Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ»»
«Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях ДОУ»
« Быть готовым к школе – не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым
всему этому научиться ».
Л.А. Венгер
Составила: педагог - психолог
Оболдина Ксения Вячеславовна
Психологическая готовность к школьному обучению многокомпонентна.
Можно выделить несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе:
- личностно - социальная готовность;
- мотивационная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- эмоционально - волевая готовность.
Личностно - социальная готовность к школе
включает в себя: учение ребенка общаться с детьми; проявляет ли ребенок инициативу в общении или же ждет, когда его позовут другие ребята; чувствует ли он принятые в обществе нормы общения; готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение; чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями, родителями и другими взрослыми.
Мотивационная
готовность к школе
включает в себя: отношение дошкольника к будущему учению. Речь идет о положительном отношении ребенка к школе, о его настроенности на серьезную деятельность. Желание стать учеником возникает почти у каждого старшего дошкольника. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей.
Интеллектуальная
готовность к школе
включает в себя: умение думать, анализировать, делать выводы; развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе; способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики.
Эмоционально – волевая
готовность к школе
включает в себя: умения сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умения управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям, выполнять неинтересную с его точки зрения работу. Это адекватная самооценка и положительный образ себя; умение сосредоточиться, управление эмоциями.
Формы работы с родителями :
- работа с родителями предполагает индивидуальные, групповые консультации;
- родительские собрания;
- оформление стендов с рекомендациями для родителей;
- анкетирование, семинар – практикумов, тренинги.
Формы работы с педагогами:
- работа с педагогами проводится в форме индивидуальных консультаций;
- семинаров-практикумов, тренинги, круглый стол;
- тетрадь взаимодействия со специалистами ДОУ.
Результаты диагностики на готовность к обучению в школе в сентябрь – октябрь 2021 год
Уровень познавательной готовности
Высокий
Всего 44 чел.
0
Выше нормы
%
0%
14
Норма
17
Ниже нормы
30%
Низкий
12
40%
1
28%
2%
Сравнительные количественные данные результатов диагностики на готовность к обучению в школе
(на начало года)
Группы/ всего детей
2021-2022 уч. год
Очень
2020-2021
44
кол-во
%
39
уч. год
высокий
0
кол-во
0
Выше нормы
0
0
%
14
кол-во
Норма
30
3
%
7
17
40
Ниже нормы
17
кол-во
%
43
12
16
28
Очень
кол-во
%
42
1
низкий
3
2
8
Общие количественные данные результатов диагностики на готовность к обучению в школе в 2020-2021 уч. году
(на конец года)
Уровень готовности к школьному обучению
Всего 39
Высокий
чел.
0
Всего 38 чел.
Выше нормы
Норма
3
0
17
Ниже нормы
13
16
23
Низкий
3
2
0
Сложности:
- Слабо развита психосоциальная зрелость, дети слабо ориентируются в окружающем мире.
- Недостаточно умеют распределять предметы на классы в соответствии с наиболее существенными признаками (классифицировать) .
- Недостаточно развито умение находить основной признак для нахождения сходства и различия в объектах (составлять аналогии или сравнивать предметы и явления) .
- Недостаточно развита способность точность движений руки, способность к подражанию .
- Недостаточно развита слуховая память .
- Недостаточно умеют распределять предметы на классы в соответствии с наиболее существенными признаками (классифицировать) .
- Не сформирована мотивация к обучению в школе.
Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность,
Эмоциональная поддержка и похвала,
Любовь и участие родителей –
Залог успешной адаптации первоклассника.
Спасибо за внимание!