(слайд №1) Родительское собрание
Семинар-практикум. О трудностях учения.
(слайд №2)
Гений – это процент таланта и
девять процентов труда.
Томас Эдисон
Вступительное слово учителя.
( слайд №3) Задачи:
1.Ознакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти.
2.Показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков.
3.Проанализиравать причины учебных неудач школьников.
( слайд №3) Вопросы для обсуждения:
1.Анализ учебных результатов школьников;
2.Зависимость учебных результатов от внешних и внутренних факторов;
3. Возможные пути улучшения учебных результатов школьников
-Уважаемые родители, сегодняшняя встреча посвящена результатам учебной деятельности нашего класса, сегодня мы с вами проанализируем учебные результаты, подумаем над тем, что можно изменить в тех листочках, которые лежат у вас на парте ( листы с оценками за 2 четверть).
Работа на семинаре- практикуме. Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у «друзей» или сдает вместо контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Кто-то уходит сам.
Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе.
Поэтому родительское собрание я хочу начать следующими словами:
Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,
Гулять и играть должен юный мальчишка,
Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –
Такая проблема всем взрослым знакома!
Как всё же ребёнка заставить учиться,
За книжкой упорно весь вечер сидеть,
В то время как может он просто влюбиться
И в мыслях в другие миры улететь?
Не надо ребёнка ругать бесконечно.
Попробуйте лучше в нём волю развить,
С ним вместе вам надо учиться, конечно,
А главное – просто ребёнка любить.
Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. А что такое неуспеваемость? Много есть определений, но я остановлюсь на одном.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её предупреждения требуют использования двух понятий: неуспеваемость и отставание.
Отставание – процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого выполнения, т.е. один из моментов.
Рассматриваются виды отставания.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебного триместра, полугодия, года.
-Посмотрите внимательней на результаты ваших детей и ответьте на вопрос: что вас радует и что огорчает в результатах детей? (ответы родителей)
-Посмотрите на сводную таблицу по классу (слайд№3)
- Усвоение знаний по предмету зависит от многих факторов. (слайд№4)
-Обращаю ваше внимание на сводную таблицу учебных достижений класса (слайд №8)
Учебные предметы | Низкий уровень | Средний уровень |
Русский язык | 8 | 6 |
Литература | 8 | 6 |
Английский язык | 10 | 4 |
Алгебра | 11 | 3 |
Геометрия | 11 | 3 |
География | 10 | 4 |
Биология | 9 | 5 |
Химия | 8 | 6 |
История | 8 | 6 |
Физика | 11 | 3 |
Физическая культура | 3 | 10 |
- Индивидуальный анализ учебной работы по каждому ученику, проделанный мною по результатам личных наблюдений, диагностики, мнений учителей предметников выявил следующие показатели (слайд №9):
- Анкетирование учащихся 8класса о трудностях учения показало следующее. Ребятам были предложены вопросы (слайд №10). Вот ответы их(слайд №11).
- Сегодня, уважаемые родители, вы получите домашнее задание: понаблюдать за своим ребенком, помочь ему в процессе учебной деятельности и к следующему родительскому собранию ответить на вопросы анкеты (текст анкеты прилагается).
- Я предлагаю вам несколько советов. Родителям раздаю памятки « Как сохранить работоспособность школьника? », « Тренировка и развитие памяти» (памятки прилагаются).
Подведение итогов родительского собрания. Принятие решения.
1.Взять за основу для дальнейшей работы с учащимися класса результаты их учебной деятельности .
2. Родителям систематически вникать в учебную деятельность своего ребенка.
3. О результатах проделанной работы родителям заполнить анкету и отчитаться на следующем собрании.
4. Классному руководителю усилить контроль за учебной деятельностью учащихся .
Приложение.
Анкетирование учащихся
1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?
2. С чем связаны причины твоих трудностей?
А. Твое отношение к изучению предмета;
Б. Трудности в понимании содержания тем и параграфов;
В. Взаимоотношения с учителем;
Г. Другие причины.
3. Какая помощь тебе нужна?
А. От учителя-предметника;
Б. От классного руководителя;
В. От родителей или других людей.
Анкета для родителей.
Цель:
- Выявить, как глубоко семья вникает в учебную деятельность своего ребенка;
- Что понимают родители под контролем учебной деятельности ученика.
Изучение какого предмета является для ребенка самым трудным?
С чем связаны учебные трудности ребенка по данному предмету?
Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?
Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?
Насколько эффективной была помощь учителя?
Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?
Как осуществляете контроль его учебной деятельности?
Как сохранить работоспособность школьника?
1. Ребенок, вернувшись из школы, должен немного полежать и отдохнуть.
Выполняя домашнее задание, необходимо через каждые 30—45 минут делать 15-минутные перерывы.
Сон — самое лучшее средство для восстановления энергии. Дети
12—15 лет должны спать 8—9 часов в день.
Тренировка и развитие памяти
На память ребенка непосредственно влияет его физическое развитие, поэтому необходимо следить за здоровьем сына или дочери. Безусловно, огромный вред наносят памяти дурные привычки — курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Рабочее место ребенка должно хорошо освещаться, быть удобным. Необходимо, чтобы домашнее задание выполнялось в тишине. Если правильно организован умственный труд, все внимание школьника сосредоточивается на учебе и лучше запоминается изучаемый материал.
При малейших признаках усталости рекомендуется прекращать занятия и отдыхать.
Чтобы лучше запомнить большой объем материала, рекомендуется распределить работу на несколько дней, чтобы не слишком перегружать память.
Нужно выяснить, какой вид памяти является основным у вашего ребенка — зрительная память, слуховая или двигательная. Опираясь на эти данные, можно легче запомнить изучаемый материал.
Если у ребенка сильнее развита зрительная память, ему будет проще запомнить текст визуально; если слуховая — нужно читать текст вслух или слушать, как его читает кто-то другой; если ребенок лучше запоминает, выполняя определенные действия, — пусть конспектирует заданный текст.