СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессионального взаимодействия педагогов детского сада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, и желание родителей.                                  

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет: повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной физкультурно-спортивной деятельности; познакомиться с системой деятельности детского сада по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей внутри детского сада и в семье.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессионального взаимодействия педагогов детского сада"»

Дата проведения: 05.04.2023


Семинар-практикум для педагогов

Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессионального

взаимодействия педагогов детского сада



Подготовили:

Огнева Н. Ф., воспитатель

первой квалификационной категории

Шульгина Н. А.,

инструктор по физической культуре

Клевцевич Н. В.,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории


Великая ценность каждого человека – это здоровье. Воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью, является одной из задач общества на современном этапе его развития.

Здоровье сегодня рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние тела, которое позволяет человеку активно добиваться в своей жизни успеха в различных видах деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой, необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.

Дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое невозможно без физического воспитания. От рождения до семи лет у детей закладываются основы здоровья, умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Болезненный, физически плохо развитый ребенок, как правило, задерживается в развитии: плохая память, быстрая утомляемость, задержка в речевом развитии, внимании. У такого ребенка, часто нет настроения, процессы социализации и адаптации плохо проходят. Физическая слабость, также вызывает множество нарушений в деятельности организма, что не только приводит к снижению работоспособности, но и ослабляет волю ребенка.

Современные результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья Российской академии медицинских наук показывают, что хроническая заболеваемость у детей на начальном этапе обучения находится на крайне высоком уровне, причем частота заболеваний с возрастом увеличивается.

Именно поэтому в условиях модернизации образования с введением в действие ФГОС ДО одной из главных и основных задач в дошкольном образовательном учреждении является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их развития и образования.

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются снижение общего уровня жизни, экологическая напряженность, недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах сохранения и охраны здоровья, низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи. Однако, нельзя не отметить, что, по мнению некоторых ученных, основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки (М. К. Акимова, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Т. С. Грядкина, Т. А. Овечкина, С. О. Филиппова) и недостаточным уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья (Э. М. Казин, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, Л. М. Митина, Л. Г. Татарникова).

Педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма принадлежит особая роль в организации образовательного процесса здоровьесберегающей направленности. Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.

Работа педагогов в детском саду нацелена в первую очередь на поддержание у ребенка жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Поэтому необходимо повышать профессиональную компетентность педагогов и совершенствовать условия физического развития детей дошкольного возраста новыми приемами, методами и формами, которые соответствуют требованиям времени, общества и государства.

Формированию хорошего самочувствия, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем организма ребенка, активизации коммуникативного взаимодействия в группе и обществе, созданию хорошей основы для развития способностей личности ребенка способствует грамотно организованное физическое воспитание, которое осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, повседневной жизни детей, разнообразных формах организации двигательной деятельности. Поэтому эффективность и сам факт реализации принципов здоровьесберегающего (здоровьеформирующего) дошкольного образования зависят, прежде всего, от ежедневной деятельности каждого члена педагогического коллектива, которая направлена на формирование такой образовательной системы, которая основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации образовательной деятельности со всеми участниками образовательных отношений. Это становится возможным благодаря взаимодействию педагогов детского сада.

Согласно Н. А. Косолапову взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимную психическую обусловленность и связь. Все составляющие образовательного процесса не просто включены в процесс взаимодействия, но и главная их особенность – взаимодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности. В контексте образовательной деятельности целесообразнее говорить о психолого-педагогическом взаимодействии: способе реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

В образовательном процессе взаимодействие педагогов – это не самоцель, а важнейшее средство, способ успешного решения поставленных задач, в рамках нашей сегодняшней встречи – задачи сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Наивысшей формой любого взаимодействия является полисубъектное взаимодействие, когда деятельность субъекта взаимодействия направлена на саморазвитие и помощь в развитии другому субъекту или субъектам.

Цель любого психолого-педагогического взаимодействия – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Результатом же целенаправленного взаимодействия педагогов детского сада является комплексная система психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды.

Таким образом, гармоничное физическое развитие дошкольника – это результат взаимодействия педагогов, инструктора по физической культуре, педагога-психолога и фельдшера детского сада.

Уважаемые коллеги, предлагаем Вашему вниманию представим игровые упражнения, которые могут применяться в образовательной деятельности с детьми, как педагогами, так и специалистами детского сада.



ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением, и желание родителей.

Совместная деятельность педагогов – детей – родителей позволяет: повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребёнка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной физкультурно-спортивной деятельности; познакомиться с системой деятельности детского сада по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приёмов воспитания детей внутри детского сада и в семье.

ИГРА «ПРОЙТИ ПУТЬ»

Цель: развивать пространственное мышление.

Возрастная группа: дети среднего и старшего возраста (4 – 7 лет).

Спортивный инвентарь: геометрические плоские фигуры на полотне или на полу, расположенные по клеткам, нарисованные карты с маршрутом, вырезанные фигуры.

Правила игры

1 вариант

Пройти маршрут по карте, вставая на обозначенные фигуры по порядку, если поле одно – участники выстраиваются друг за другом в одну колонну, если 2 поля – в две колонны.

Вариант 2

Пройти маршрут по карте, вставая на обозначенные фигуры по порядку. Взять фигуру и пройти только по этим фигурам, например, только по треугольникам.

ИГРА «ПОДБРОСЬ, ПЕРЕЛОЖИ, ПОЙМАЙ»

Цель: развивать внимание, пространственное мышление; ловкость, быстроту реакции, развивать крупную и мелкую моторику.

Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).

Спортивный инвентарь: пустые корзины или коробки, обручи и воздушные шарики по количеству участников; мячи пластмассовые (диаметр 8 см) – в каждый обруч одинаково от 15 до 20 шт.

Правила игры

Каждый участник садится к обручу с мячами, рядом корзина справа или слева – у всех одинаково; в руки берётся воздушный шарик, который по команде игроки подбрасывают вверх перед собой, в это время из обруча в корзину убирают один мяч и ловят шар, снова подбрасывают, перекладывают, ловят. Победитель тот, кто первым переложит все мячи из своего обруча.

ИГРА «С ТАРЕЛКИ НА ТАРЕЛКУ»

Цель: развивать внимание, сосредоточенность, четкую координацию движения.

Возрастная категория: дети среднего и старшего возраста (4 – 7 лет).

Спортивный инвентарь: пластиковые тарелки (количество – одну на пару участников), к каждой из тарелок привязаны 4 тонких ленты-тесьмы; губка, прямоугольный или цилиндрический предмет из лего-конструктора.

Правила игры

Игроки выстраиваются в колонну по двое, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары. В руки даются ленты, на которых у каждой пары по центру висит тарелка. Ленты натягиваются и приподнимаются – регулируются так, чтобы предмет передавался с тарелки на тарелку. Может быть, две колонны по двое, тогда победитель та колонна, которая первой справится с заданием, не уронив предмета с тарелок.

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «ХВОСТИКИ»

Цель: упражнять ребенка в беге врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; развивать у ребенка координацию, двигательное умение бегать; умение ребенка ориентироваться в пространстве и соблюдать правила.

Возрастная категория: дети младшего, среднего и старшего возраста (3 – 7 лет).

Атрибуты: жилеты разных цветов; хвостики (полос из стропы с липучкой на конце, разных цветов).

Ход игры

Игра «Хвостики» - это вариация игры в догоняшки.

На Водящих надевают жилеты с нацепленными на них полосками (хвостиками). Задача остальных детей ловить Водящих и снимать с них эти полоски.

Можно усложнить игру, предложив детям снимать полоски определенного цвета.

Можно разбить детей на команды. Чья команда наберет больше полосок – та и выигрывает.

Полоски можно не только снимать, но и нацеплять на Водящих. У кого будет меньше всех полосок, тот и выиграл.

ИГРОВЫЕ ХОДУНКИ-ШАГАЙКИ МЯГКИЕ

Игровые ходунки-шагайки удобно в использовании, как на занятиях, так и в свободной двигательной деятельности, можно организовать разнообразные соревнования, ходьбу, перешагивание, игры-эстафеты.

Цель: развивать у ребенка ловкость, координацию движений, выносливость, равновесие, профилактика плоскостопия; повышать двигательную активность детей; совершенствовать у ребенка навык самоконтроля при ориентировании в пространстве; активизировать у ребенка интерес к двигательным действиям.

Возрастная категория: дети среднего, старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет).

Атрибуты: основание 22*11 см из искусственной кожи, изолон, репсовая лента, длина ленты 102 см.

Описание использования игровых ходунков

Ребенок встает на ходунки (овалы), берется руками за ручки из искусственной кожи и шагает, поднимая ноги руками. Играть может несколько детей одновременно, каждому ребенку нужны собственные ходунки.

Ходунки можно использовать при проведении эстафет. Каждой команде выдается по одному комплекту ходунков, и все участники проходят в них определенный маршрут.

ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ «КУСОК СЫРА»

Цель: развивать у ребенка координацию движения рук; понимание принципа балансировки и пространственных отношений: «влево-вправо», «вверх-вниз»; уметь различать и соотносить геометрические размеры и формы; развивать у ребенка внимание, терпение.

Возрастная категория: дети дошкольного возраста (3 – 7 лет).

Атрибуты: полотнище с прорезанными кругами разного диаметра (размеры сырных дырок от 10 до 21). По углам полотнища пришиты белые резинки в виде петли.

Задание «Пробеги через сыр»

Двое ведущих с двух сторон вертикально натягивают сыр (верхняя резинка в руке, нижняя – надеваем на ногу). Задача детей пролезть сквозь различные отверстия гигантского сыра.

Задание «Не попадись в мышеловку»

Ведущие натягивают сыр горизонтально над головами у детей. Дети танцуют под полотном, пока играет музыка, как только музыка останавливается, ведущие опускают сыр к полу. Задача детей успеть выбежать до того, как их накроет полотно сыра.

Задание «Пройди через кочки»

Ведущие с двух сторон держат сыр горизонтально полу. Задача детей пройти по отверстиям сыра с одной стороны на другую.

Задание «Попади в дырку»

Детям раздаются шарики (диаметр 5 – 8 см) Их задача – забросить шарик в вертикально натянутый «сыр». Причем у каждой дырки свои баллы – маленькая дырка – 5 баллов, большая – 1 балл.

Задание «Поймай мышку»

В качестве дополнительного оборудования к этой игре можно взять небольшую игрушку – мышку. Можно взять небольшой мячик. Он будет мышкой. Дети находятся по одну сторону сыра, Ведущий по другую. В различных отверстиях сыра мелькает «мышка» в руках Ведущего, а детям нужно поймать ее.

Фантазия педагога подскажет множество других вариантов игр. Играйте с удовольствием и с пользой!

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Предлагаю вам выбрать один из ответов, как вы поступите с данной информацией мастер-класса.

Если вы выбираете «Чемодан» - все знания с мастер-класса беру с собой.

«Мясорубка» - что-то оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, что нужно еще додумать, доработать, «докрутить».

«Корзина» - не буду использовать, информация оказалась ненужной, бесполезной.

Пожалуйста, оцениваем!

В конце хочется вам сказать.

Настоящий артист всегда испытывает волнение, выходя на сцену и это правильно, ведь он переживает… Мы желаем, чтобы чувство новизны ни когда не покидало нас. Приходя на работу как впервые, и видя все вокруг глазами детей, тогда мы сможем контролировать и чувствовать ситуацию. Учитесь, друг у друга профессионализму, развивайте свою личность, будьте профессионалами своего дела.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!