Материалы семинара «Организация деятельности школьного психолого-педагогического консилиума при сопровождении образовательного процесса детей с ОВЗ».
Семинар позволит сформировать преставление об организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума при сопровождении образовательного процесса детей с ОВЗ.
Семинар проводится для руководителей общеобразовательных школ,
методистов, психологов, педагогов коррекционного образования.
План:
1. Необходимость организации психолого-педагогического консилиума (ППК) в общеобразовательной школе.
2. Нормативно-правовая база и локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность ППК.
3. Основные аспекты организации ППК и содержание работы ППК.
4. Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок подготовки и проведения консилиума
5. Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на ППК.
6. Проведение диагностических консилиумов. Порядок проведения заседаний консилиума.
7. Документация.
8. Ответственность специалистов ППК, их права и обязанность.
Психолого-педагогический консилиум (ППК) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения (школа) является формой взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-педагогического и социального сопровождения учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, а так же учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.
ППК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико - педагогической комиссии», Распоряжениямим об организации ППК, договором о взаимодействии с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией города, Уставом школы, согласиями между школой и родителями (законными представителями) обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение учащихся, другой документацией, относящейся к деятельности ППК.
2. Цель и задачи ППК
Цель: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.
Деятельность ППК организуется и осуществляется исходя из реальных возможностей школы и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья учащихся, в том числе на основании рекомендаций территориальной ПМПК.
Задачи ППК:
1. Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика проблем в развитии;
2. Выявление актуальных и резервных возможностей учащегося;
3. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
4. Определение характера, продолжительности и эффективности психолого-педагогической помощи в рамках имеющихся в организации возможностей, в том числе:
разработка, утверждение и реализация адаптированных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования по заключению городской ТПМПК, ознакомление и согласование с родителями (законными представителями),
разработка рекомендаций по оптимизации образовательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации (по запросу родителей (законных представителей), педагогов);
отслеживание динамики в психофизическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям учащихся: осуществление индивидуального подхода в рамках образовательной деятельности, рекомендации, в случае необходимости, определения специальных образовательных условий , в том числе перехода на адаптированную образовательную программу, адаптированную основную общеобразовательную программу.
5. Подготовка и ведение документации, отражающей развитие учащегося, динамику его состояния, овладение необходимыми навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно – развивающей работы, оценку её эффективности;
6. Организация взаимодействия между специалистами, медицинскими работниками и педагогическим коллективом организации, участвующими в работе с учащимся;
7. Направление учащегося на ТПМПК города при возникновении трудностей диагностики, при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций консилиума.
3. Основные аспекты организации ППК и содержание работы ППК.
3.1. Консилиум создаётся приказом директора школы. Персональный состав специалистов утверждается приказом директора ежегодно.
3.2.Общее руководство консилиумом возлагается на директора.
3.3. Ведение работы по подготовке документов к заседанию, проверка готовности специалистов и проведение заседаний консилиума возлагается на заместителя директора по УВР, курирующего данное направление.
3.4. Специалисты консилиума выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участие в работе консилиума.
3.5. В состав консилиума входят:
- заместитель директора по УВР,
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
-педагогический работник, представляющий учащегося на ППк,
-учителя с большим опытом работы.
При отсутствии специалистов, они могут привлекаться к работе консилиума на договорной основе. В качестве приглашенных на заседание конилиума по их инициативе могут быть родители (законные представители).
3.6. Специалисты несут персональную ответственность за конфиденциальность информации об учащихся, проходивших обследование.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение, включающее обследование учащегося специалистами консилиума, осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) с их письменного согласия, которое заключается на период получения образования учащегося в школе.
Обследование проводится каждым специалистом индивидуально с учётом возрастных психофизических особенностей. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
3.8. Для обследования учащегося на консилиуме должны быть представлены следующие документы:
-характеристика учащегося, в которой должны быть отражены проблемы, возникающие у педагога при работе с ним;
-письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты самостоятельной работы учащегося;
-предварительные заключения (представления) специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда и т.д.).
3.9. На заседании консилиума обсуждаются результаты обследования учащегося каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение.
3.10. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты консилиума направляют учащегося на консультацию в ТПМПК либо к медицинскому специалисту.
3.11. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в школе) осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) на основании заключения ТПМПК.
3.12. В конце учебного года консилиум анализирует результаты коррекционно-развивающего обучения каждого учащегося, на основании динамического наблюдения принимает решение о его дальнейшем обучении и воспитании.
4. Комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок подготовки и проведения консилиума.
4.1. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2. Консилиум работает по плану, установленному на один учебный год.
Плановые заседания проводятся не реже 1 раза в учебную четверть.
Деятельность плановых заседаний ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута учащихся;
- динамическая оценка состояния учащихся, коррекция ранее намеченных программ, планов.
Внеплановые заседания консилиума созываются по запросам специалистов, педагогов, а так же родителей (законных представителей) учащегося. Поводом для внепланового заседания ППк является отсутствие или отрицательная динамика обучения и развития.
Задачами внепланового заседания являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение направлений ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в случае её неэффективности.
4.3. Подготовка к проведению консилиума.
4.3.1. Обсуждение проблемы обучающегося на заседании коесилиума планируется не позднее двух недель до даты его проведения.
4.3.2. Председатель ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов о необходимости обсуждения проблемы учащегося и организует подготовку и проведение заседания.
4.3.3. Председатель консилиума составляет список учащихся, которых планируется обследовать.
4.4. Порядок обследования учащегося специалистами консилиума.
4.4.1.Обследование учащегося осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) с письменного их согласия, либо сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных представителей) учащегося.
5. Проведение диагностических консилиумов.
Заседания ППК подразделяются на плановые и внеплановые.
ППК работает по плану, установленному на один учебный год.
Плановые заседания проводятся не реже 1 раза в учебную четверть.
Деятельность плановых заседаний ориентирована на решение следующих задач:
- определение путей психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
- выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута учащихся;
- динамическая оценка состояния учащихся, коррекция ранее намеченных программ, планов.
Внеплановые заседания консилиума созываются по запросам специалистов, педагогов, а так же родителей (законных представителей) учащегося. Поводом для внепланового заседания ППк является отсутствие или отрицательная динамика обучения и развития.
Задачами внепланового заседания являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение направлений ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в случае её неэффективности.
Подготовка к проведению консилиума.
- Обсуждение проблемы обучающегося на заседании коесилиума планируется не позднее двух недель до даты его проведения.
- Председатель ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов о необходимости обсуждения проблемы учащегося и организует подготовку и проведение заседания
- Председатель консилиума составляет список учащихся, которых планируется обследовать.
- Порядок обследования учащегося специалистами консилиума.
- Обследование учащегося осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) с письменного их согласия, либо сотрудников школы с письменного согласия родителей (законных представителей) учащегося.
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на ППК.
Деятельность специалистов консилиума по обследованию учащихся.
3. Социальный педагог (при наличии) | предоставляет развёрнутую информацию о социально – педагогической ситуации жизни учащегося: система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе; социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых; характеризует форму семейного воспитания; анализирует психологический климат в семье, обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы |
4. Учитель-логопед | дает развернутую характеристику речевого развития ребенка: устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь); письменная речь (состояние чтения и письма); речевое окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); анализирует письменные работы детей, представленные на консилиум, результативность занятий с логопедом в дошкольном возрасте; обобщает, систематизирует полученные диагностические данные, готовит аналитические материалы; |
5 . Классный руководитель | даёт развёрнутую педагогическую характеристику на учащегося по предлагаемой форме: в том числе школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; развитие личности учащегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения); потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума; формулирует педагогические гипотезы, выводы, рекомендации; |
6 . Врач-педиатр (при наличии) | информирует о состоянии здоровья учащегося; даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка; обеспечивает и контролирует направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума либо по мере необходимости) |
7. Учитель | даёт развёрнутую педагогическую характеристику по предлагаемой форме: школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; познавательная деятельность учащегося в обучении (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения); педагогический прогноз учебных возможностей; потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума; формулирует педагогические выводы, рекомендации. |
Каждый специалист консилиума составляет заключение по данным соответствующего обследования, разрабатывает рекомендации.
Специалисты, ведущие непосредственную работу с учащимся, обязаны не позднее, чем за три дня до проведения консилиума предоставить рекомендации председателю консилиума.
На период подготовки к заседанию консилиума и последующей реализации рекомендаций учащемуся назначается специалист, курирующий образовательную и внеурочную деятельность, коррекционно-развивающее обучение. Специалист отслеживает динамику развития учащегося и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений.
6. Порядок проведения заседаний консилиума.
Консилиум проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – временного председателя.
Председатель консилиума имеет право назначить временного председателя на данное заседание из числа высококвалифицированных специалистов.
Специалисты в устной форме дают свои заключения об учащемся. Последовательность устанавливает председатель.
На основании полученных данных (представлений специалистов) коллегиально выявляется актуальная проблема развития учащегося. Составляется заключение консилиума и разрабатывается план психолого-педагогического сопровождения учащегося.
Заключение специалистов, коллегиальное заключение консилиума доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
При направлении обучающегося на территориальную ПМПК копия коллегиального заключения выдаётся родителям (законным представителям) на руки. Возможно сопровождение на заседание ПМПК специалистом консилиума школы. В другие организации заключения специалистов могут направляться только по официальному запросу.
7.Документация консилиума.
- план работы ППк на текущий учебный год,
- график плановых заседаний ППк,
- журнал записи обучающихся на ППк,
- журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов, коллегиального заключения и рекомендаций ППк,
- список специалистов ППк, расписание их работы,
- протоколы заседаний ППк,
- архив ППк,
- планы-отчёты психолого-педагогических реабилитационных мероприятий,
предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида,
- списки детей, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ППк;
- нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ППк.
Вся перечисленная документация является конфиденциальной и хранится у заместителя директора по УВР, курирующего данное направление.
7. Ответственность специалистов ППК, их права и обязанность.
Специалисты консилиума несут ответственность за:
- адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
- обоснованность рекомендаций;
- конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
- соблюдение прав и свобод личности учащегося;
- ведение документации и её сохранность.
Специалисты имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
- обращаться к педагогическим работникам, администрации, родителям (законным представителям) для координации работы;
- проводить в организации индивидуальные и групповые обследования по профилю своей деятельности с письменного согласия родителей (законных представителей);
- получать от директора организации информацию информативно-правового и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами;
-обращаться за консультацией в образовательные и медицинские организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медико-педагогических знаний;
- обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты, методические разработки, рекомендации и т.д.
Специалисты консилиума обязаны:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
- в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность информации;
-принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству учащихся родителей (законных представителей), педагогических работников;
- оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу организации, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой сферы учащихся и индивидуальному подходу к ребёнку;
- содействовать созданию благоприятного психологического климата в организации;
- разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
- осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических нагрузок, эмоциональных срывов;
- готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья учащегося для представления на консилиум, территориальную ПМПК.