СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар по роману "Что делать"" Н.Г. Чернышевского

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар по роману "Что делать"" Н.Г. Чернышевского»

1.«ЧТО ДЕЛАТЬ?»  КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА

Основные герои русской классической литературы ,предшествовавшей Чернышевскому,-«лишние люди». Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. Обломов при всём различии между собой сходны в одном: все они, по словам Герцена, «умные ненужности», «титаны слова и пигмеи дела», натуры раздвоенные, страдающие от вечного разлада между сознанием и волей, мыслью и делом, - от нравственного изнурения. Не таковы герои Чернышевского. Его «новые люди» знают, что им нужно делать, и умеют осуществить свои замыслы, у них мысль неотделима от дела, они не знают разлада между сознанием и волей. Герои Чернышевского - творцы новых отношений между людьми, носители новой морали. Эти новые люди находятся в центре внимания автора, они - главные герои романа; поэтому уже к концу второй главы романа «отпускаются со сцены» такие представители старого мира, как Марья Алексеевна, Сторешников, Жюли, Серж и др.

Роман начинается необычно, с развязки - сценой таинственного исчезновения одного из героев. Такое загадочное начало нередко встречалось в произведениях западных романистов - Эжена Сю, Александра Дюма, широко известных в тогдашней России.

Чернышевский сам в третьей главе («Предисловие») разъясняет смысл этого приёма: «Я употребил обыкновенную хитрость романистов: начал повесть эффектными сценами, вырванными из средины или конца её, прикрыл их туманом». Такое начало позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, которой автор «забрасывал удочку с приманкой эффектности», с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры, сбить её с толку обычными приёмами авантюрного романа.ама

В дальнейшем изложении Чернышевский пародирует подобные романы, заявляя: «Я пишу без уловок и потому вперёд говорю: трескучего столкновения не будет, всё развяжется без бурь, без громов и молний».

Роман разбит на шесть глав, из которых каждая, за исключением последней, в свою очередь делится на главки. Стремясь подчеркнуть исключительно важное значение заключительных событий, Чернышевский рассказывает о них в особо выделенной одностраничной главке «Перемена декораций».

2. «Старые люди»

Н.Г. Чернышевский в центре революционно направленного романа «Что делать?» поместил группу "новых людей". Именно они являются главными героями. Однако появление и развитие этого типа людей невозможно было без "старых людей", традиции которых требовали коренного изменения.

"Новые люди" противопоставляются "старым" на протяжении всего повествования. Так как они являются представителями прошлого, особое внимание "старым людям" уделяется в первых главах, когда мировоззрение нового типа людей только зарождается и формируется.

Конфликт новых и старых людей не совсем конфликт "отцов" и "детей". Это конфликт на социальной основе, конфликт мировоззрений, связанных с пониманием жизни. Типы сталкиваются в понимании того, каким должно быть будущее. Если "новые люди", к коим относится Вера РозальскаяЛопуховКирсанов, стремятся к "светлому и прекрасному" будущему, то старое поколение не стремится к изменениям, его представителей устраивает косный образ жизни.

"Старые люди" заботятся только о себе и о своем благе, они готовы ради собственной выгоды пойти на все. "Новые" же люди думают о благе народа и стремятся к равенству и свободе.

К типу людей, не желающих изменений или даже не задумывающихся о них, относятся следующие основные персонажи: мать Веры Павловны - Марья Алексеевна, семейство Сторешниковых.

Марья Алексеевна является фактической главой семейства Розальских. Она угнетает не только прислуг, но и мужа и детей. Она зла и живёт по старым традициям, когда брак был по расчету. Вера бунтует против матери, потому что хочет, чтобы ее семья была построена на основе любви.

И если Марья Алексеевна понимает, что настало время перемен, то Сторешников, за которого мать Веры пыталась выдать ее замуж, праздно живёт и не думает о возможности другой жизни, потому что его все устраивает. Сторешников - типичный представитель светского общества, которое царствовало в то время. Для него и для его семьи были важны деньги и социальное положение. Сторешников не умеет брать на себя ответственность за собственные слова и поступки. Автор показывает его жалким и бесхребетным. Образом Сторешникова писатель показал, что конфликт, описываемый в романе, не конфликт поколений. "Старыми людьми" могут быть и молодые люди, одного возраста с "новыми людьми". Их разница заключена в идеях и убеждениях.

Н.Г. Чернышевский показывает поколение "старых людей" как людей, не способных бороться за собственные взгляды. Неудивительно, что на фоне этого пошлого мира возникают революционные настроения. "Старые люди" - люди прошлого, поэтому их образам автор уделяет внимание только в начале повествования. Затем они без какой-либо борьбы сменяются людьми нового мировоззрения, которые должны были дорасти до уровня "особенного человека", коим был Рахметов.

Таким образом, Николай Гаврилович Чернышевский в романе «Что делать?» поднял важнейшие вопросы того времени и показал пошлый мир, на фоне которого появляются люди с революционными взглядами.

3. «Новые люди»

Отмена крепостного права внесла определенные изменения в развитие общества. Среди серой и однообразной массы, стали появляться «новые люди».

Кем они были? Детьми чиновников и мелких дворян, купцов и священников. Представители этого поколения стремительно путешествовали в столицы, в большие города, такие как Москва и Петербург. Они поступали в учебные заведения, институты и впитывал предложенные знания, как губки. Кроме того, новые люди привносили в окружающее общество свои порядки, взятые из небольших провинциальных городков.

В чем было их предназначение? В формировании новой эпохи, которая наступила в жизни русского человека.

Роман «Что делать?» представляет читателям героев – революционеров, которые мечтали о всеобщем счастье, которые верили в светлое будущее. Автору романа известны не только мысли и эмоции, которые вертятся и крутятся в головах «новых» людей. Он понимает причины их смеха, сострадания, печали. Писатель может с уверенностью рассказывать об отношениях таких людей, об их семейной жизни, о том, как они пытаются помогать друг другу и протягивать руку помощи.

Представителями нового поколения являются Кирсанов, Лопухов и Вера Павловна. Н. Чернышевский называет их обыкновенными, простыми людьми, которые не отличаются от остальных жителей городов и поселений. На протяжении всего романа, автор неоднократно называет своих героев обычными, не выдающимися людьми. И такими могут быть все, без исключения, при наличии желания.


Чтобы создать контраст, Чернышевский включает в текст произведения такую фигуру, как Рахметов. Его можно назвать особенным человеком, который переживает несчастья остальных людей, который принимает близко к сердцу все, что случается вокруг и всеми усилиями пытается помочь.

Основные герои романа - это студенты, которые корпят над естественными науками и пробивают дорогу в жизнь собственными усилиями. Читатель знакомится со студенческим кружком Кирсанова, в котором ведется пропаганда революционных настроев. Для того чтобы создать особенное общество и стать необычным человеком, необходимо всего себя посвятить работе. И такая идея срабатывает. У членов кружка Кирсанова есть последователи.

Не остается без внимания в романе и образ женщины – «новой», полезной. На примере героини Веры Павловны, читатель видит, как она выходит из тени мещанской жизни, желает стать врачом, чтобы приносить пользу окружающим. Женщина создает свою мастерскую, помогает несчастным девушкам, которые сбились с пути и не могут найти дорогу.

Такие герои романа, как Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна представляли новое поколение, которое стремилось к светлому будущему и упорно шло к намеченной цели. Их идеи вдохновляли и других людей. Конечно, единомышленников данной теории было еще не много. Однако с каждым днем такая идея завоевывала внимание все большей и большей части населения.

Главные герои романа «Что делать?» вдохнули в устоявшуюся жизнь россиян свежее дыхание, бодрящий воздух, который способен принести изменения. И такие люди обязательно должны появляться в обществе, будоражить застарелые нравы, идеи и превращать их во что-то светлое и дарящее надежду.

4. «Особенный человек» Рахметов

Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в эпоху подъема революционного движения в России. Герой романа Рахметов, как никто другой, подходил для революционной деятельности. Рахметов отличается жесткостью, аскетизмом, железной волей, ненавистью к народным угнетателям. Недаром вождь большевиков В. И. Ленин ставил этого литературного героя в пример своим соратникам, говоря, что только с такими людьми возможен революционный переворот в России.

Что же это за особенный человек, привлекающий и в наши дни внимание тех, кто жаждет социальных потрясений ради общего блага? По происхождению Рахметов — дворянин. Его отец был очень богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на естественный факультет в Петербурге.

Без труда Рахметов сблизился в столице с прогрессивно мыслящими людьми. Случай свел его с Кирсановым, от которого он узнал много нового и передового в политическом отношении. Он стал запоем читать книги. Создается впечатление, что он отмерил себе временной отрезок и точно в него уложился. Уже через полгода Рахметов отложил книги и сказал: "Теперь чтение стало для меня делом второстепенным; я с этой стороны готов для жизни". В этих словах героя можно разглядеть нечто выходящее за рамки нормально развивающегося человека.

Рахметов начал приучать свою физическую сущность подчиняться духовной, то есть стал приказывать сам себе и эти приказы выполнять точно и в срок. Далее он стал закалять организм. Брался за самую тяжелую работу. Был даже бурлаком.


Все это он проделывал, готовясь к великим революционным делам. Ему блестяще удалось создать себя мощным физически и твердым духовно человеком. Рахметов фанатично следовал выбранным раз и навсегда путем. Он ел только то, что ели простые люди, хотя имел возможность питаться лучше. Объяснял он это просто: "Так нужно — это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, может пригодиться". Видимо, чтобы подчеркнуть его крайнюю революционность, Чернышевский принудил своего героя отказаться и от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы. Рахметов отказался от женитьбы на богатой молодой вдове. Объяснил он это так: "Я должен подавить в себе любовь; любовь к вам связала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня — уже связаны".

Писатель-демократ, Чернышевский в образе Рахметова изобразил революционного вождя, особенного человека. О таких людях автор писал: "Это цвет, лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли".

Но время показало несостоятельность большевистских идей.

5.Роль диалогов с «проницательным человеком».

Характерной особенностью романа являются частые авторские отступления, обращения к героям, беседы с проницательным читателем. Значение этого воображаемого персонажа очень велико в романе. В его лице осмеяна и разоблачена обывательская часть публики, косная и тупая, ищущая в романах острых сцен и пикантных положений, постоянно толкующая о «художественности и ничего не понимающая в подлинном искусстве. Проницательный читатель - тот, кто «самодовольно толкует о литературных или учёных вещах, в которых ни бельмеса не смыслит, и толкует не потому, что в самом деле заинтересован ими, а для того, чтобы пощеголять своим умом (которого ему не случилось получить от природы), своими возвышенными стремлениями (которых в нём столько же, как в стуле, на котором он сидит) и своей образованностью (которой в нём столько же, как в попугае)».

Издеваясь и глумясь над этим персонажем, Чернышевский тем самым обращался к читателю-другу, к которому он питал огромное уважение, и требовал от него вдумчивого, пристального, подлинно проницательного отношения к рассказу о «новых людях».

Введение в роман образа проницательного читателя объяснялось необходимостью привлечь внимание читающей публики к тому, о чём по цензурным условиям Чернышевский не мог говорить открыто и прямо.



6.Четыре сна Веры Павловны

Первый сон

О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.



Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.


Второй сон

О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.


Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.




Третий сон

О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.


Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.




Четвертый сон

О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.


Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.


Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!