СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум проводился в малых группах с применением АМО

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Активные методы обучения как средство реализации ФГОС"»

Профессиональное методическое объединение учителей начальных классов

Семинар-практикум

Тема: «Активные методы обучения как средство реализации ФГОС».

Цель:

определение сущности АМО и необходимости их применения учителями начальных классов в педагогической деятельности.

Задачи:

- познакомить учителей с понятием, содержанием и особенностями АМО;

- рассмотреть классификации и характеристику АМО;

- показать эффективность применения АМО на разных этапах урока;

- выявить опыт учителей по данной теме;

- создать благоприятную среду для формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе конструктивного взаимодействия с коллегами.

Оборудование:

презентация «Активные методы обучения»;

трафареты ладошек по количеству участников;

картинки 2-х сердец;

трафарет светофора, кружки зеленого, красного и желтого цветов;

таблица «Стратегии обучения»; карточки для работы в группах;

таблица «Использование АМО на всех этапах урока»;

белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.























ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Слайд 1 «Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее добывать»

А. Дистервег



1. Открытие семинара. Приветствие. – О.Д. Головачева 5 мин

2. Тренинг-настрой. АМ «Поздоровайся ладошками». 1,5 мин

Ведущий:

- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю выполнить упражнение «Поздороваемся ладошками!»

Для начала встаньте парами. Повернитесь друг к другу, представьтесь, если вы друг с другом незнакомы, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

желаю (большой),

большого (указательный),

успеха (средний),

всегда (безымянный),

во всем (мизинец),

здравствуй (всей ладонью), … (имя).

Формирование групп.

Ведущий: 1.5 мин

- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группах).

3. Работа в группах: объяснение

- Сегодня мы постараемся плодотворно поработать в группах. На столах стоят таблички с должностями. Сейчас в группе вы должны распределить эти обязанности и при каждом новом задании для группы вы будете меняться ими по часовой стрелке. Каждый участник будет выполнять свою работу:

Командир – контролирует работу группы, распределяет должности.

Чтец – читает задания для группы

Докладчик - выступает перед аудиторией с выполненным заданием,

Организатор – открывает задания в конвертах,

Хранитель времени – следит за временем и предупреждает об окончании работы.



Кроме этого все участники группы кроме выполнения своих должностей, активно участвуют в работе группы, обсуждают, предлагают варианты ответов.

Как только группа выполнит задание, организатор группы поднимает табличку «Мы готовы!»

Слайд 3-4 4. Озвучивание темы, целей и задач семинара. 1,5 мин

5. Выяснения ожиданий и опасений от семинара.

Перед началом семинара, нам хотелось бы узнать ваши ожидания и опасения.

Активный Метод «Положа руку на сердце» 3 мин

Проведение:

У нас приготовлено два больших плаката с нарисованным на каждом из них сердце. Одно сердце целое, другое разбитое.

Уважаемые коллеги! На столах у вас лежат ладони из бумаги. Подпишите, пожалуйста, свою ладонь и «положа руку на сердце», напишите либо свои ожидания от семинара, или опасения. После этого вы прикрепляете ладони -ожидания к целому сердцу, а ладони-опасения на разбитое сердце. И хотелось бы, чтобы вы озвучили то, что вы написали.

6. Методическая разминка «В школе животных». Слайд 5 5 мин

Ведущий рассказывает притчу:

-Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их отправили в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

Слайд 6 7. Вызов. Включение в тему семинара. Дискуссия.

Дискуссия, обсуждение, разработка рекомендаций по проблеме, обозначенной в притче.

1 задание: Каждой группе дается один вопрос для дискуссии.

1.Кто здесь неудачник: учитель или ученики? Почему?

2.Как учить разных учеников?

3.Как выстраивать учебную деятельность так, чтобы в ней могли хорошо чувствовать себя все дети?

4. Почему черепахи были объявлены «неспособными развиваться»?



Время для выполнения задания 3 мин.

(Ответы участников семинара).

Ведущий

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим, возникла необходимость, осуществления поиска новых путей развития творческой личности учителя. Специалисты справедливо подчеркивают, что “исследовательский элемент был, есть и еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности”. Педагог, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать образовательную деятельность на уровне, отвечающем требованиям современного общества.

8.Актуализация знаний педагогов по теме семинара. Работа в группах. 7 мин

Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что, несмотря, на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают использовать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:

  • более длительная традиция использования пассивных методов,

  • недоверие к относительно инновационным методам,

  • отсутствие собственного опыта интерактивного обучения у педагогов,

  • недостаточная методическая подготовленность педагогов.

Различия между пассивными и активными методами обучения. Слайд 7

Многие хотели бы определить для себя разницу между пассивными и активными методами обучения.

Поэтому предлагаем вам следующее задание выполнить в группах.

- Поменяйтесь должностями.

2 задание. Работа в группах.

1 группа составляет схемы для пассивных методов и активных методов, используя слова «ученик», «учитель»

Цель: актуализировать знания педагогов о пассивных и активных методах обучения.



2 и 3 группы будут заполнять таблицу «Стратегии обучения», где с помощью слов для справок одна группа проинформирует про пассивные методы обучения, другая группа про активные методы обучения.

Слайд 8

Стратегии обучения

________________________________________методы


Роль учителя

Роль ученика

Способ

взаимодействия

Источник информации















Слова для справок: Субъект образовательной деятельности, пассивный объект, участник образовательной деятельности, ведет исследование, центральная фигура, эксперт, консультант, определяет направление работы, источник информации, линейное взаимодействие, круговое взаимодействие, совместное обсуждение;
книги, словари, сборники, ИКТ;
одностороннее взаимодействие, предлагает идеи, обучение через 
проживание опыта, создаёт условия для инициативы учащихся; 
нет инициативы, нет творчества; задаёт вопросы … .

4 группа: Дать определения пассивным методам и активным методам обучения.

Ведущий:

А сейчас мы просим каждую группу представить свои результаты работы.

Выступления групп. Щелчок 7 слайд

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 10-12 мин

Выступление-презентация по теме «Использование АМО на уроках и внеурочной деятельности» (Павлова М.В..)

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какая методика будет адекватна современной модели образования?». Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий?

Работая в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

Слайд 8 Как гласит китайская притча: «СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Слайд 9

На слайде вы видите процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания.

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

Слайд 10

В условиях реализации ФГОС НОО от учителя требуется абсолютно нового подхода к организации образовательной деятельности.

Один из необходимых условий ФГОС является «Внедрение современных образовательных технологий, ориентированных на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательной деятельности, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования».

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Слайд 11

“Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации.

В связи с этим, актуально применение в педагогической деятельности АМО.

Слайд 12 Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.

Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.



Слайд13 Активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • Формировать положительную учебно-познавательную мотивацию

  • Стимулировать самостоятельную деятельность

  • Развивать познавательные процессы - речи, памяти, мышления

  • Развивать творческие способности и нестандартность мышления

  • Развивать коммуникативно-эмоциональную сферу личности ребёнка

  • Раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого ученика

  • Формировать регулятивные и коммуникативные УУД.


Слайд 14 Активные методы обучения имеют следующую классификацию: Это неимитационные и имитационные методы.

Неимитационные методы – это способы проведения уроков и занятий, для которых характерно отсутствие имитации реальных объектов либо обстоятельств в условных ситуациях. Сюда относятся: проблемные лекции, семинары, олимпиады, конференции.

Имитационные методы – способы проведения уроков и занятий, при которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации познавательной активности, социальных ситуаций.

Имитационные методы подразделяются на игровые и неигровые.

К игровым относятся все виды игр (ролевые, дидактические, деловые).

К неигровым относятся: активная консультация, анализ ситуаций, имитационные упражнения и тренинги.

Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. 

Слайд 15 АМО строятся на:

  • деятельностном подходе к обучению,

  • использовании знаний и опыта обучающихся,

  • вовлечении в процесс всех органов чувств,

  • групповой форме организации работы,

  • разнообразных коммуникациях,

  • творческом характере обучения,

  • практической направленности,

  • диалоге и полилоге,

  • интерактивности,

  • игровом действии,

  • рефлексии, движении.

Эффективность АМО определяется тем, что активные приемы, методы и формы организации познавательной деятельности, направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Все это является одним из главных требований ФГОС.

Слайд 16 При использовании АМО принципиально меняется и роль учителя. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему школьников – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с ними. В связи с этим, растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у ребят. Передача детям части полномочий в осуществлении образовательной деятельности, признание их значимой роли в достижении успеха обучения и учёт их психофизиологических особенностей меняется также в положительную сторону отношение ребят к учителю и к образовательной деятельности. Всё это, в свою очередь, приводит к созданию благоприятного климата в классе и школе, содействуя успешному выполнению стоящих перед школой целей. 

Можно ли на уроке организовать активное участие всех учеников класса в обсуждении темы, выполнении заданий, презентации результатов самостоятельной работы? Да, АМО направлены именно на то, чтобы вовлечь всех обучающихся в эти процессы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов. АМО эффективно решают эту сложную задачу путем организации групповой работы младших школьников. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом.



Слайд 17 Активные методы обучения подразделяются на:

методы начала урока - эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

методы выяснения целей, ожиданий, опасений - позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

методы презентации учебного материала - позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

  • методы организации самостоятельной работы - при организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал.

  • методы релаксации – физминутки, которые проводятся для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию

  • методы подведения итогов - помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Активные методы обучения можно применять на всех этапах урока и внеурочной деятельности. А также помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока


Слайд 18 АМО для ученика

  • игровая форма разбора и презентации материала,

  • возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий,

  • подключение творчества при подготовке презентации,

  • соревнование команд,

  • азарт,

  • значительная доля самостоятельности на уроке,

  • ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими

  • Развитие высокой мотивации, интереса и желания заниматься.

Мы знаем, что дети любят учиться, играя, и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому включение активных методов обучения в образовательную деятельность позволяет создать такую среду на уроке, которая дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность,  свободно реализовать свои способности.



АМ «Светофор» 2 мин

(зеленая ладошка – согласен, желтая – сомневаюсь, красная – не согласен).

Вопросы для обсуждения:

- Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. (+)

- АМО можно применять на всех этапах урока. (+)

- Для каждого этапа урока используются свои методы обучения. (+)

- АМО строятся в основном на монологе (-), диалоге. (+)

- Учение – объект обучения. (-)

- Учитель – наставник, модератор, консультант. (+)

- К неимитационным методам относится игра (-)

-Использование АМО создаёт условия для инициативы учащихся (+)

АМО огромное множество, все имеют различные названия. Данные методы могут быть авторскими, когда учитель проявляет творчество и придумывает свои АМО, которые помогают активизировать деятельность учащихся.

Практическое задание:

Уважаемые коллеги! Перед вами на столах лежит лист, с помещённой на ней таблицей, которую вы будете заполнять. В ней отражены этапы урока, и следующая колонка – АМО. Кроме таблицы вы найдете и описание некоторых АМО. Вам нужно прочесть, вникнуть в суть и записать в таблицу на каком этапе урока вы бы использовали данный метод.

Этапы урока

Название АМО

1

Организационный этап


2

Актуализация полученных знаний


3

Самоопределение к деятельности


4

Открытие новых знаний


5

Первичное закрепление полученных знаний


6

Итог урока


7

Рефлексия




Участники выполняют работу в группах, затем Докладчики делятся результатом своей работы.

Ведущий: Сейчас вас ожидает практическая часть семинара.

Вы посмотрите 2 урока: урок русского языка во 2 классе и урок окружающего мира в 3 классе. Вам нужно будет фиксировать в течение урока на каком этапе какие АМО использовались. После практической части вам необходимо будет продолжить заполнение таблицы.

(Просмотр уроков)

- Уважаемые коллеги, вы просмотрели уроки с использованием АМО. Теперь предлагаю продолжить работу по заполнению таблицы.

(Педагоги заполняют таблицу и делятся информацией.)

Подведение итога семинара:

- Уважаемые коллеги. Наш семинар подошел к концу. Мы сегодня затронули тему «Активные методы обучения». Наверняка, каждый из вас, посетив наш семинар, будет использовать в своей педагогической деятельности активные методы обучения. Поэтому давайте поделимся своей информацией.

А сейчас проведем АМ «НА ЛИНИИ ОГНЯ». 1 группа, 2 группа участников говорят аргументы «за» использование АМО, 3,4 группа выскажут аргументы «против» использования АМО.

Слайд 19 Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.

Рефлексия «Положа руку на сердце».

- Давайте вернемся к началу семинара и к сердцам, на которых ваши ладони. Если у кого-то изменилось ожидание или не оправдалось опасение от семинара, вы можете переклеить свое сердечко, объяснив своё отношение.

2. Притча «Все в твоих руках».

В одной притче говорится: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». (видео)

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и нужным, а самое главное, успешным.

Подведение итогов. О.Д. Головачева










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!