СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов: "Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов: "Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи"»



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 9









Семинар-практикум для педагогов:

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи







Учитель – логопед I кв. кат.:

Самофеева Наталья Андреевна







г. Верхний Тагил

2019 г.

Семинар-практикум для педагогов:

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи


В лексический строй языка входят синонимы и антонимы, которые позволяют более точно выражать мысли, отношение. В основе овладения синонимией и антонимией лежат сложные психолингвистические механизмы. Они заключаются в осмыслении таких понятий, как «слово», «значение слова», «компоненты слова», «семантические поля». Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Это затрудняет дальнейшее развитие их лексической системы.

Изучением состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР занимались Р.Е. Левина, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и другие. В работах многих авторов подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития и др.).

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря, умения выделять в структуре значения слова основной дифференциальный семантический признак. Эти задания успешно выполняются лишь при условии активности процесса поиска слова противоположного или одинакового значения. Правильный поиск слова может осуществляться в том случае, если у ребенка сформирован и систематизирован определенный синонимический или антонимический ряд.

По определению О.С. Ахмановой «антонимы – это слова, имеющие в своем значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1969). Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С. Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.

Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе синонимов и антонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с ОНР выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.

Эти ошибки связаны с трудностями выделения признаков слов, с недоразвитием мыслительных операций сравнения и обобщения, с недостаточной активностью поиска слова, с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка.

Вместо синонимов старшие дошкольники с ОНР II – III воспроизводят:
1. Слова, семантически близкие, часто ситуативно сходные (парк – зоопарк, улица – дорога, торопиться – бежать).

2. Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта).

3. Слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей НЕ (огромный – маленький, верный – неверный).

4. Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник).

5. Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая).

Тогда как, дошкольники с нормальным речевым развитием часто называют несколько синонимов на 1 слово-стимул (боец – солдат, воин; верный – правильный, хороший), что свидетельствует о начале усвоения многозначности слова. Дети с ОНР чаще всего воспроизводят только по одному синониму на слово-стимул (боец – солдат, праздничный – красивый).

Вместо антонимов они подбирают:
1. Слова, семантически близкие антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо);

2. Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро – медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий);

3. Слова-стимулы с частицей НЕ (брать – не брать, говорить – не говорить, шум – не шум, нет шума);

4. Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко);

5. Формы слова-стимула (говорить – говорит);

6. Слова, связанные синтагматическими связями со словами-стимулами (поднимать – выше);

7. Синонимы (брать – отнимать).

Таким образом, у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы. Можно выделить целый комплекс трудностей, которые приводят к неправильному выполнению заданий:

1) трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

2) недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения;

3) недостаточная активность процесса поиска слова;

4) несформированность семантических полей внутри лексической системы языка;

5) неустойчивость парадигматических связей внутри лексической системы языка;

6) ограниченность объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

В процессе поиска слова дети с ОНР часто теряют цель задания, подбирают слова по несущественным, ситуативным признакам.

Логопедическую работу по развитию синонимии и антонимии у старших дошкольников с ОНР II – III проводят по следующим направлениям:

  1. Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

  2. Уточнение значений слов;

  3. Формирование познавательной деятельности и семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

  4. Перевод слова из пассивного в активный словарь.

Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева выделяют 2 направления логопедического воздействия: обогащение словаря – синонимов, антонимов.
Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепления лексикона. Каждый этап направлен на развитие определенных задач и предполагает примерные задания, направленные на их осуществление.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

На основе анализа научно –методической литературы Е.И. Удальцова, А.К.Бондаренко, О.С, Ушакова и др. мной был подобран комплекс дидактических игр на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Цель - развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать словарь, развивать слуховое внимание, мышление; развивать сообразительность.

  2. Учить детей подбирать слова - синонимы, антонимы, развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

  3. Расширять и активизировать у детей глагольный словарь.

При построении системы дидактических игр следует придерживаться определенных принципов.

1. Принцип доступности: дидактические материалы подбираются
педагогом согласно достигнутого уровня детей;

2. Принцип индивидуальной направленности: работа с дидактическими
материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид
материалов может подбираться также индивидуально;

3. Принципы наглядности и моделирования: поскольку наглядно-
образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в
жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно
эффективным;

4. Принцип вариантности заданий.


Дидактические игры на подбор антонимов, синонимов.


Данные игры проводятся после предварительной работы по картинкам. Педагог, бросая мяч, произносит прилагательное, а ребенок, бросая мяч обратно, называет прилагательное с противоположным значением (горячий - холодный, острый - тупой, грязный - чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой», «маленький - большой». Необходимо «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

  • величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий);

  • форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный;

  • цвет - основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый);

  • вкус - горький, сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

  • запах - приятный, неприятный, смолистый, цветочный;

  • температура - холодный, горячий, теплый, прохладный;

  • материал, из которого сделан предмет, - деревянный, стеклянный, железный;

  • принадлежность предмета - мамин, папин, лисий, медвежий;

  • другие признаки - шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой,
    честный.

Основная цель лексических упражнений по подбору синони­мов, антонимов к слову — при­учить детей к правильному и ос­мысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении словосочетаний и предложений, куда входят про­рабатываемые слова, сначала по моделям взрослого , а затем само­стоятельно, малыши совершен­ствуют навык употребления в речи простого распространенного предложения. Проводя работу по этим направлениям с опорой на наглядность (частонатуральную), мы закрепляем употребление в речи синонимов и антонимов в дидактических играх второго блока.


Подбор антонимов

Для того чтобы научить со­поставлять, т.е. подбирать анто­нимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе взрослый интонацией под­черкивает их качественную про­тивоположность.

Например: ши­рокая узкая лента, длин­ный короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозна­чающие противоположные при­знаки определенной пары пред­метов (новый старый, боль­шой маленький), а они должны показать и назвать эти предме­ты.

Для улучшения понимания значений этих слов можно про­водить следующие упражнения:

Дополнить фразу словами, противоположными по значению.

«Река глубокая, ручей мелкий».

«Зимой день короткий, летом длинный»,

«Весной ласточки прилетают, осенью улетают».

Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях.

«Рубашка новая, а майка старая»

«Синий карандаш острый, а красный ту­пой»

При объяснении слов-антонимов детям можно показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет.

Ребенку необходимо давать воз­можность тактильно почувство­вать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый гладкий), учить прислушиваться, сравни­вать по ощущениям (громкий тихий; сладкий соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой.

Детей учат сравнивать действия, изображать их по требованию (на­лил вылил), наречия (ве­село — грустно). Нужно учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом под столом), местоиме­ния (наш ваш; мой — твой) и т.д.


«Антонимы»

Цель игры: учить детей подбирать антонимы к словам.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением. Например, утро – вечер, темно –светло, холодно – жарко. Прочтите ребенку предложения. Попросите найти в них слова, противоположные по смыслу.

Зимой короткий день, а летом ... (длинный).

Жарко теплым летом, холодно ... (зимой).

Грустно поздней осенью, радостно ... (зимой).

Зверям голодно зимой, зверям сытно ... (летом).

Лето далеко, зима ... (близко).

В городе дороги широкие, в лесу тропинки ... (узкие).


«Тепло или холодно!»

Цель: учить детей понимать значение слов; усвоение пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните детям, что антонимы – это слова с противоположным смысловым значением, например: много – мало, белый – черный, лежать – бежать, весело – грустно.

Предложите ребенку подобрать антонимы.

Осенью теплее - зимой ... (холоднее).

Звери сытые - звери ... (голодные).

В шапке тепло - в панамке ... (холодно).

Ворона большая - воробей ... (маленький).

Сосна справа - береза ... (слева).

На деревьях ветки длинные - на кустах ... (короткие).

Лисичка идет - зайчик ... (прыгает).


«Скажи наоборот»

Цель игры: учить детей подбирать антонимы.

Ход игры: бросайте ребенку мяч, называя действие. Попросите ребенка, возвращая мяч, назвать действие с противоположным значением.

Наливает - выливает; входит - выходит; влетает - вылетает; вносит -выносит; закрывает - открывает; запирает - отпирает;

Сгибает - разгибает; собирает - разбирает; приплывает - отплывает; приклеивает - отклеивает; подъезжает - отъезжает; подбегает - отбегает;

Залезает - вылезает; прибегает - убегает; улетает - прилетает.

Предложить детям составить словосочетания (или предложения) с этими словами.

Можно разнообразить игру, сопровождая называемые глаголы соответствующими действиями.


«Все наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.
Материал. Две обезьянки (игрушки).
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в упрямых и послушных детей. Послушайте рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.


«Я начну, а ты закончи»
Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Ход игры. Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел).

- Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли).

- Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел).

- Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую.

- Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ... (выбежали).


«Горячий - холодный».

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое - с противоположным значением. Педагог: горячий - дети: холодный (хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; глубокий - мелкий; светлый - темный; добрый - злой; радостный - печальный; быстрый - медленный; частый - редкий; мягкий - твердый; ясный - пасмурный; высокий - низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: острый нож, ясный день, глубокое озеро.


«Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

«Высокий — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу.

К этой игре надо подобрать картинки: высокая елка, длинный карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, веселое лицо девочки (смеется или улыбается), мальчик в перепачканной одежде, а также: маленькая елочка, короткий карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, мелкая тарелка .

— Посмотри на рисунки. Назови слова, противоположные по смыслу. Скажи, чем отличаются похожие лица и предметы.
Высокая — низкая (елка — елочка), длинный — короткий (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — веселое (лицо девочки), глубокая — мелкая (тарелка), чистый — грязный (мальчик).
На следующем рисунке: большой дом и маленький домик, река — ручей, клубника — земляника.

— Назови, что ты видишь на этих рисунках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал большой дом и маленький домик». «Река глубокая, а ручей мелкий». «Ягоды у клубники крупные, а у земляники мелкие».)

— Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

...Никому отказа нет,

Подан каждому обед:

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке —

Пшена в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

— Что бывает глубоким и мелким? Как ты понимаешь выражение: глубокая река (имеет большую глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); мелкая река (имеет небольшую глубину); мелкий дождь (несильный); мелкий песок (некрупный).


Подбор синонимов к словосоче­таниям

Детям называют словосочета­ние, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует об­ратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда по­вторяют одно и то же слово. Пред­ложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают сло­ва, близкие по смыслу (насту­пает, движется, шагает). До­школьники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.

Можно давать задания на со­ставление предложений со слова­ми разных частей речи (существи­тельными, прилагательными и т.д.) и со словами синонимиче­ского ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, на­правленные на формирование умения употреблять заданное сло­во в сочетании с другими, часто вызывают затруднения.

Дошкольники могут подби­рать по несколько синонимов к одному слову (дом изба, хата; солдат воин, рыцарь). Это сви­детельствует о начале освоения многозначности слов.


«Синонимы»

Цель: учить детей подбирать синонимы, правильнее и точнее выражать свои мысли.

Ход игры: объясните ребенку, что синонимы – это слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками. Например, слово «грустный» имеет синонимы «печальный», «угрюмый»; слово «морозный» – «холодный», «студёный».

Предложите детям подобрать как можно больше синонимов к каждому из следующих словосочетаний, а затем составить с любым из них предложение.

Холодный день -... (морозный).

На улице холодно -... (зябко, морозно).

Белый снег -... (чистый).

Зимой выпал белый ... (чистый, светлый) снег.

Снег блестит - сверкает, переливается.

На солнце снег блестит.

«Скажи похоже»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Ход игры. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
- Думать - ....(размышлять),

открыть - ..... (отворить),

отыскать - ... (найти),

зябнуть - ... (мерзнуть),

поразить - ... (удивить),

шалить - ... (баловаться),

забавлять - .... (развлекать),

прощать - ...(извинять),

звать - ... (приглашать),

реветь - ... (плакать),

мчаться - ... (нестись),

вертеться - ... (крутиться),

опасаться - ... (бояться),

бросать - .... (кидать).
Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.
- Этот дом большой, а этот.... (огромный).

- Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное).

- Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое).

- Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая).


«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

— Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

— Послушай стихотворение М. Щеловановой «Утро»:

Какое сегодня утро? Сегодня не будет солнца,

Сегодня плохое утро, Сегодня не будет солнца,

Сегодня скучное утро Сегодня будет хмурый,

И, кажется, будет дождь. Серый, пасмурный день.

Почему же плохое утро? — Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро, Наверное, будет солнце,

Сегодня веселое утро Обязательно будет солнце

И тучи уходят прочь. И прохладная синяя тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно?

Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое,
безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что может быть солнечным?

— Есть еще слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся.)

— А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как другие дети говорили: «Папа, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как надо сказать правильно?


«Найди другое слово» (комбинированная игра)

Цель: точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы.

— Папа решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сначала принес Миша? (Тонкую, ветхую.) А затем? (Крепкую, прочную.)

— Качели папа делал летом. Но вот наступила... зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сказать по-другому? (Прочный, нехрупкий.) Мороз крепчал (становился сильнее).

— Как ты понимаешь выражение «крепкий орешек»? (Его трудно разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).

— Объясните, что значат слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубокий), «крепкий чай» (очень крепкий, не разбавленный кипятком). Какие выражения со словом «крепкий» вам встречались в сказках, и в каких? (В сказке «Козлята и волк» коза крепко-накрепко (очень строго) приказывала детям, чтобы они крепко-накрепко (очень крепко) запирали дверь.)

— Придумайте предложения со словом «крепкий».

— Я вам буду называть слова, а вы говорите мне слова с противоположным смыслом: длинный, глубокий, мягкий, легкий, тонкий, густой, сильный; говорить, смешить, падать, смеяться, бежать.

— Придумайте рассказ, чтобы в нем были слова, противоположные по смыслу. Можете брать слова, которые мы только что называли.

Представленные дидактические игры и задания на развитие лексики у дошкольников могут быть использованы и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д.


Использованная литература:


  1. Косинова Е. «Уроки логопеда». Москва 2009

  2. Под. Ред. Стребелевой Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста». Москва «просвещение» 2009.

  3. Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей». Спб.: «Детство-пресс», 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!