Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения
Логопед исправляет нарушения речи | Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе |
Подготовительный этап |
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. | Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляции. |
Этап появления звука |
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные звучании приемы и отработанные предыдущем этапе движения артикуляционного | Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его на и артикуляции, используя картинки-символы и органов звукоподражания. аппарата. |
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи) |
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы. | Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал. |
Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.
«У тебя получается, как комарик звенит». Затем соединение образа со звуком: «У тебя комарик звенит так же, как звук
«3». На этом этапе еще повторяем артикуляционные упражнения, чтобы выработать точный стереотип.
Третий этап: автоматизация звука:
Цель: добиться правильного произношения отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.
Содержание: автоматизация проводится поэтапно. В слогах. Даем в игровой форме: игры с пальчиками, игра на пианино, звукоподражания, «комарики поют по-разному: за - зо-зу-зы» В словах. Автоматизация идет в определенной последовательности, определяется логопедом. Автоматизация
- это длительный процесс, требует многократного повторения до 30 слов в день. Можно нарисовать 6 картинок со звуком
«С»: «Что я нарисую, что я нарисовал, что я сейчас нарисую» и т.д.
Во фразах.
Например: в саду оса; соль в солонке и т.д. Можно с ребенком просклонять такую фразу как: Я снимаю сапоги; он снимает сапоги и т.д.
В предложениях.
С отработанными словами составляем предложения. -Первые предложения придумываем вместе с детьми с опорой на предметные картинки, потом сами дети. (Сова.
Сова сидит на суку).
-Составление вместе с детьми чистоговорок: «Са - са - са » - кто лучше придумает конец?»
-Автоматизация в рифмованной речи. Не надо подбирать классиков, надо -специальные стихи.
-Введение в разговорную речь. Пересказы, рассказы по с/картинкам, по серии картин, рассказы из личного опыта.
Четвертый этап: дифференциация звука:
Каждый этап должен быть качественно отработан, нельзя пропускать или перескакивать с одного этапа на другой, так как нарушение системности не позволит ребенку пользоваться поставленным звуком в свободной речи. Первый этап - подготовительный. Содержание:
Отработка основных движений, положений, переключений органов артикуляционного аппарата. При этом важно - не все движения подряд, а те. которые нужны для данной группы звуков.
Развитее фонематического слуха: научить различать правильное и неправильное звучание звука. (Насос: С- С - С. колеса вагона: Т-Т-Т: взрослый произносит, а ребенок показывает; если искаженный звук «С»-«Угадай, правильный насос или испорченный?»).
Отработка близких по артикуляции звуков (Звук «С» -
«И» и «Ф»: «Ш» - «Т», «С», «Ф» и др.). Под отработкой понимают уточнение артикуляции этих исходных звуков, необходимо добиться правильного изолированного звучания в словах и во фразах;
Работа над развитием координации тонких движений пальцев рук («Пальчики здороваются». «Поиграем на
пианино» - с проговариванием слогов : «са - са - са») 5.Музыкальный руководитель учит различать темп, ритм, отрабатывает на распевках четкую артикуляцию гласных звуков. Па подготовительном этапе идет работа по всем этим пунктам сразу.
Второй этап: постановка звука. Содержание: отработанные движения и положения органов артикуляции логопед соединяет, образуя артикулему данного звука и, добавляя воздушную струю и голос, добивается нужного звучания. Звук считается поставленным тогда, когда не приходится использовать механическую помощь, когда ребенок сам произносит звук. При постановке звука используем прием:
Занятия воспитателя по формированию произношения Основной формой работы по формированию произношения являются занятия:
Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению. предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному совместно с логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом.
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, воспитатель должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Необходимо знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются и по каким причинам.
Гласные звуки в русском языке: А, О. У. И. Ы, Э.
Согласные звуки (по наличию преграды в ротовой полости): все остальные звуки; необходимо помнить: всегда твердые звуки: Ш. Ж, Ц; всегда мягкие: Ч, Щ, И. Часто нарушаются:
Свистящие звуки: С, СЬ, 3,ЗЬ,Ц:
Шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ:
Сонорные звуки: Л, Р, ЛЬ, РЬ;
Заднеязычные: К, Г, X;
Среднеязычные: Й; 6. Звонкие: В. 3. Ж. Б, Д, Г;
7. Смягчение.
Все эти звуки могут отсутствовать (удлиняется гласный звук вместо отсутствующего согласного);
Может происходить замена одного звука на другой, обязательно на звук близкий по артикуляции или звучанию; Бывает, что звук звучит искаженно* иногда употребляется такая фонема, которой нет в русском языке;
Смешение звуков в речи, при этом нет постоянной замены:
Собака. Шумка.
Причины нарушений звукопроизношения:
Фонематические - сенсорные, нарушение речеслухового анализатора.
Основные этапы работы по звукопроизношению:
Первый этап - подготовительный.
Цель: подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному произношению звуков.
Второй этап: постановка звука:
Цель: добиться правильного уклада органов артикуляции для данного звука, согласно особенностям строения
артикуляционного аппарата у данного ребенка, добиться правильного изолированного звука.
Третий этап: автоматизация звука:
Цель: добиться правильного произношения
отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.
Четвертый этап: дифференциация звука:
Цель: научить детей различать и правильно употреблять в собственной речи смешиваемые звуки.
Содержание: дифференциация звуков проходит по артикуляционным и акустическим признакам.
этап-дифференциация изолированных звуков. (С - 3) По акустическим признакам надо найти образ, соответствующий звучанию звука. «Угадай, когда насос, когда комарик?» По артикуляционным признакам - используем тактильные ощущения (ладонь к горлу - «3» звонкий).
этап - дифференциация звуков в слогах (с использованием игр).
этап - дифференциация в словах. Сначала берутся отдельные слова: в одном «С», в другом «3». («Чья песенка слышится в слове: комара или насоса?») Затем слова, отличающиеся одним звуком: суп — зуб. Затем слова, в которых оба звука: сазан, занавеска («Что сначала: комар или насос?»)
этап - Дифференциация звуков во фразовой речи.
С отработанными словами дети придумывают предложения.
Список литературы:
А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»;
А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»;
Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление»;М.Е.Хватцев «Предупреждение и устранение недостатков речи»;
М.А. Поваляева «Справочник логопеда».
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
ТЕМА №1 «Воспитание звуковой культуры речи в современном пространстве»
Памятка для педагогов Подготовила:
Лаенко Л.И. учитель-логопед 1 кв. категории