Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов школы «Образ «я» и самооценка как критерий сформированности личностных УУД.»
Семинар-практикум для педагогов школы
«Образ «я» и самооценка
как критерий сформированности личностных УУД.
Цель: Ознакомление педагогов с методиками оценки личностных качеств, самооценки, а также личностного и профессионального самоопределения учеников начальной и основной школы, проведение практического занятия с данными методиками, адаптированными для педагогов.
Ход семинара:
Выступление психолога школы Бересневой А.Н.
Практическое занятие. Зам директора по УВР Боброва С.А. и психолог школы Береснева А.Н.
Работа в группах (рефлексия).
Структура самооценки.
Отношение к собственной внешности.
Внешняя оценка (со стороны родителей, учителей, одноклассников).
Оценка собственных способностей.
Самооценка = Успех/Притязания Образ «Я»
1-2 класс
Методики: | Рекомендации: |
Лесенка» (как меня оценивают окружающие: хороший плохой, умный - глупый, любимый – нелюбимый, способный - неспособный). «Лесенка» (как я выполняю д/з) | Индивидуальные консультации с родителями по поводу заниженной самооценки. Завышенная и заниженная с/оц – в индивидуальной беседе акцентировать внимание ребенка на неадекватное оценивание. Результаты диагностики конфиденциальны в меру необходимости (иногда и от родителей). |
3-4 класс
Методики: | Рекомендации: |
Что говорят о твоей внешности и фигуре, и что ты сам об этом думаешь. | Объемная негативная информация, отсутствие позитивных высказываний, неадекватное оценивание – повод для индивидуальной консультации с психологом. |
5-6 класс
Методики: | Рекомендации: |
«Кто Я? Какой Я?» - знакомство с соц. ролями и оценка их исполнения. | Консультации для учащихся с низкой самооценкой. Дальнейшее сопровождение совместно с родителями. |
7класс
Методики: | Рекомендации: |
Анкета «5 дел, которые ты делаешь лучше, чем другие (учеба, отношения с другими людьми, кружки, домашние дела, увлечения)». Расшифровка для тех, кто затрудняется | Консультация для учащихся, указавших 0-2 пункта. Дальнейшее сопровождение совместно с родителями. Решить вопрос о занятости ребенка, где можно подкреплять самооценку. |
8-9 класс
Методики: | Рекомендации: |
«Кто Я? Какой Я?» - ранжирование социальных ролей и оценка исполнения. Эссе «Я через 3 года». «Я через 7 лет» - уровень сформированности профессионального и личностного самоопределения. | Направление к специалистам сопровождения подростков с низкой самооценкой. Индивидуальные консультации педагога для тех, кто неадекватно высоко себя оценил. Консультация педагога с подростком для коррекции профессионального самоопределения. Консультации специалистов сопровождения. |
Приложение.
«Лесенка». На верхней ступеньке стоят ученики, которые всегда полностью выполняют домашнее задание, а на нижней те, которые не всегда выполняют всё д/з.
«Кто я? Какой я?». 5-6 класс: Каждый человек в жизни исполняет в жизни множество социальных ролей (я - учитель, вы - ученики; дома вы сыновья или дочери, братья и сестры). В анкете перечислены ваши основные социальные роли (учитель комментирует, в чем выражается высокий уровень выполнения социальных ролей). Оцените, как вы их исполняете. На шкале поставьте знак («*» или «х»), учитывая, что слева располагаются люди, которые плохо справляются с данной ролью, а справа - те, которые лучше всех справляются с ролью.
Предлагаемые роли:
сын, дочь
ученик, ученица
друг
одноклассник
Брат, сестра
8-9 класс: Каждый человек в жизни исполняет в жизни множество социальных ролей. Перечислите ваши основные социальные роли, причем расставьте их от 1 до N, где 1 – самая важная для вас роль. Оцените, как вы их исполняете. На шкале поставьте знак («*» или «х»), учитывая, что слева располагаются люди, которые плохо справляются с данной ролью, а справа - те, которые лучше всех справляются с ролью.
9 класс: «Я через 3 года». « Я через 7 лет». Опишите один день из вашей жизни через… (2 работы). Экспресс – анализ с детьми по ниже указанным критериям и итоговая самооценка профессионального и личностного самоопределения старшеклассниками.
Через 3 года. Если назвал учебное заведение – 1 балл Назвал профессию – 1 балл Занятость в свободное время – 1 балл Опыт профессиональной деятельности - 1 балл | Через 7 лет. Место работы – 1 балл Должность – 1 балл Семья – 1 балл Дети – 1 балл Уровень достатка, адекватный месту работы -1 балл Качественный досуг – 1 балл |
Практические задания для учителей (проводятся анонимно).
«Лесенка». Инструкция: Перед вами лесенка с 5 ступеньками. Представьте, что на верхней ступеньке стоят учителя, которые формируют адекватную самооценку учеников и в случае необходимости проводят её коррекцию, а внизу – учителя, которые не работают с самооценкой учащихся. Далее проводится общий анализ количества учителей с самооценкой выше среднего и ниже среднего
Анкета «5 дел, которые Вы делаете лучше, чем другие». Анализ сколько человек написали 5 дел.
«Кто Я? Какой Я?». Перечислите как можно больше ваших социальных ролей. Анализ ролей, которые поставили на первое место.
Эссе «Один день из жизни на пенсии (после ухода с работы)». Анализ по критериям и самооценка до и после анализа (очень нравится результат – нравится – не нравится)
общение с друзьями -1 балл
общение с членами семьи – 1 балл
насыщенность событиями (культурные, досуговые)– 1 балл
Хобби -1 балл
? Изменилась ли ваша оценка результата?
Рефлексия.
Далее распределение учителей на группы с помощью цветных фишек (5 групп). В группах обсуждение результативности одной из методик диагностики. Ведущий определяет, какую методику дать на рассмотрение каждой из групп. Анализ по критериям:
Позволяет ли методика оценить себя?
Требует ли методика доработки? Если да, то в чем?
Появилось ли желание самосовершенствоваться, заниматься личностным саморазвитием? (Получилось ли по Маяковскому «И жить, и работать хочется»)?
Итоги работы в группах, рекомендации педагогов:
Методика « Лесенка»
Возможно использовать для самооценки в 1-2 классе.
Методику можно применять более широко, оценивать любой критерий.
Помогает совершенствоваться, даёт наглядный пример, на каком «я» уровне.
Методика « Кто Я?
Позволяет оценит себя.
Можно использовать только один раз.
Методика эффективна.
Методика « 5 дел»
Позволяет оценивать, анализировать, самосовершенствоваться и самовыражаться.
Можно использовать для любого возраста.
Методика создает проблемную ситуацию, позволяет поставить цель и наметить план действий.
« Эссе»
Позволяет спрогнозировать будущее и провести коррекцию планов.
Необходимо установить временные рамки для написания эссе в соответствии с возрастом.
Возможно использовать методику в старших классах.
Общая оценка семинара – практикума:
Педагоги получили много положительных эмоций.
Классные руководители готовы использовать методики в работе с классом.
Задумались о своей самооценке.
Появилось желание самосовершенствоваться.