СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Использование постерной технологии на уроках географии» мастер-класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к заседанию МО

Семинар-практикум

«Использование постерной технологии на уроках географии»

мастер-класс

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Использование постерной технологии на уроках географии» мастер-класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОДРОЩИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
















Доклад к заседанию МО

Семинар-практикум

«Использование постерной технологии на уроках географии»

мастер-класс























Учитель географии: В.Н. Царёва


2020-2021 учебный год

21 век – это век новых цифровых технологий, сейчас, когда у школьников есть телефоны, различные гаджеты, неограниченный доступ в интернет, становится все труднее заинтересовать учащихся. Поэтому современный педагог находится в поиске новых форм, методов, технологий, которые он смог бы эффективно применить для себя на уроке, а самое главное, чтобы все это дало нужный результат.

Речь сегодня пойдет о постерах, а точнее о постерной технологии и её применении на уроках.

Постерная технология, используемая в целом ряде государств в образовании взрослых, в последние годы получила распространение и в отечественной педагогике (И.В. Алексеенко, Н.Н. Никитина) [1, 9]. Постерная технология - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Само слово постер пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера.

Постерная технология - это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Виды постеров: теоретический, схематичный, графический, интегрированный.

Принципы и правила работы:

1. Равенство всех участников

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника группы создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог создает в творческой группе атмосферу постижения любого явления с разных позиций и в разных «цветах».

Алгоритм работы над постером:

1. Определение тематики постера.

2. Постановка задач.

3. Выбор материалов.

4. Создание творческого продукта

5. Презентация продукта.

Инструктаж по изготовлению постера.

Я провожу инструкцию по расположению визуальных образов по проблеме на постере согласно «методике шести вопросов».

«Методика шести вопросов»

1.Что?

2.Зачем?

3.Кто?

4.Когда?

5.Как?

6.Где?

1. Что? В русле общей тематики постера выделяется проблема, наиболее значимая для данной микрогруппы. Что вас волнует в данной проблеме? Что вас не устраивает? Что необходимо изменить? Что, по вашему мнению, является самым важным в рассматриваемом вопросе?

2. Как? Как, по вашему мнению, можно осуществить принятое решение? Какие способы и средства могут быть использованы? Соответствуют ли выбранные вами способы и средства ценностным основаниям решения? Как это можно сделать?

3. Кто? Кто может взять на себя ответственность? Как вы думаете, кто должен участвовать в процессе решения данной проблемы? Чьи интересы, позиции могут быть затронуты при решении этой проблемы? Какие ценности должны лежать в основе принятого вами решения?

4. Где? Где может быть решена проблема? Где вы могли бы получить нужную информацию? Где найти необходимых людей?

5. Когда? Как вы думаете, когда следует приступать к решению проблемы? Каковы временные рамки? Какие возможны этапы в осуществлении задуманного?

6. Зачем? Этот вопрос является самым важным. Ответ на него помогает школьникам осмыслить для чего, с какой целью решается проблема? Каковы будут результаты? Какие произойдут изменения? Какие могут быть последствия? Все эти вопросы в ходе изготовления постера должны находиться в поле зрения школьников. Их можно заранее написать на доске, приготовить плакат, отобразить на слайде.

В зависимости от темы урока вопросы могут быть изменены.

Изготовление постера.

Правила оформления постера, расположение материалов на бумаге должно быть одинаковым для всех. Время работы микрогруппы над изготовлением постера зависит от сложности поставленного вопроса (от 10- 20 мин). Содержание постера может изменяться в зависимости от предмета, изучаемой темы, цели и задач урока.

Творческий процесс в группе является главным технологическим средством достижения цели обучения: нахождения закономерностей, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентаций.

В помощь заранее разрабатываю и подготавливаю шаблон постера, на который по определенному алгоритму учащийся будет наносить правильно выбранный иллюстративный материал. В ходе подготовки плакатов оказываю микрогруппам помощь в определении проблемы, оформлении и размещении материала, создании в микрогруппе благоприятных для творчества и свободы мысли взаимоотношений. 3 этап – этап презентации постера.

Демонстрация и обсуждение изготовленных постеров.

Постеры оформляются в виде небольшой выставки. Существуют различные варианты презентации постеров:

1. Каждая микрогруппа презентует свой постер и отвечает на вопросы участников других микрогрупп.

2. Каждая группа по очереди рассказывает о тех чувствах, настроениях, мыслях, которые вызывает постер другой группы. Выступают все группы, кроме той, которая изготовила постер.

4 этап – этап рефлексии Представители микрогруппы, постер которой обсуждали, высказываются о том, что каждый из них чувствовал во время обсуждения своего плаката. Выступить должен каждый участник микрогруппы («разговор по кругу»). В высказываниях учащихся не должно быть оценочных суждений, сравнения выполненных работ, их противопоставления.

Примерные вопросы для обсуждения: – Какова основная мысль вашего постера?

– Какие новые мысли, чувства появились у вас в процессе работы над постером?

– Удовлетворяет ли вас окончательный вариант вашего постера? Какие идеи вы не смогли воплотить? Что вам помешало?

– Чтобы вы хотели изменить в ценностном наполнении постера? В его содержании? В художественном оформлении?

– Какие идеи, стилистические решения в постерах других групп вам показались наиболее интересными? Важным аспектом любого учебного занятия является отбор информации.

Максимально эффективно усваивается информация, которая:

- находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);

- подаётся в контексте происходящего в окружающем ребёнка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;

- затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);

- активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся);

- является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения.

Постер предполагает работу с разными источниками информации. Создание аналитического постера учит детей мыслить, рассуждать, анализировать представленную информацию. Учащимся предлагается шаблон постера, тексты, графики, таблицы, иллюстрации, карточки с датами и основными понятиями.

Согласно заданию учащимся предстоит, используя иллюстративный материал создать постер-карту. Выбрать и нанести на постер географические объекты, архитектурные памятниками, достопримечательности и текстовые источники. По завершению работы группа выбирает участника, который презентует постер.

В классе, где применялась данная технология вырос средний балл успеваемости, дети проявляли повышенный интерес к изучаемым темам. Класс которой же работал в «стандартном» режиме, сохранил средний балл успеваемости на прежнем уровне. Для эффективной коммуникации учащиеся активно использовали социальные сети.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение постерной технологии на уроках позволяет успешно развивать УУД учащихся, повысит их интерес к предмету. Так же используя данную технологию можно в значительной степени разнообразить педагогический процесс и во многом пересмотреть подходы к образовательной деятельности на уроке.

Данная технология позволяет интенсифицировать процесс группового решения проблем, включить в этот процесс всех участников малой группы, способствует обретению учащимися опыта работы в группе, формированию у них УУД и, в какой-то степени, созданию дружеской, доброжелательной обстановки в классе. В педагогическом процессе постерная технология может использоваться и как самостоятельная технология, способствующая включению обучающихся в решение учебных проблем, и как прием, позволяющий «разогреть» аудиторию для последующей совместной работы.

Спасибо за внимание!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеенко И. В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций. Многоуровневая система высшего профессионального образования: Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – С. 303–306. – Текст: непосредственный.

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / А.Г. Асмолов. - Москва «Просвещение» 2010 – Текст: непосредственный.

3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. Учебное пособие. / А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2011– Текст: непосредственный. 4. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ. / П.Я. Гальперин — Москва: Б. и., 1965. — 51 с. – Текст: непосредственный.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – Москва: Просвещение, 1996. – Текст: непосредственный.

6. Закон «Об Образовании в РФ» // http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-obobrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016 Текст: электронный.

7. Ирхин, В. Н. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 136 с. – Текст: непосредственный.

8. Малярчук, Н. Н. Здоровьесозидающая деятельность педагога в условиях современного социокультурного информационного общества: Человек и образование/ Н. Н. Малярчук. –2011. – Вып. 3. – с. 28-31– Текст: непосредственный.

9. Никитина Н. Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. / Никитина Н. Н., Балашова В. Г., Новичкова Н. М.– Ульяновск, 2006. – Текст: непосредственный.

10. Региональная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы» // http://docs.cntd.ru/document/469027825– Текст: электронный.

11. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Министерство образования РФ, АПК и ПРО. – Москва: АПК и ПРО, 2002. –122с. – Текст: непосредственный.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование/ Министерство образования и науки РФ – Москва: 2011. – Текст: непосредственный.

Приложение № 1

Технологическая карта урока географии в 7 классе с использованием постерной технологии


Тема урока: «Страны Западной Европы. Германия».

Класс: 7 (базовый уровень)

УМК: Учебник - Душина И.В., Смоктунович Т.Л. География. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2015г.

Атлас. Душина И.В., Летягин А.А. География. Материки, океаны, народы и страны. Изд-во «Вентана-Граф» 2019г.

Цель: изучение физико-географического и экономико-географического положения Германии

Задачи:

- сформировать у учащихся понятие об особенностях экономико-географического положения Германии, как факторе формирования и развития хозяйства страны;

- формировать у учащихся умение характеризовать государство по типовому плану на примере Германии;

- формировать у учащихся эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира через познание культуры и быта Европейского государства.

Средства обучения: карты атласа, физическая и политическая карта страны.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Рефлексия.











Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стратегии работы с информацией

I. Организацион-ный момент

2 минуты

Приветствие учащихся.


Учащиеся рассаживаются по своим местам. На столах лежат атласы, клеящие карандаши и портфолио. Внутри портфолио находится раздаточный материал, вырезанные из бумаги мини-символы страны, другой графический и текстовый материал.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Проверка домашнего задания. Тест (10 минут)

Сегодня мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы. С какой? Вы узнаете, решив тест.

Приложение 1

Учащиеся работают с тестом. Они должны определить название страны. Ответ Германия.








II.

Целеполагание и мотивация

3 минуты
















Мы продолжаем изучение стран Европы. Давайте вспомним, с какими странами мы познакомились.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, согласны, ребята?


Что вы знаете, помните о Германии? Какие цели будем преследовать на уроке?


Формулирование целей


Итак, в ходе урока мы познакомимся с основными этапами составления комплексной характеристики страны, сформируем знания об основных особенностях географического положения, хозяйства, истории и культуры Германии; продолжим совершенствовать умения работать с картами атласа, текстами и графиками.

Думаю, Вы творчески подойдете ко всем заданиям. На уроке Вы будите не только слушателями, но и выступающими, секретарями – ведь надо кратко записать характеристику географического положения страны, картографами – работа с географическими картами и контурной картой. Вам необходимо составить постер и поделиться им в социальной сети.



С Финляндией, Норвегией, Великобританией





Узнаем: - о специфических особенностях природы, населения и хозяйства Германии

научимся:

-выявлять особенности природы Германии.

сможем:

-называть и показывать на картах основные географические объекты стран

-составить и распространить в социальных сетях постер «Германия»




Ученики задают вопросы с целью получения информации







Задают вопросы с целью получения информации










III.

Изучение нового материала.







































IV. Закрепление изученного материала

(5 минут)


С чего мы начинаем собирать информацию о стране?


-Учитель предлагает составить комплексную характеристику

(Рабочий лист. Приложение 2)

-Видеоурок «Страны Западной Европы. Германия». (14 мин)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=4557803147361768739&text=видеоурок+германия+по+географии+7+класс


Физкультминутка (1мин)


- Составление постера «Германия»

(Коллективная работа ) (7 мин)




















Презентация постера

(3мин)


Онлайн-тест «Германия»

https://videouroki.net/tests/6378191/

Обсуждают план изучения страны.



Ученики работают индивидуально.

Заполняют «Рабочий лист».










Ученики работают коллективно.

Учащиеся проговаривают: На севере граничит с Данией, на западе граничит с Нидерландами и Бельгией, на юго-западе граничит с Францией, на юге граничит с Швейцарией и Австрией, на востоке граничит с Чехией и Польшей.

Имеет морскую границу со Швецией.

Подписывают на постере государства, пограничные с ФРГ

(9 стран первого порядка)

Есть выходы к морям Северному и Балтийскому. Наносят названия Северное море и Балтийское море на свою контурную карту.

Отмечают столицу и другие крупные города.

Записывают площадь страны.

Записывают численность населения страны.

Из текста учебника и дополнительный материалов выбирают информацию. Используя информацию электронных и литературных источников.

Оформляют постер.

По завершению работы учащиеся выбирает участника, который презентует постер.


УЧЕНИКИ ПОДВОДЯТ ИТОГ И ПРЕЗЕНТУЮТ ПОСТЕР.



Работают индивидуально

За компьютерами ученики проходят онлайн-тест.






Осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Смотрят видеоурок. Фиксируют информацию в рабочем листе.

Преобразуют информацию, полученную из карты, в текст

Осознанно читают текст с целью освоения и использования информации

Работают с информацией, представленной в разных форматах (текст, фото, диаграмма, схема)

Определяют последовательность выполнения действий,

план действий, составляют простейшую инструкцию из двух-трех шагов.

Работают с информацией, представленной в виде текста.

Преобразуют информацию из сплошного текста в постер.


V.Домашнее задание.

§ 14, вопросы 1,3,4, страница 102. Опубликовать постер на своих страничках в социальных сетях. С #ШКОЛА


Ученики записывают дневники домашнее задание §14, вопросы 1,3,4, страница 102

Фотографируют постер. #школа https://vk.com/photo626976968_457239115


VI. Подведение итогов. Рефлексия


Если вам понравился урок поднимите правую руку, если нет – левую. Не забудьте отметить смайликом ваше настроение во время урока.


Веселый – мне было интересно.

Задумчивый – у меня были затруднения
Грустный – было не интересно.

Оценка своей деятельности на уроке.

Самостоятельно определять и высказывать свое мнение в предложенных ситуациях.



Приложение 1.

Тест по теме: «Западная Европа. Нидерланды, Франция и Швейцария». 7кл

1.Что такое Монблан?

а) Самая крупная река Франции г)Высочайшая вершина Альп

д) Столица Польши в) Традиционное название Пиренейского полуострова

2 Законодателем мод считается город: в) Берлин б) Амстердам е)Париж г) Вена

3. Столица Швейцарии. а) Париж р)Берн в) Вена г) Брюссель

4. Самая большая по площади страна в зарубежной Европе:

      т) Великобритания  м)Франция  о) Нидерланды  я) Швейцария

5. Столицей Нидерландов является город: а)Амстердам б) Берлин в)Париж г)Вена

6. Банк этой страны – самый надёжный в мире банк.

н)Швейцария а) Франция п) Великобритания о) Голландия или Нидерланды

7. Бог создал землю, а эту страну её жители. 

и)Голландия или Нидерланды к) Франция п) Великобритания о) Швейцария

8.Какие две страны разделяет этот пролив?



р) Испанию и Францию я)Францию и Великобританию

и) Францию и Германию о) Францию и Италию


Ответ.

  1. Г

  1. Е

  1. Р

  1. М

  1. А

  1. Н

  1. И

8.Я

Приложение 2.


Рабочий лист. Тема урока: «Германия» 7класс План характеристика:

1. Столица Германии__________________________________________________________

2. Форма правления___________________________________________________________

3. Соседние государства_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Размеры территории страны_________________________________________________

5. Численность население Германии___________________________________________

6. Рельеф___________________________________________________________________

7. Полезные ископаемые_______________________________________________________

8. Водные ресурсы____________________________________________________________

9. Климат.___________________________________________________________________

10. Природная зона____________________________________________________________

11. Крупные города____________________________________________________________

12.Промышленность___________________________________________________________

13.Сельское хозяйство_________________________________________________________

14. Достопримечательности.____________________________________________________



















Постер к уроку «Страны Западной Европы. Германия».

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!