СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста"»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ  «Развитие речи дошкольного возраст а »  Подготовила:учитель-логопед первой квалифицированной категории Пахунова М.В

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольного возраст а »

Подготовила:учитель-логопед первой квалифицированной категории Пахунова М.В

Цель:    повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей

Цель:

повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей

Задачи:     совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста; Познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе

Задачи:

  •   совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
  • Познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе
 Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,     можно либо  приумножить, либо незаметно растерять.

Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,  

можно либо

приумножить, либо незаметно растерять.

«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»  (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»

(Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)

 Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья  детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья  детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.

 Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.    Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.  

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Основные направления работы по формированию речевой компетентности:   Развитие связной речи; Обогащение и развитие словаря; Формирование правильного произношения; Развитие грамматически правильной речи; Обучение грамоте; Ознакомление с художественной литературой.

Основные направления работы по формированию речевой компетентности:

  • Развитие связной речи;
  • Обогащение и развитие словаря;
  • Формирование правильного произношения;
  • Развитие грамматически правильной речи;
  • Обучение грамоте;
  • Ознакомление с художественной литературой.
 Основной принцип организации работы по развитию речи –  это принцип комплексности .  Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно). 

Основной принцип организации работы по развитию речи –  это принцип комплексности .

Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно). 

Задачи обучения детей речи   Младший дошкольный возраст:  Звуковая культура речи – приоритет; Словарь; Грамматический строй; Связная речь.

Задачи обучения детей речи

Младший дошкольный возраст:

  • Звуковая культура речи – приоритет;
  • Словарь;
  • Грамматический строй;
  • Связная речь.
Средний дошкольный возраст:   Словарь -приоритет; Грамматический строй; Связная речь; Звуковая культура речи.

Средний дошкольный возраст:

  • Словарь -приоритет;
  • Грамматический строй;
  • Связная речь;
  • Звуковая культура речи.
Старший дошкольный возраст:   Связная речь – приоритет; Грамматический строй; Словарь; Звуковая культура.

Старший дошкольный возраст:

  • Связная речь – приоритет;
  • Грамматический строй;
  • Словарь;
  • Звуковая культура.
Задачи обучения детей связной речи    Младший возраст 1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки. 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке

Задачи обучения детей связной речи

Младший возраст

  • 1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки.
  • 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
  • 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке
Средняя группа   1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

Средняя группа

  • 1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок
  • 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.
Старшая группа   1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования. 2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения. 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

Старшая группа

  • 1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.
  • 2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.
  • 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.
Подготовительная к школе группа   1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) 6 и более развёрнутых предложений 2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности

Подготовительная к школе группа

  • 1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) 6 и более развёрнутых предложений
  • 2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ - занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);  - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);  - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);  - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);  - занятия по ознакомлению с художественной литературой.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);

- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);

- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);

- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);

- занятия по ознакомлению с художественной литературой.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ  И ИНДИВИДУАЛЬ- НЫХ ФОРМ РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЬ- НЫЙ ХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬ- НАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ СООТВЕТСТВИЕ УЧЕТ МАТЕРИАЛА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ ЗАНЯТИЯ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  ЗАНЯТИЯ СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ОПТИМАЛЬНОЕ

СОЧЕТАНИЕ

КОЛЛЕКТИВНЫХ

И ИНДИВИДУАЛЬ-

НЫХ ФОРМ

РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЬ-

НЫЙ ХАРАКТЕР

ЗАНЯТИЯ

ТЩАТЕЛЬНАЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬ-

НАЯ ПОДГОТОВКА

К ЗАНЯТИЮ

ЧЕТКАЯ

СТРУКТУРА

ЗАНЯТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

ХАРАКТЕР

ЗАНЯТИЯ

СООТВЕТСТВИЕ

УЧЕТ

МАТЕРИАЛА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЯ

ВОЗРАСТНЫМ

ВОЗМОЖНОСТЯМ

УМСТВЕННОГО

И РЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНАЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ

ЗАНЯТИЯ

СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ

РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НАГЛЯДНЫЕ: НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ (метод наблюдения и его  разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов) 2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ  (с использованием изобразительной наглядности:  рассматривание  игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и  картинам)  СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных  произведений,  заучивание  наизусть, пересказ,  обобщающая  беседа,  рассказывание без опоры  на наглядный  материал ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры- драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

НАГЛЯДНЫЕ:

  • НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ

(метод наблюдения

и его

разновидности:

экскурсии, осмотры

помещения,

рассматривание

натуральных

предметов)

2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ

(с использованием

изобразительной

наглядности:

рассматривание

игрушек, картин,

фотографий, описание

картин и игрушек,

рассказывание

по игрушкам и

картинам)

СЛОВЕСНЫЕ:

чтение и

рассказывание

художественных

произведений,

заучивание

наизусть,

пересказ,

обобщающая

беседа,

рассказывание

без опоры

на наглядный

материал

ПРАКТИЧЕСКИЕ:

дидактические

игры,

игры-

драматизации,

инсценировки,

пластические

этюды,

дидактические

упражнения,

хороводные

игры

Развитие артикуляции и мелкой моторики руки.    Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

Развитие артикуляции и мелкой моторики руки.

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.

Дидактическая игра: «Скороговорки». 

Дидактическая игра: «Скороговорки». 

 « Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят» « Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

« Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

« Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

Дидактическая игра: «Расшифруй пословицы». 

Дидактическая игра: «Расшифруй пословицы». 

 Молчаливый рот-золотой рот  Тот не заблудится, кто спрашивает  Ошпаренный петух от дождя убегает

Молчаливый рот-золотой рот

Тот не заблудится, кто спрашивает

Ошпаренный петух от дождя убегает


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!