов в профилактической и коррекционной работе с учащимися, где подростку отводится более активная роль, а психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы. Общая цель консультации -это предоставить подростку возможность работать над собой, так как консультации затрагивают очень много вопросов:

-выявление и решение проблем личностного роста;

-преодоление кризисных ситуации;

-психологические травмы, страхи, одиночество;

-разрешение внутренних и внешних конфликтов;

-взаимоотношения с родителями, родственниками;

-подростки знают, как поступить в данной ситуации, но ищут поддержки;

-стремление к общению;

-стремление привлечь внимание;

-исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы и т.д….

Задача любой консультации- это поддержать человека, уважая его систему ценностей, личные особенности и способность к самостоятельным решениям, изменить что-то в его жизни, дать ему возможность посмотреть на себя и свою жизнь, ни в чем не обвиняя ни себя, ни других, выявить те связи, которые позволят ему по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями и т.д. Несмотря на существование множества теории и методик, большинство психологов придерживаются в своей работе определенных правил общения:

-быть уверенным, что мы в состоянии помочь;

-больше слушать и меньше говорить. Стремиться создать такую атмосферу, чтобы подросток мог непринужденно рассказывать о своих мыслях и чувствах.

-принимать человека таким, какой он есть;

-полная конфиденциальность. Все консультации обычно проводятся в условиях полной конфиденциальности. Чтобы свободно исследовать свои мысли и чувства, подростку необходимо ощущать полную уверенность, что психолог не будет сплетничать о нем за его спиной. Зачастую люди раскрывают перед психологом самые интимные переживания, в которых не признавались больше никому, и очень важно, чтобы их доверие было оправдано. Главное- показать подростку, что важнее этой консультации для вас сейчас ничего нет.

Консультирование подростков — профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение у них психологических проблем. К наиболее распространенным расстройствам относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, аутизм и другие синдромы). Помощь бывает нужна, например, в ситуациях, когда подросток оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей подростком. Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым. Поэтому консультирование подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия. Психологу также надо мотивировать подростка, поддерживать его интерес и побуждать оставаться в рамках определенной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не располагаем достаточным количеством времени. Г. В. Бурменская отмечает такие особенности процесса консультирования подростков:

1. Они почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к психологу взрослые.

2.Психолог не может возложить на подростка ответственность за решение существующих у него проблем, кроме того, жизнь подростка почти полностью зависит от взрослых.

Наиболее частые ситуации обращения подростков за психологической помощью:

Ситуации

Отношение клиента к проблеме

Кризисная ситуация

-не знают как поступить в данной ситуации

-знают как решить проблему, но ищут поддержки

Тяжелый период

-исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы

Состояние эмоционального срыва

-не знают как поступить в данной ситуации


Психологическое одиночество

-стремление к общению

-«бросить вызов»

-любопытство

Основные проблемы подросткового возраста.

-Проблема самопринятия и принятия собственного тела. Проблема формирования физического образа - Я. Почему подростки часто кажутся самим себе «слишком»: худыми, толстыми, ушастыми и т.п.

-Эмоциональные проблемы подростков, типы реагирования.

-Проблема отделения подростка от семьи и формирование новых партнерских отношений между семьей и подростком. Почему семье трудно отпустить подростка.

-Проблема непонимания (меня никто не понимает).

-Проблема доминирования в подростковом возрасте.

Консультирование подростков основывается преимущественно на применении методов разговорной терапии, т.е. именно разговор служит средством для устранения нарушений психологического здоровья. Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого психолога поможет установить контакт. Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

установление контакта с подростком;

запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;

диагностическая беседа: поиск причин трудностей;

интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;

реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.

Коротко коснемся специфики каждого этапа.

Диагностическая беседа с подростком. На наш взгляд, более быстродейственна беседа с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка. Каждый конкретный подросток внесет собственные коррективы в процесс консультирования. Главное, чтобы психолог оставался открытым опыту подростка и мог позволить себе оставаться искренним с самим собой и подростком.

Также важно знать, что психолог не может ничего сделать с проблемой подростка помимо его воли. Эффективность психологической помощи подросткам зависит прежде всего от профессионализма педагога- психолога.


Этические аспекты психологического консультирования.

1. Психолог ответственен в своей работе:

-перед своим клиентом,

-перед членами семьи клиента,

-перед учебном заведении, в которой он работает,

-вообще перед общественностью,

-перед своей профессией.

2.Подросток должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

-об основных целях консультирования,

-о приблизительной продолжительности консультирования,

-о целесообразности консультирования в данной ситуации,

-о границах конфиденциальности.


Основные правила ведения консультативного процесса:

1.Уделять до 80% времени на сбор информации. Это важно: только обладая полной информацией о проблеме, психолог может дать правильные рекомендации для ее разрешения.

2.Перед тем, как исследовать способы решения проблемы, предлагать рекомендации, необходимо изучить индивидуальные особенности подростка, социальные условия его жизни.

3.Психолог должен помнить основная цель консультирования- помощь.

4.Психолог должен встретиться с подростком в его, а не своем мире.

5.Разделение личных и профессиональных отношений.


Процедуры и техники психологического консультирования.

В процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:

1.Изучение личности подростка. Сбор информации. Цель- расширить наши представления о подростке и его жизненной ситуации. В перечень сведении входят следующие пункты: имя и фамилия (в силу конфедициальности фамилию можно не записывать), возраст, социальное положение, кем направлен, имел ли опыт работы с психологом, предварительная тема запроса. Далее можно провести предварительную тестовую диагностику (проективную методику) для получения необходимой информации об особенностях личности и ее «проблемных зонах». Также можно провести специализированный опрос по таким темам как:

-отношения с родителями, ближайшим окружением;

-наличие психологических травм;

-цели в жизни, планы на будущее;

-отношения со сверстниками и т.д. Понятно, что опросить подростка подробно невозможно, но можно задавать открытые вопросы, например «Расскажите мне о вашем детстве, о какой жизни вы мечтаете и т.д». Главное найти глубинную информацию, которая могла бы объяснить происхождение тех или иных проблем, которая не осознается или скрывается подростком. Также очень важен сбор невербальной информации о нем: например, первые движения во время беседы, мимика, интонация, выражение глаз, стиль одежды, телесные состояния и т.д. Например, подростку пикнического телосложения (по типологии Кречмера), похожего на толстого доброго медвежонка, можно сказать, что у него, вероятно, периодически меняется эмоциональное состояние: в один период он оптимистичен и полон энергии, в другой период он подавлен и все у него валится из рук. Темпераменты также порой ярко отражаются в телосложении. Худощавый напряженный человек маленького роста - скорее всего меланхолик: он тревожен, мнителен и пессимистичен, но обладает повышeннoй чувствительностью. У него, вероятно, заниженная самооценка, он закрыт от других людей в смысле глубинных переживаний, боится довериться, пасует в случае конфликта, очень переживает неудачи. Худой, высокий и сильный - скорее всего, холерик. Он резок, подвижeн, раздражителен и агрессивен. Увлекается работой: работает до изнеможения, потом - упадок сил. Флегматик скорее будет полным, медлительным человеком с невыразительной мимикой. Он любит стабильность, плохо привыкает к переменам, верен друзьям, миролюбив, сдержан, спокоен. Сангвиник тоже обычно плотного телосложения, но подвижен, энергичен, его выдают большие, сияющие глаза. Он легко приспосабливается к новым условиям и переносит трудности. Он открытый, живой, инициативный и т.д. Например, ожирение подростка может означать, что у него есть оральная зависимость от пищи и, скорее всего, с помощью еды он компенсирует дефицит удовлетворения в других областях, например в сексуальной сфере. Возможно, он использует ожирение как своеобразную защиту от тревоги. Дети с ожирением чаще всего испытывают дефицит материнской любви и ограничения в самостоятельной активности. Постоянно напряженный плечевой пояс с мощной мускулатурой создает впечатление характерной сутулости, что соответствует типу атланта, который «держит небо на плечах». Для такого подростка характерны чувства долга и вины, он перфекционист, который не прощает самому себе ошибок. Он склонен нести ответственность за других людей, но имеет скрытое стремление доминировать, он упорно трудится и хочет похвалы за свой труд, скорее всего, родители воспитывали его в строгости и хотели от него высоких результатов и ответственности. Поэтому в этом случае теория телесной брони В. Райха может дать нам ключи к лучшему пониманию основных болевых точек подростка.

Обычно мы получаем первое впечатление о характере человека уже по его манере подходить к кабинету. Твердый, размеренный шаг указывает на мужество; запинающаяся походка говорит о нерешительности, робости и тайном желании избежать встречи с психологом. Что касается одежды, любое изменение в привычном одеянии, любой недочет, незастегнутая пуговица, например, любая привлекающая внимание деталь, все это средство выражения чего-то такого, о чем сам человек не хочет говорить прямо; как правило, он делает это совершенно бессознательно". Неопрятность в одежде, неухоженные волосы и тому подобное очень красноречиво говорят о самом человеке. Если девушка красит ногти зеленым лаком или злоупотребляет косметикой, это для нее лишь способ сказать, что она нуждается в нашем внимании. Либо она испытывает недостаток искреннего внимания со стороны близких, либо избалована настолько, что ее требования выходят за рамки разумного. В обоих случаях неординарную косметику следует воспринимать как симптом глубоких личностных нарушений.

Еще одной подсказкой для понимания учащегося служит расстояние, на котором он с нами общается. Если он придвигает свой стул поближе к психологу, это можно воспринимать как дружеское расположение. Если вас разделяет значительное расстояние, значит, существует невидимый барьер. Есть много признаков, по которым можно определить, что подросток нервничает во время приема. Это заметно по тому, как он без конца то закидывает ногу на ногу, то распрямляет их, или напряженно сжимает ручки кресла, или по его скованной манере держаться. Тогда мы задаем себе вопрос: почему он нервничает? Иначе говоря, что он скрывает или с чем ведет внутреннюю борьбу? Ответ на эти вопросы выведет нас на его личностную проблему.

О многом может поведать нам интонация голоса, отчетливый, ясный голос говорит об искренности, твердый – о мужестве, а если голос проникает вам в самую душу, это говорит об интересе к людям. Если человек мямлит или бормочет себе под нос так, что вы изо всех сил напрягаетесь, чтобы его расслышать, ясно, что он не горит желанием сблизиться с нами.

2.Изучение и прояснение сути проблемы.

3.Определение ресурсов подростка для решения проблемы.

4.Определение цели.

5.Определение алгоритма достижения цели.

6.Осознание подростком причин возникновения данной проблемы.

7.Обучение подростка способам предупреждения подобных проблем в будущем.

8.Предоставление информации подростку о его личностных особенностях, сути проблемы.


Особенности психодиагностики в процессе консультирования

Основные методы диагностики являются- тесты, опросники, проективные методики, изучение продуктов деятельности подростка и т.д. Критерии к методикам: должны быть просты в обработке и доступны пониманию подростка. Наиболее важные моменты на которые необходимо обратить внимание в процессе консультирования: уровень тревожности, астения, депрессивность, агрессивность. Каждый педагог-психолог в своей работе основывается на определенную методическую и практическую литературу, так как без теоретических компонентов профессиональной подготовки нельзя. Потому что психолог для подготовки к следующему консультированию должен собрать необходимую информацию, чтобы систематизировать знания по имеющейся проблеме, разработать план проведения консультирования, подобрать психодиагностические средства и т.д. Я например, в своей работе использую методики описанные в книги Ролло Мэйя «Искусство психологического консультирования», Шейла Дэйноу «Сам себе психотерапевт», лекционный курс Анны Варги «Системная семейная психотерапия», «Психологическое консультирование» Колесникова Г.И, психотерапевтическую энциклопедию под редакцией Карвасарского Б.Д, словарь- психолога-практика под редакцией Головина С.Ю и др.литературу. Полезно и необходимо также и самому психологу иногда проходить тренинги личностного роста с целью разрешения собственных психологических проблем, поскольку прежде, чем «лечить» других, необходимо излечиться самому.

Немного хотелось бы показать те методики, опросники, техники используемые в процессе и в ходе консультирования с учащимися, педагогами, родителями: например, в книге "Структура магии" Бэндлер и Гриндер описали разработанный ими специальный метод, получивший название "Метамодель". Он позволяет лучше понять, как люди "выдают" свой внутренний мир в разговоре. Иногда люди выражаются так, что окружающим трудно понять их до конца. Мировосприятие подростка скрыто от других людей, и у них велико искушение считать, что все смотрят на вещи одинаково. Подросток произносит только часть фразы, а остальное опускает. Не зная, что он имел в виду, мы заполняем пропуски собственными предположениями. Например, он говорит: "Я смущен". Мы не знаем, кто или что его смутило, но продолжаем разговор так, будто нам это известно. Чтобы лучше понять, как человек воспринимает свой мир, можно задать ему вопросы, разъясняющие недомолвки.

Неопределенные местоимения. Местоимения – это коротенькие словечки, заменяющие имена людей или названия предметов, о которых мы говорим. Поскольку они недостаточно конкретны, то легко может возникнуть путаница и недопонимание. Вот несколько примеров.

Это несправедливо.

Что несправедливо?

Они говорят, что это невозможно.

Кто говорит, что это невозможно?

Это неправильно.

Что неправильно?





Неопределенные глаголы. Некоторые глаголы тоже бывают весьма расплывчатыми, заставляя нас догадываться об их подлинном смысле. Например:

Она меня все время обижает.

Как она вас обижает?



Я хочу двигаться вперед.

В каком направлении?



Категоричные высказывания – это обобщения, выраженные такими словами, как всегда, никогда, все, всё, ничего, никто. Когда подросток говорит: "Меня никто никогда не слушает!", вероятно, он преувеличивает. На самом деле, скорее всего, кто-то очень важный для него обращает на него недостаточно внимания. Когда это выяснено, можно приступать к решению проблемы. Вот некоторые примеры вместе с вопросами, которые помогут в ваших изысканиях.

Меня никто никогда не слушает.

Хотя бы однажды вас кто-то выслушал?

Она всегда спорит со мной.

Можете ли вы вспомнить хоть один случай, когда бы она с вами согласилась?

Например, этот вопросник может многое рассказать о характере жизненного сценария подростка.

  • Каково ваше самое первое воспоминание?

  • Есть ли в вашем доме семейная история о вашем появлении на свет?

  • Почему вас так назвали?

  • Опишите свою мать.

  • Опишите своего отца.

  • Опишите себя.

  • Что чаще всего советует вам мать?

  • Что чаще всего советует вам отец?

  • Что вам больше всего нравится в себе?

  • Опишите, какое приятное чувство вы испытываете чаще всего.

  • За что на вас обычно сердилась ваша мать?

  • Как она на вас сердилась? Каковы были ваши ответные чувства?

  • За что на вас обычно сердился ваш отец?

  • Что вам больше всего не нравится в себе?

  • Опишите, какое неприятное чувство вы испытываете чаще всего.

  • Что бы вам хотелось изменить в поведении матери, если бы можно было изменить прошлое?

  • Что бы вам хотелось изменить в поведении отца, если бы можно было изменить прошлое?

  • Если бы вы были волшебником, что бы вы пожелали изменить в самом себе?

  • Чего вы больше всего хотите от жизни?

Альфред Адлер сделал свой наиболее ценный вклад в психотерапевтический анализ- использование воспоминаний из раннего детства как ключ к пониманию образа жизни человека. Здесь можно использовать технику генограммы, автором которым является классик современной системы терапии Мюррей Боуэн. При помощи этого метода можно узнать семейную историю и правильно ее записать, а также сделать записи взаимоотношений людей в поколениях.

Упражнение. Впишите в следующие заявления имена знакомых вам людей, которые поддерживают вас или могли бы поддержать в различных ситуациях.

_____ всегда готов выслушать меня, не осуждая.

_____ делится со мной своими мыслями и чувствами.

С _____ я всегда чувствую, что меня ценят и уважают.

_____ дает мне полезные советы, которым я доверяю.

_____ является надежным источником информации.

_____ очень требователен и не дает мне "почивать на лаврах".

На _____ можно положиться в трудную минуту.

С _____ я чувствую настоящее родство душ.

_____ знакомит меня с новыми идеями, интересами, людьми

_____ понимает, почему я пытаюсь измениться.

С _____ можно вместе и посмеяться, и поплакать.

Остались ли в нем пустые места, куда вам не удалось вставить имя? Вам тоже приходится полагаться только на одного-двух человек? Если да, то что из этого следует для вас и для них? Насколько это важно для вас?

При консультировании и беседе использую: Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенковой, опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество», анкету «Ваши отношения с родителями», методику изучения эмоциональной напряжённости, а также использую сборник психологических тестов (2 части) Мироновой Е,Е (Минск 2005 г). Также можно использовать в своей работе с учащимися и использование элементов притчи или ярких истории, эффективны в применении.


Регистрационный журнал

Дата

Ф.И.О клиента

Образование

Проблема (как ее определяет сам клиент)

Время консультации

Дополнительные сведения








Схема представления случая на супервизии

A) Рамки:

1. Контакт: Имя клиента. Каким образом возник контакт? (кто-то направил, самостоятельно обратился и т.д)

2. Специальные данные о клиенте: возраст, из какой семьи происходит.

Образование, социальная и экономическая ситуация.

3. Предварительное прояснение проблемы

B) Картина:

1. Феноменология того, как представляется: внешний вид, поведение, язык/голос, первое впечатление.

2. Терапевтическая мотивация: Что двигало клиентом, чтобы попросить о помощи извне? Ожидания?

Изобразить первые 10 минут беседы и спонтанных содержаний (способов поведения).

3. Прорабатываемая (первая) цель консультирования.

4. Картина действительности клиента и того, как проходит терапия, или описание проблематики по очереди с терапевтическими интервенциями; построение по часам или в общем обзоре (и то и другое должно быть возможным). Насколько соблюдается сеттинг? Неясности или трудности в понимании?

5. Выявление узлов событий (возможна аудиозапись): те отрезки терапии, которые супервизирующийся рассматривает как особо значимые ступени терапии или которые ему важны или которые для него проблематичны.

6. Выявление или прояснение проблемы:

7. Работа с проблемой:

Понимание субъективной истории; распознавание причин, защитных реакций, персональных установок и ресурсов (продольный разрез его проблемы).

8. Пояснение самых важных терапевтических интервенций.

9. Переживание терапевтических отношений и процесса изменений в ходе консультирования.

10. Дальнейшие действия в консультировании

Зачастую психолог не может решить проблемы подростка, но он может помочь понять, какие изменения необходимы для улучшения ситуации. Процесс консультирования не ставит своей целью создание совершенно нового человека, но может помочь человеку открыть перед ним возможность стать самим собой, дать стартовый толчок для самостоятельной работы над собой, над своим саморазвитием и самопознанием. Советом человека не переделать, но понимание- наверное является одним из немногих ценных подарков, которыми люди могут одарить друг друга. Наша главная цель- помочь человеку научиться принимать решения самостоятельно (без принуждения, без оправданий и без необходимости перекладывать ответственность за это на кого-то еще). Главное в консультировании научиться правильно задавать стимулирующие вопросы, которые помогли бы проанализировать положение и внести определенность и ясность. При консультировании важно учитывать и время работы с учащимся. Не стоит долго проводить беседу, это чревато эмоциональными перенапряжением, поэтому часовая беседа является оптимальным вариантом для этого. Также в период консультирования, который может занять несколько недель, психологу не стоит особенно сближаться с учащимся вне своего кабинета. Такое тесное общение вовлечет психолога в паутину ненужных обязательств и привязанностей, что подсознательно вызовет желание ни в коем случае "не подвести" подростка. Таким образом, подросток как бы перекладывает часть ответственности на чужие плечи. Уравновешенная объективность – вот чего должен придерживаться консультант на весь период работы с клиентом. Также нужно обратить внимание и на позицию самого подростка, порой бывают, что они предъявляют выдуманную проблему или же у них отсутствует искреннее намерение решить существующую проблему.

Поскольку личность психолога является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования. Перечислим качества, лежащие, так сказать, на поверхности: умение привлекать людей к себе, позитивное отношение, чувство юмора, конкретность, умение чувствовать себя свободно в любом обществе, способность к эмпатии, и прочие внешние атрибуты обаяния. Эти качества не всегда бывают врожденными, но в значительной мере приобретенными. Они появляются в результате постепенного самосовершенствования самого психолога и как следствие проявляемого им интереса к людям.
















Использованная литература:

1.Линде Н.Д «Психологическое консультирование: теория и практика», М, 2010 г;

2.Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е «Психологическое консультирование и психологическаякоррекция», М, 2013 г, 109-126 стр;

3.Слабинский В.Ю, «Психологическон консультирование», Владивосток, 2003 г;

4.Монина Г.Б «Психологическое консультирование детей и подростков», СПб, 2011 г;

5.Научно-практический журнал «Психологическое консультирование Онлайн», №2, М, 2010 г;

6.Елизаров А.Н «Основы индивидуального и семейного психологического консультирования», М, 2003 г;

7.Ю.Алешина «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», Класс, 2004 г;

8.Учебное пособие «Основы психологической помощи в экстремальных ситуациях», Иркутск, 2010 г;

9.Ролло Мэй «Искусство психологического консультирования», в переводе Т.К Кругловой.

10.Колесникова Г.И «Психологическое консультирование», Феникс, 2004 г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!