СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в общеобразовательной школе - наиболее полно предоставляет благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что:

во-первых, в жизни ребёнка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном его жизни, музыка не просто развлечение, она помогает формированию нравственных качеств.

Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима для детей с ОВЗ.

В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека.

В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока – формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ.

Уровень музыкального развития учащихся коррекционной школы значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»














«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(Выступление на семинаре-практикуме в СОШ № 15)






Волкова Лариса Ивановна,

методист ГБОУ ДПО СЦРО















Севастополь

2019 год



«Использование методических приемов на уроках музыки в начальной школе для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Урок музыки и пения в начальном звене».


Урок музыки в общеобразовательной школе - наиболее полно предоставляет благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что:

во-первых, в жизни ребёнка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном его жизни, музыка не просто развлечение, она помогает формированию нравственных качеств.

Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима для детей с ОВЗ.

В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека.

В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока – формирование общей музыкальной культуры детей с ОВЗ.

Уровень музыкального развития учащихся коррекционной школы значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Звуковысотный слух, ладовое и музыкально – ритмические чувства развиты у них значительно слабее.

В начале обучения многие дети оказываются не в состоянии воспроизвести даже отдельные фразы мелодии простой детской песенки, не могут назвать знакомых песен и тем более спеть их.

Специфика музыкально - слуховых данных детей с ОВЗ ярко проявляется при обучении их пению: нечистое интонирование, плохая память - (с трудом усваивают мелодию и текст), отсутствие музыкальной выразительности. Речевые и артикуляционные недостатки вызывают затруднения в дикции, дефекты моторики мешают выработке правильной позиции корпуса, головы, рук, ног при пении.

Отклонения от нормы в познавательной деятельности, эмоционально – волевом развитии детей с ОВЗ сказывается и на их музыкальной восприимчивости.

Учащиеся специальной (коррекционной) школы по сравнению с учащимися общеобразовательной школы более упрощённо реагируют на музыкальные произведения. Музыка не вызывает у них «тонких» переживаний.

Без проведения специальной работы дети не могут следить за «течением» музыки, слушать произведение до конца, часто отвлекаются, утомляются. Характер музыкального произведения и тем более его содержание усваиваются ими со значительными трудностями, собственные высказывания о музыке крайне бедны и стереотипны.

Педагогические условия организации работы с детьми с ОВЗ отличаются от работы учителя - музыканта в средней общеобразовательной школе со здоровыми детьми. В отличие от традиционного урока музыки внедряются специальные методы, приемы и формы работы, оказывающие позитивное коррекционное воздействие на учеников с ОВЗ;

создание эмоциональной, комфортной атмосферы на основе интеграции разнообразных форм творческой деятельности на уроке.

Основными видами музыкальных занятий специальной (коррекционной) школы являются пение и слушание музыки.

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:

  • простоту и выразительность композиций

  • доступностью восприятия и исполнения песни

  • небольшой объём произведений

  • наглядность и эмоциональность

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ:

  • многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются)

  • частой смены видов деятельности

  • дозировки заданий

  • темп работы, соответствующий работе детей

Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически не возможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Схема уроков музыки построена с учетом равномерного распределения психофизической нагрузки детей – 4 основных раздела.

1. Вводная часть./2-4 мин./

Помогает сконцентрировать внимание, настроить, подготовить детей к восприятию музыки. Это могут быть: музыкальные загадки, пословицы, поговорки, которые увлекают детей, помогают открыть, познать и пережить радость. Они оживляют урок, обогащают речь, развивают мышление и память.

2. Слушание музыки./12-15 мин./

Способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха, развитию умения различать разнохарактерные музыкальные произведения, части произведений.

Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки,

которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и

воспитывает у них музыкальный вкус. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми.

Слушание музыки в записи дает возможность услышать лучших исполнителей: вокалистов, инструменталистов, различные оркестры. Все это

Недостаточность интеллектуального развития детей затрудняет восприятие и анализ произведений, сопоставление музыкальных образов с образами реальной действительности.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - так говорит народная мудрость.

Применяю Объяснительно – иллюстративные технологии.

Использование наглядности оказывают корригирующее воздействие на некоторые дефекты развития детей с ОВЗ. К таким дефектам относятся: неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность, недостатки мышления и речи. Воздействуя на зрение, слух и осязание, средства наглядности способствуют лучшему усвоению знаний, умений и навыков.

Во всех разделах урока музыки, включая распевание, пение, слушание музыки, используются средства наглядности: различные картины, карточки, фотографии, рисунки, таблицы, открытки, игрушки, видеофильмы, презентации.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся и интересным.

Наблюдения показали, что благодаря применению наглядности, даже самые замкнутые и застенчивые школьники втягиваются в музыкальную работу.

Инструментальную программную музыку дети с ОВЗ слушают, понимают и воспринимают с большими трудностями. Чтобы побудить школьников сосредоточеннее слушать музыку, оживить у них некоторые ассоциации, иногда используются лаконичные поэтические образы. Например, перед прослушиванием «Марша Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» можно прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина, где описывается внешний облик уродливого карлика Черномора и просмотреть видео отрывок из фильма-сказки.

3. Подготовка к пению. (3-4мин)

Помогает подготовить речевой аппарат к пению. В этом разделе используются: элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики. На уроке я использую некоторые виды дыхательной гимнастики: упражнение "Свеча", которое дети делают с удовольствием. На команду учителя ребенок делает быстрый вдох носом, затем пауза (затаиваем дыхание), по команде учителя долгий выдох на воображаемую свечу, которую нужно задуть. Данное упражнение эффективно для максимальной вентиляции легких, учит детей задержке дыхания на вдохе, также при этом активно задействованы мышцы живота.

4. Пение. (10-12 мин.)

Корригирует темп речи, нормализует дыхание, формирует тембр и силу голоса. Дети с ОВЗ в отличие от здоровых детей плохо запоминают название разучиваемой песни, с трудом, лишь после многократных повторений, усваивают её текст и последовательность куплетов. На помощь приходит - творческая активность, которая начинается с уроков в начальном звене и продолжается в среднем. И только в пятом, а то и в шестом классе дети начинают сознательно искать и находить движения и ритм, отвечающие музыке.

Процесс обучения пению ребенка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относиться к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создает условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные и креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности. Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности. Для этого исполняются песенки-потешки, попевки, народные прибаутки, скороговорки, игры «в имена», «вопрос-ответ», пение с аккомпанементом и без него. Например, песенки-попевки: «Приди, солнышко», «Зайка», «Ладушки», «Петушок», «Сорока», «Две тетери», «Дождик», «Часики», «Птичка», «Во поле береза», «Как у наших у ворот» и другие. Особый интерес, в связи с этим, представляют пальчиковые игры, которые способствуют естественной связи между движениями рук и произношением слов. Исследователи, занимающиеся изучением механизма речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковые игры интересны тем, что представляют собой театр, где актерами являются пальцы и доступность в исполнении. Учитывая все перечисленное, можно отметить, что пальчиковые игры:  развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;  «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);  повышают общий уровень организации мышления. Например, пальчиковые игры: «Осень», «Капельки», «Капуста», «Мошка», «Веселые ежата», «Мышки-шалунишки», «Лягушата», «Помощники», «Очень вкусно», «Ежик», «Обезьянки», «Цветок» и другие. Для работы над мелкой моторикой рук, прежде всего, используются готовые игрушки с наполнителем «Су-джок», шары Здоровья, орехи рудакша, а также упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно детям нравятся игровые упражнения сшарами «Су-джок» и надевание пружинок поочередно на каждый палец обеих рук. Эти упражнения очень направлены на развитие ладоней рук и пальчиков, что, по мнению психологов, улучшает память, внимание, воображение, координацию, а также мелкую моторику рук и мозговую деятельность. Эффективны в работе упражнения на координацию речи идвижений: ритмодекламация, логопедическая ритмика, музыкально-подвижные игры. Речь, музыка, движения между собой очень взаимосвязаны и дополняют друг друга. Благодаря этим компонентам активно укрепляется речевой и мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные и детская мимика. Все это вместе взятое повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их фантазию. Ритмодекламация — чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения. Отстранение от пения здесь связано с упрощением интонационного процесса (проще и естественнее для ребенка говорить) и направлено на развитие речевого и музыкального слуха. Специально подобранные четверостишия помогают детям почувствовать ритм. Применение ритмодекламации помогает формированию естественного звучания голоса, выработки речевого дыхания, выразительности исполнения. Например, стихи: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Б. Заходера, русские народные потешки и прибаутки и т. д. Логопедическая ритмика — сочетание слова с движением или пением, способствующим нормализации речи. Способствует развитию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи, правильного дыхания, слухового внимания, мимики, двигательных умений и навыков. Применяя на занятиях логопедическую ритмику, дети учатся соотносить свои движения с определенным темпом и ритмом, а музыкальное сопровождение развивает слух, музыкальную память. Например, такие игры: «Листочки», «Солнышко и тучка», «Кто скорей возьмет грибок», «Воробьи, воробушки», «Игра в снежки», «Мартышки» и другие. Особое внимание стоит уделить обучению игре на детских музыкальных инструментах, оценивая большую значимость этого вида музыкальной деятельности.
Применение игровых технологий.

Наиболее эффективной формой, которую я использую на данном этапе урока – это музыкально-ритмические движения и ритмическая жестикуляция. Они активизируют развитие музыкальности и творческие способности учащихся с ОВЗ. Имеют большое коррекционное и воспитательное значение. Движения должны быть  простыми, легко выполнимыми без специальной тренировки, соответствовать настроению музыки и выполняться в такт заданному ритму и характеру. Сюда относятся разные виды ходьбы (спокойная, энергичная, осторожная), энергичное марширование, движения рук и кистей, выполнение хлопков в ладоши, движения головы и.т.д.

Одна из успешных («С удовольствием!») эффективной формой работы с детьми ОВЗ является - игра на детских музыкальных инструментах.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц, развивать ритмичность и координацию движения рук. Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук.

В заключении отмечу, что систематическое, методически правильное использование различных приёмов воздействия помогают детям лучше понять, осознать, разобраться в звучащей музыке, полюбить ее.

Урок музыки снимает у детей напряжение и способствует усвоению познавательного материала. Для ребёнка с ОВЗ музыкальные занятия являются своеобразным лекарством.

Таким образом, исходя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!