СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению, рассмотрение разных подходов о роли семьи и ДОУ в предшкольный период жизни ребенка.

Задачи:

1.Формировать интерес родителей к совместной деятельности с детьми;

2.Активизировать творческий потенциал детей и родителей;

3.Снизить уровень предшкольной тревожности;

4.Развивать навыки общения, сотрудничества;

5. Поддержка благоприятного психологического микроклимата.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе»»



МДОУ Детский сад № 240 «Ручеёк»













Семинар-практикум для родителей будущих первоклассников

"Готовимся к школе»





Воспитатели:

Артюхина И.А.

Макарова Г.В.



Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению, рассмотрение разных подходов о роли семьи и ДОУ в предшкольный период жизни ребенка.

Задачи:

1.Формировать интерес родителей к совместной деятельности с детьми;

2.Активизировать творческий потенциал детей и родителей;

3.Снизить уровень предшкольной тревожности;

4.Развивать навыки общения, сотрудничества;

5. Поддержка благоприятного психологического микроклимата.

Форма работы: групповая.

Длительность мероприятия: 40 - 45 минут.

Материалы и оборудование: ручки, бумага писчая, стулья по количеству участников, столики, мягкий мяч, карточки с различными предметами, «Памятки родителям будущего первоклассника» на каждого участника.


Ход семинара-практикума:

1. Скоро ваши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребѐнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе - новый этап в жизни ребѐнка (да и родителей тоже, безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.) От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Но все ли родители осознают реальную трудность и сложность школы. Школьные трудности неизбежны (к этому мы должны быть готовы), но кто-то пройдет их не заметно, а для кого-то они могут стать непреодолимым препятствием.

Учеба – это серьезный труд, требующий значительного интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. Начало года всегда наиболее трудно. И первые неудачи, помноженные на непонимание, и нетерпение взрослых, могут сломать малыша и надолго отбить охоту учиться. Однажды кто-то сказал, что школа – это как стихийное бедствие, которое неотвратимо и которое нужно пережить, по возможности с наименьшими потерями. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать вашу поддержку. «Давай, еще раз попробуешь, еще чуть-чуть постараешься, и будет немного лучше». Вот так, шаг за шагом, вместе преодолевая полный штиль безуспешности, выстаивая при сильном ветре неудач, все равно продвигаясь вперед. Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители? С этим мы и попробуем сейчас разобраться.

Но все по порядку…

2.Разминка.

Приветствие участников «Разноцветные ладошки» (показываем контуры ладони

разного цвета, остальные участники выполняют приветствие в соответствии с цветом: зеленая «ладошка» - хлопают соседа по плечу», красная - кивают головой, желтая - рукопожатие»).



Вопросы-шутки:

-Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

-В какой земле сеют капусту? (капусту не сеют, сеют семена).

-Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (которые остановились).

-Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить).

-Без чего хлеба не испечешь? (без корочки).

3.Игра-ассоциация “Школа”

Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово “Школа”? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово “школа” и т.д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу). После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: получена многообразная палитра ощущений, связанных с представлениями о школе. Они определяются опытом школьного обучения родителей.

4.Упражнение “Снежинка”

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок.

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые. Нашли? Как вы думаете, почему?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый из них уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял.

5. Игра «Пирамидка»

Предлагаю поиграть в игру. Я даю набор карточек, где написаны разные показатели готовности к школе. На верхнюю строчку вам необходимо выложить тот показатель, который вы считаете наиболее главным, на вторую строчку 2 показателя, на третью - 3, на четвертую - 4. Должна получится вот такая пирамидка. На это я вам даю 2-3 минутки. Затем нужно будет представлять свою Пирамидку, объясняя почему именно в таком порядке Вы расставили эти показатели (ответственность; умение считать, писать, читать; умение общаться со взрослыми и сверстниками; самостоятельность, настойчивость, состояние здоровья, умение логически мыслить, умение организовать рабочее место, развитие речи и памяти, работоспособность)

Психологи считают, что успешность зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Объясню, что это такое. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.

Так что же, спросите вы, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же надо, но не только на занятиях, а дома, в непринужденной, часто в игровой обстановке, всячески стимулируя интерес ребенка к овладению чтением и счетом. Сегодня существует множество развивающих книг, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях не переусердствовать. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, если он больше не хочет заниматься. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться.

6. Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать? Попробуем разобраться.

1. Первый вопрос: «Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник?» (Участники записывают качества на листах, затем ответы анализируются и обобщаются)

2. Второй вопрос: «Чем, на ваш взгляд, отличается первоклассник от дошкольника?» Дошкольник – это ребенок от рождения и до 6-7 лет, школьник – это уже ребенок, который ходит в школу. У дошкольника ведущей деятельностью является игровая, он развивается и познает мир через процесс игры. У школьника на смену игровой деятельности приходит познавательная активность. Меняется режим дня ребенка. Появляется обязанность делать уроки, причем, ежедневно, а не когда захочется. Дошкольнику же можно организовать развивающие занятия с учетом его интереса и желания.

7. Выделяются разные виды готовности к школе:

•Психологическая готовность

•Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений

•Специальная готовность: умение читать, считать, писать

-Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребѐнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности.

-Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что ребенок не был готов к школе. Что же такое «психологическая готовность к школе»?

Психологическая готовность включает:

•интеллектуальную готовность;

•мотивационную готовность;

•эмоционально-волевую готовность;

•коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

Воспитатель: «Послушайте ситуацию»:

«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок.

Внимание! Вопросы.

1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?

Подводят итог.

Воспитатель: Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

Мотивационная готовность.

Воспитатель: «Следующая ситуация».

«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».

Внимание! Вопросы.

1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

Выслушиваются ответы и подводят итог.

Воспитатель: Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учѐба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной. Подготавливая ребѐнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

Воспитатель: «Послушайте следующую ситуацию».

«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.

Внимание! Вопросы:

1. Что послужило причиной неуспехов в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?

Подводят итог. именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов.

Например,

Аня - яблоко - осень - нитки - индюк - кот - трос - собака и т. д.

Игра «Магазин»

Подбираем картинку определенных предметов или животных, а затем «продаѐм» их, «рекламируя» по каждому звуку (букве):

М – маленький, милый

И – интересный, игривый, изумительный

Ш – шумный, шустрый

К – крохотный, косолапый, красивый, крупный

А – аккуратный, активный.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

Игра «Обобщающее слово»

Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)

Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)

Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)

Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)

День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)

Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)

Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)

Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)

6 задание «Четвертый лишний»

По признаку 4 слова, по звуку 4 слова.

Игра «Чудо фигуры»

Нарисовать из геометрических фигур предметы.

9.Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.

Перед вами выражения лица, в которых художник закодировал эмоциональное состояние человека. Попытайтесь их расшифровать. Если вам удалось угадать большинство состояний, значит, вам будет легко понять своего ребенка с первого взгляда.

8. Рефлексия “Все у меня в руках”

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

Желаю успехов вам и вашим детям!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!