Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «Мастер-класс как интерактивная форма обучения и обмена опытом»»
Мастер-класс как форма повышения профессионального мастерства
Семинар - практикум «Мастер-класс как интерактивная форма обучения и обмена опытом»
Баранова Оксана Михайловна,
учитель технологи
первой квалификационной категории
«Скажи мне и я забуду.
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская народная мудрость
Мастер - класс- это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции
- Мастер – класс :
- « м aster » - лучший в какой-то области + « class » - занятие, урок - оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малых групп .
- Мастер - класс как технология трансляции педагогического опыта .
- М астер – класс состоит из заданий, которые направлены на решение поставленной педагогической проблемы .
- Мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
- Мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
- В мастер-классах объединяются педагоги, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
- В мастер-классах объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера.
Цели :
- Ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер-класс;
- Создание условий профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
- Распространение передового педагогического опыта;
- Внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Задачи:
- Обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;
- Передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
- Совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
- Сюжетно-ролевая игра в форме групповой работы;
- Привитие интереса к изучению своего предмета;
- Уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности педагога-мастера и его «учеников»;
- Самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии педагога-мастера;
- Совместное моделирование внеклассного мероприятия;
- Использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
- Организация проектной, исследовательской, творческой деятельности «учащихся»;
- Вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе преподавателя;
- Отбор и конструирование содержания урока;
- Организационно-методическое обеспечение обучающей деятельности педагога и др.
Варианты проведения мастер-класса :
1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.;
2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог;
3) Показ отдельных методов работы;
4) Показ инновационных моментов деятельности.
Формы организации мастер-класса :
Лекция;
Практическое занятие;
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
- Результатом «мастер-класса» является «модель» урока (занятия), которую разработал «педагог-ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
- Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня педагогического мастерства.
- обзор актуальных проблем и технологий ;
- различные аспекты и приёмы использования технологий ;
- авторские методы применения технологий на практике и др.
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
-Обоснование основной идеи педагогической технологии, применяемой педагогом;
-Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки);
-Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
-Актуализация опыта в условиях предмета.
2 . Представление урока (занятия), системы уроков (занятий):
-Рассказ педагога о проекте занятия, которое можно разработать;
-Определение основных приёмов и методов работы, которые будут демонстрироваться;
-Краткая характеристика результативности используемой технологии.
Вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. имитационная игра - урок (занятие) со слушателями с демонстрацией приёмов эффективной работы с обучающимися.
4. Моделирование – непосредственно самостоятельная работа слушателей по разработке собственной методики или модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
Организуется обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями.
5. Рефлексия
Управляемая дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. Формулирование выводов, рекомендаций, советов, позволяющих успешно использовать продемонстрированный приём.
- Вступительная часть (руководитель мастер-класса даёт необходимые целевые установки. Раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей);
- Основная демонстрационная часть;
- Комментирующая часть (руководитель мастер-класса поясняет те элементы своей работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер;
- Обсуждение занятия самими участниками мастер-класса;
- Подведение итогов руководителем мастер-класса.
- Презентативность - выраженность инновационной идеи, популярность идеи в педагогике;
- Эксклюзивность - ярко выраженная индивидуальность, полнота и оригинальность инновационных идей;
- Прогрессивность ;
- Актуальность и научность содержания – наличие новых идей, выходящих за рамки стандарта, соответствующих тенденциям современного образования;
- Мотивированность - включение каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии;
- Оптимальность – достаточность используемых средств, их сочетание, связь с целью и результатом;
- Эффективность - результативность, полученная для каждого участника;
- Технологичность - чёткий алгоритм занятия;
- Артистичность - возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию;
- Общая культура – эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения.
Действуйте!
Сегодняшний день возврату и обмену не подлежит…