СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар -Практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема №1 "Воспитание звуковой культуры речи в современном пространстве"

Просмотр содержимого документа
«Семинар -Практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"»

Работа логопеда и воспитателя при исправлении звукопроизношения

Логопед исправляет нарушения речи

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в

коррекционной работе

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов

артикуляционного аппарата,

которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляции.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные

звучании приемы и отработанные предыдущем этапе движения артикуляционного

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его

на и артикуляции, используя картинки-символы и органов звукоподражания. аппарата.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный

материал.


Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.




«У тебя получается, как комарик звенит». Затем соединение образа со звуком: «У тебя комарик звенит так же, как звук

«3». На этом этапе еще повторяем артикуляционные упражнения, чтобы выработать точный стереотип.

Третий этап: автоматизация звука:

Цель: добиться правильного произношения отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.

Содержание: автоматизация проводится поэтапно. В слогах. Даем в игровой форме: игры с пальчиками, игра на пианино, звукоподражания, «комарики поют по-разному: за - зо-зу-зы» В словах. Автоматизация идет в определенной последовательности, определяется логопедом. Автоматизация

- это длительный процесс, требует многократного повторения до 30 слов в день. Можно нарисовать 6 картинок со звуком

«С»: «Что я нарисую, что я нарисовал, что я сейчас нарисую» и т.д.

Во фразах.

Например: в саду оса; соль в солонке и т.д. Можно с ребенком просклонять такую фразу как: Я снимаю сапоги; он снимает сапоги и т.д.

В предложениях.

С отработанными словами составляем предложения. -Первые предложения придумываем вместе с детьми с опорой на предметные картинки, потом сами дети. (Сова.

Сова сидит на суку).

-Составление вместе с детьми чистоговорок: «Са - са - са » - кто лучше придумает конец?»

-Автоматизация в рифмованной речи. Не надо подбирать классиков, надо -специальные стихи.

-Введение в разговорную речь. Пересказы, рассказы по с/картинкам, по серии картин, рассказы из личного опыта.

Четвертый этап: дифференциация звука:

Каждый этап должен быть качественно отработан, нельзя пропускать или перескакивать с одного этапа на другой, так как нарушение системности не позволит ребенку пользоваться поставленным звуком в свободной речи. Первый этап - подготовительный. Содержание:

  1. Отработка основных движений, положений, переключений органов артикуляционного аппарата. При этом важно - не все движения подряд, а те. которые нужны для данной группы звуков.

  2. Развитее фонематического слуха: научить различать правильное и неправильное звучание звука. (Насос: С- С - С. колеса вагона: Т-Т-Т: взрослый произносит, а ребенок показывает; если искаженный звук «С»-«Угадай, правильный насос или испорченный?»).

  3. Отработка близких по артикуляции звуков (Звук «С» -

«И» и «Ф»: «Ш» - «Т», «С», «Ф» и др.). Под отработкой понимают уточнение артикуляции этих исходных звуков, необходимо добиться правильного изолированного звучания в словах и во фразах;

  1. Работа над развитием координации тонких движений пальцев рук («Пальчики здороваются». «Поиграем на

пианино» - с проговариванием слогов : «са - са - са») 5.Музыкальный руководитель учит различать темп, ритм, отрабатывает на распевках четкую артикуляцию гласных звуков. Па подготовительном этапе идет работа по всем этим пунктам сразу.

Второй этап: постановка звука. Содержание: отработанные движения и положения органов артикуляции логопед соединяет, образуя артикулему данного звука и, добавляя воздушную струю и голос, добивается нужного звучания. Звук считается поставленным тогда, когда не приходится использовать механическую помощь, когда ребенок сам произносит звук. При постановке звука используем прием:

Занятия воспитателя по формированию произношения Основной формой работы по формированию произношения являются занятия:


Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению. предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному совместно с логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом.

Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, воспитатель должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Необходимо знать, как образуются звуки родного языка, на какие группы и по каким признакам они делятся, какие группы звуков чаще нарушаются и по каким причинам.


Гласные звуки в русском языке: А, О. У. И. Ы, Э.

Согласные звуки (по наличию преграды в ротовой полости): все остальные звуки; необходимо помнить: всегда твердые звуки: Ш. Ж, Ц; всегда мягкие: Ч, Щ, И. Часто нарушаются:

    1. Свистящие звуки: С, СЬ, 3,ЗЬ,Ц:

    2. Шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ:

    3. Сонорные звуки: Л, Р, ЛЬ, РЬ;

    4. Заднеязычные: К, Г, X;

    5. Среднеязычные: Й; 6. Звонкие: В. 3. Ж. Б, Д, Г;

7. Смягчение.

Все эти звуки могут отсутствовать (удлиняется гласный звук вместо отсутствующего согласного);


Может происходить замена одного звука на другой, обязательно на звук близкий по артикуляции или звучанию; Бывает, что звук звучит искаженно* иногда употребляется такая фонема, которой нет в русском языке;


Смешение звуков в речи, при этом нет постоянной замены:

Собака. Шумка.


Причины нарушений звукопроизношения:

  • Фонетические - речедвигательные нарушения:


  • Фонематические - сенсорные, нарушение речеслухового анализатора.

Основные этапы работы по звукопроизношению:



Первый этап - подготовительный.

Цель: подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному произношению звуков.



Второй этап: постановка звука:

Цель: добиться правильного уклада органов артикуляции для данного звука, согласно особенностям строения

артикуляционного аппарата у данного ребенка, добиться правильного изолированного звука.




Третий этап: автоматизация звука:

Цель: добиться правильного произношения

отрабатываемого звука в слогах, словах и фразовой речи.





Четвертый этап: дифференциация звука:



Цель: научить детей различать и правильно употреблять в собственной речи смешиваемые звуки.

Содержание: дифференциация звуков проходит по артикуляционным и акустическим признакам.

  1. этап-дифференциация изолированных звуков. (С - 3) По акустическим признакам надо найти образ, соответствующий звучанию звука. «Угадай, когда насос, когда комарик?» По артикуляционным признакам - используем тактильные ощущения (ладонь к горлу - «3» звонкий).

  2. этап - дифференциация звуков в слогах (с использованием игр).

  3. этап - дифференциация в словах. Сначала берутся отдельные слова: в одном «С», в другом «3». («Чья песенка слышится в слове: комара или насоса?») Затем слова, отличающиеся одним звуком: суп — зуб. Затем слова, в которых оба звука: сазан, занавеска («Что сначала: комар или насос?»)

  4. этап - Дифференциация звуков во фразовой речи.

С отработанными словами дети придумывают предложения.
































Список литературы:

    1. А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников»;

    2. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»;

    3. Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление»;М.Е.Хватцев «Предупреждение и устранение недостатков речи»;

    4. М.А. Поваляева «Справочник логопеда».









СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ

КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»



ТЕМА №1 «Воспитание звуковой культуры речи в современном пространстве»


Памятка для педагогов Подготовила:

Лаенко Л.И. учитель-логопед 1 кв. категории



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!