Семинар- практикум
«Некоторые особенности работы с одаренными детьми»
Цель работы: создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей и формирование эффективной социально-образовательной среды для их обучения, воспитания, развития.
Нашу встречу я хочу начать словами: “Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменялись – у каждого из нас осталось по яблоку. Если у тебя есть интересная идея и у меня есть идея и мы обменялись – у каждого из нас будет уже по две идеи. Представьте себе ситуацию, когда каждый поделится своим опытом, какими при этом мы станем богатыми”.
Цель нашей встречи: обмен педагогическим опытом по работе с одаренными детьми.
Цитата семинара «Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие
изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы
заплатим за отсутствие творческости».
Карл Роджерс
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной.
Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Ранее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
1. Я предлагаю каждому назвать одну ассоциацию
«Одарённость — это...»
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
- Выделяют разные виды одаренности.
Одарённость в практической деятельности: спортивная.
Одарённость в познавательной деятельности: интеллектуальная
Одарённость в художественно-эстетической деятельности; хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная.
Одарённость в коммуникативной деятельности: лидерская, аттрактивная (установка на другого человека в совместной деятельности).
Одарённость в духовно-ценностной деятельности: одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, одаренность в служении людям.
Мы сегодня более подробно поговорим об одаренности в познавательной деятельности.
2. Упражнение «Пирамида одаренности»
Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они необходимы.
Перечень:
1. творческое мышление,
2. воля,
3. настойчивость,
4. целеустремленность,
5. инициативность,
6. дисциплинированность,
7. самообладание,
8. умение сотрудничать,
9. мотивация к достижению цели,
10. самостоятельность,
11. уверенность в себе,
12. приятные внешние данные,
13. голос,
14. хорошо развитая моторика рук,
15. хорошо развитая координация движений,
16. пластичность,
17. внимание,
18. память,
19. логическое мышление,
20. ответственность,
21. умение доводить дело до конца,
22. интеллектуальная зрелость (гибкость мышления, динамичность, широта ума, образность).
Сделаем вывод
Как же распознать одаренного ребёнка?
Одарённый ребёнок характеризуется следующими проявлениями:
мыслит оригинально и творчески;
у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;
имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.);
часто он не похож на других детей своей неординарностью, предпочтением общества взрослых;
неуемная заинтересованность, разносторонность интересов;
способен видеть проблему там, где другие ничего особенного не замечают;
высокая способность к прогнозированию, умение представить возможные последствия действий.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
- По каким же принципам строится обучение интеллектуально одаренных учащихся?
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип учёта возрастных особенностей.
- В любой общеобразовательной школе используют разные формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей:
индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения;
активные формы обучения
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
участие в школьных и районных олимпиадах;
проектная деятельность обучающихся;
научно-исследовательская деятельность обучающихся;
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
создание детских портфолио.
- Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Мне хочется предоставить слово учителям –предметникам школы № 2 и педагогам дополнительного образования, чтобы они рассказали и показали современные подходы в работе с одаренными детьми
Рефлексия по методике «Парковка идей»
Что у меня сейчас получается хорошо? ____________________________ | Какие у меня остались вопросы? _________________________________ |
Что я бы хотел(а) изменить? ____________________________ | Что нового я сегодня узнал(а)? _________________________________ |
Творческих, совместных успехов с детьми вам, дорогие педагоги!!!
Надеемся на сотрудничество!!!
Проект решения:
1.Проводить психолого- педагогический мониторинг учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса .
2.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
3.Создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
4.Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.