Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольного возраст а »
Подготовила:учитель-логопед первой квалифицированной категории Пахунова М.В
Цель:
повысить уровень педагогической компетентности педагогов, используя разные формы работы по развитию речи и культуре речевого общения детей
Задачи:
- совершенствовать теоретическую подготовку педагогов в области речевого развития детей дошкольного возраста;
- Познакомить с практическими подходами развития речи детей в образовательном процессе
Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство,
можно либо
приумножить, либо незаметно растерять.
«Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка»
(Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев)
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И.С.Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга- центрального органа речевой функции. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи - это задача, которую педагоги и родители могут и должны решать совместными усилиями.
Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Основные направления работы по формированию речевой компетентности:
- Развитие связной речи;
- Обогащение и развитие словаря;
- Формирование правильного произношения;
- Развитие грамматически правильной речи;
- Обучение грамоте;
- Ознакомление с художественной литературой.
Основной принцип организации работы по развитию речи – это принцип комплексности .
Он заключается в том, что на каждом речевом занятии или на занятии с приоритетом речевых задач должна быть организована работа по нескольким направлениям (одновременно).
Задачи обучения детей речи
Младший дошкольный возраст:
- Звуковая культура речи – приоритет;
- Словарь;
- Грамматический строй;
- Связная речь.
Средний дошкольный возраст:
- Словарь -приоритет;
- Грамматический строй;
- Связная речь;
- Звуковая культура речи.
Старший дошкольный возраст:
- Связная речь – приоритет;
- Грамматический строй;
- Словарь;
- Звуковая культура.
Задачи обучения детей связной речи
Младший возраст
- 1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки.
- 2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
- 3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке
Средняя группа
- 1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок
- 2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.
Старшая группа
- 1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.
- 2 – Учить составлять повествовательные рассказы из 5-6 предложений, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.
- 3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.
Подготовительная к школе группа
- 1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) 6 и более развёрнутых предложений
- 2 – самостоятельно оценивать и анализировать рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов);
- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа);
- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание);
- занятия по ознакомлению с художественной литературой.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ОПТИМАЛЬНОЕ
СОЧЕТАНИЕ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
И ИНДИВИДУАЛЬ-
НЫХ ФОРМ
РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЬ-
НЫЙ ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
ТЩАТЕЛЬНАЯ
ПРЕДВАРИТЕЛЬ-
НАЯ ПОДГОТОВКА
К ЗАНЯТИЮ
ЧЕТКАЯ
СТРУКТУРА
ЗАНЯТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
ЗАНЯТИЯ
СООТВЕТСТВИЕ
УЧЕТ
МАТЕРИАЛА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАНЯТИЯ
ЗАНЯТИЯ
ВОЗРАСТНЫМ
ВОЗМОЖНОСТЯМ
УМСТВЕННОГО
И РЕЧЕВОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
ПРАВИЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ЗАНЯТИЯ
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ
РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
НАГЛЯДНЫЕ:
(метод наблюдения
и его
разновидности:
экскурсии, осмотры
помещения,
рассматривание
натуральных
предметов)
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ
(с использованием
изобразительной
наглядности:
рассматривание
игрушек, картин,
фотографий, описание
картин и игрушек,
рассказывание
по игрушкам и
картинам)
СЛОВЕСНЫЕ:
чтение и
рассказывание
художественных
произведений,
заучивание
наизусть,
пересказ,
обобщающая
беседа,
рассказывание
без опоры
на наглядный
материал
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
дидактические
игры,
игры-
драматизации,
инсценировки,
пластические
этюды,
дидактические
упражнения,
хороводные
игры
Развитие артикуляции и мелкой моторики руки.
Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Гимнастику выполняют ежедневно в течение 7-10 минут, перед зеркалом (под зрительным контролем), постепенно темп упражнений увеличивается.
Дидактическая игра: «Скороговорки».
« Перепел-перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
« Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Дидактическая игра: «Расшифруй пословицы».
Молчаливый рот-золотой рот
Тот не заблудится, кто спрашивает
Ошпаренный петух от дождя убегает