СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум « Профориентация от А до Я »

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический практикум « Профориентация от А до Я », повышение компетентности педагогов в вопросе профориентации

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум « Профориентация от А до Я »»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная школа №13 г. Снежное

Донецкой Народной Республики



Николюк Алла Виссарионовна

практический психолог


Семинар-практикум

« Профориентация от А до Я »











2020

Психологический практикум

« Профориентация от А до Я »


Цель: повышение компетентности педагогов в вопросе профориентации


Задачи:

  1. - организация профпросвещения педагогов;

  2. - помощь в формировании осознанных представлений мира труда и профессий;

  3. - знакомство с профориентационными интернет ресурсами.

Актуальность. Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути. Данная тема является весьма актуальной, так как выступает неотъемлемым этапом в жизни подростка. К сожалению, очень часто, подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечении.

Так как профориентационная деятельность выступает комплексной системой самоопределения личности, включающей в себя - методологическую базу (система принципов, подходов и способов организации деятельности), информационную поддержку, является актуальным познакомить обучающихся с различными интернет ресурсами. Данные ресурсы представлены на слайдах презентации. Изучение информации представленной в интернет ресурсах, поможет обучающимся, получать сведения в таких сферах как:

- мир современных профессий;

- особенности поступления и виды учебных заведений;

- рекомендации - как выбирать профессию.

Категория участников: педагоги, психологи, социальные педагоги.

Время проведения: 1,5-2 часа.

Количество участников: 20-25 человек.

Оборудование: стикеры, бланки анкет, карточки с заданиями, ручки на каждого участника, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, ластик, листы формата А1, А3 для проективного рисования и полоски бумаги для написания названий профессий.




Визуальный ряд: презентация

Аудиальный ряд: аудиозапись (фоновая музыка) для упражнения «Выбор»,игра «Забавные профессии», «Детективы»


Ход мероприятия


I.Вступительное слово.

Добрый день, коллеги. Мы собрались, чтобы поговорить о профориентации и профессиональном самоопределении обучающихся. Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов, развития быстро меняющихся общественных отношений.

Упражнение «Ожидание»

Пожалуйста, прежде чем мы начнем работать, напишите на листочках в двух-трех словах то, что вы ожидаете получить от нашей встречи и прикрепите на общий лист. В конце семинара мы посмотрим, насколько ваши ожидания оправдались. (Листочки для рефлексии)


II.В ходе семинара предлагаю придерживаться следующих правил:

1. Мобильные телефоны! (мобильные телефоны отключаем или переводим в режим вибро).

2. Говорит один — уважение к говорящему.

3. Погоны сняты (на практикуме нет должностей, а также нет опыта – все равны и каждый имеет право на равное внимание тренера и участников).

4. Регламент — ценить время (обращаем внимание участников на соблюдение регламента: как в целом тренинга, так и времени, выделенного для каждого упражнения).

5. Конфиденциальность (вся информация, высказанная на тренинге в конфиденциальном формате, должна остаться в аудитории).

6. «Освободи чашку» (правило основано на древней притче. «В одном селении жил старый мудрец. Однажды он услышал, что недалеко появился молодой ученый, который настолько мудр, что дает совет любому обратившемуся к нему. Вот старик-мудрец и отправился к этому ученому и попросил его поделиться своей мудростью. Молодой ученый предложим старику выпить с ним чай. Он поставил на стол чашку и начал наливать в нее воду. В итоге вода постепенно заполнила чашку и начала выливаться за края. После она залила стол и начала литься на пол, старик закричал: «Что ты делаешь?» Тогда молодой ученый ответил: «Посмотри, я не могу налить в чашку больше, чем в ней уже есть. Аналогично, я не могу научить мудрости тебя, ты и так уже мудр, чаша твоих знаний заполнена».

Согласно этому правилу, для того, чтобы узнать что-то новое, участникам предлагается на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта и попробовать увидеть все новыми глазами).

7. «Правило послушника» (каждый участник берет на себя обязательство выполнять ровно то, что просит тренер).

8. Трап (правило основано на ассоциации с корабельным трапом: когда трап поднимается и начинается тренинг, никто из участников не покидает комнату один, он ожидает, когда наступит перерыв, опустится трап, и выйдет вся группа).

9. «Правило осени» (следуя пословице «Цыплят по осени считают», выводы о результативности тренинга, подводить только в конце).

10. «Здесь и сейчас» (предложите участникам оставить все не относящиеся к тренингу вопросы за пределами аудитории).

11. Не критиковать (напомните аудитории правило психологов направления НЛП: «нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинге учатся, и поэтому задача остальных членов группы – дать им максимальное число рекомендаций).

12. Я — высказывания (участники добровольно отказываются от суждений общего типа, например: «Обычно считается…» или «Все говорят…» и переходит на выражение именно своей точки зрения: «Я считаю, что…», «Я, в такой ситуации, …»).

(Использованы материалы https://ikra-ts.ru/lib/12-training-rules).



ОСНОВНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слайд 1

Добрый день, уважаемые педагоги ! В данной презентации подготовлена для Вас информация, которая поможет подросткам в своем профессиональном самоопределении. «Профориентация от А до Я». Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Сенека Практический психолог Николюк А. В .

Слайд 2

Сегодня мы с Вами рассмотрим основные понятия профориентационной работы. Подросткам очень важно осознавать смысл выполняемой ими деятельности и наличие возможности получения итогового результата. Когда мы говорим о профориентации, мы должны понимать , что итогом профориентационной работы является готовность обучающихся к осознанному и ответственному выбор у своей профессиональной деятельности. Для формирования психологической готовности к выбору профессии необходимы знания , которыми мы с удовольствием сегодня с Вами поделимся.

Слайд 3

Словарь основных понятий профориентации: Профессия – род трудовой деятельности человека , владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии. Востребованность профессии – показатель, определяющий спрос специалистов в данной профессии. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; Профессиональные склонности - избирательная направленность индивида на определенную профессиональную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Слайд 4

Подготовленная для Вас информацию, как помочь обучающимся более подробно рассмотреть представленные ранее понятия. Все профессии нужны, все профессии важны! С различным многообразием мира профессий, специальностей, востребованных профессий, ребята могут познакомиться, используя интернет ресурсы: https://smartia.me/professions/ (просматривая данный сайт, проходите по вкладкам и узнавайте о профессиональных умениях и различных видах профессий)

Слайд 5

Знакомство с интернет ресурсами. https://profilum.ru/professions ( здесь Вы можете познакомиться с каталогом профессий, узнать какие профессиональные навыки необходимы в освоении этой профессии и увидеть примерный средний доход в данной сфере деятельности) http://www.profvibor.ru/catalog/index.php?sort=name&order=desc&SECTION_ID=132 (Здесь можно найти статьи на тему профориентации и описание всех профессий представленных на данном ресурсе)



Слайд 6

Атлас профессий будущего (нажмите для просмотра ) Данный сайт поможет ответить на вопросы: Чего нам ждать в будущем? «Атлас» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики? Какие новые специалисты потребуются работодателям? Какие тенденции изменения рынка труда нас ожидают?

Слайд 7

Профориентация включает в себя тесты , консультации, самостоятельное изучение информации. Мы предлагаем познакомиться с некоторыми профориентационными тестами и сайтами где подростки могут пройти тестирование. Список рекомендуемых сайтов : https ://proforientator.ru / ( Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии») https://testometrika.com / ( Бесплатные психологические тесты онлайн) https://postupi.online/ (Сайт для абитуриентов и поступающих в вузы ).

Слайд 8

Прохождение лишь одного теста, не даст ответ на вопрос кем быть, но прохождение комплекса тестов поможет с выбором. Карта интересов (работа должна быть интересной, данный тест поможет определить круг Ваших интересов ). Профессиональный тип личности (этот тест поможет определить профессии, которые Вам подходят). Коммуникативные о организаторские способности (в некоторых профессиях коммуникативные навыки играют очень большую роль, узнайте каким уровнем коммуникативных навыков Вы обладаете ). Определение типа мышления (зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах профессиональной деятельности ).

Слайд 9

Уважаемые педагоги, обращаю Ваше внимание, Вы можете направлять подростков за обращением оказания профориентационной поддержки в следующие организации. Бюджетная организация , в которые Вы можете обратиться за профориентационной поддержкой (записаться на консультацию можно по телефонам , указанным в скобочках) : Снежнянский городской центр занятости

Слайд 10

В мире существует огромное множество профессий. Осуществляя свой выбор профессии, подростки могут столкнуться с типичными ошибками. Важно рассказать подросткам о существовании данных ошибок. Более подробно обсудить каждую из них. Например, можно дать индивидуальное задание - описать подробно причину возникновения данной ошибки. На следующем слайде предлагаем ознакомиться с перечнем наиболее распространенных ошибок.

Слайд 11

Неправильная оценка своих способностей и возможностей . Фундаментальная ошибка выбора профессии, когда по тем или иным причинам, человек отказывается разобраться в себе, выделить свои сильные и слабые стороны; Игнорирование собственных интересов. Очень часто при выборе профессии люди сознательно отметают значимость своих интересов и способностей, выдвигая на первый план исключительно уровень заработной платы или эфемерную престижность профессии; Недооценка своих физических особенностей и возможностей. В некоторых профессиях необходимо максимально здраво оценивать свои физические возможности и особенности. Военная служба, спецназ, МЧС, служба в правоохранительных органах требуют отличной физической подготовки. Выбор профессии вопреки кому – либо, чему – либо. Помни, что при выборе профессии ты не должен никому ничего доказывать, правильный выбор определит качество твоей жизни. Следуй за собой!

Слайд 12

Ориентация на престижность профессии. Очень часто молодые люди при выборе будущего карьерного пути ориентируются исключительно на престиж той или иной профессии. В результате на рынке труда оказывается огромное количество свежевыпущенных специалистов, которые ходят на работу как на каторгу. Выбор под давлением окружающих. Необходимо уметь отстаивать свою точку зрения защищая свои интересы. Сложно учиться против своей воли, а работать ещё сложнее; Идти по стопам своего кумира. Помните, что интерес к человеку и интерес к профессии соответствующей ему, может привести к разочарованию в процессе обучения; Пойти учится «за компанию». Важно понимать, что дружба и профессия это разные вещи. Следуя за своим выбором, Вы обязательно встретите новых друзей, а другие никуда не денутся;

Слайд 13

Последнюю ошибку мы разберем в виде наглядного упражнения. Вам предлагается выписать любую профессию. Например из «Атласа профессий» и выписать все «+» и «-» этой профессии. Выполнив данное упражнение, Вы поймете, что не бывает идеальных профессий, в каждой есть свои Таким образом, мы разобрали с Вами последнюю ошибку. Учет только видимой стороны профессии (когда мы видим только одни плюсы или минусы).

Слайд 14

Вы проделали огромную работу! Благодарю Вас, за проделанный труд! Мы предлагаем ознакомиться с представленной таблицей. С помощью заполнения таблицы, В ы сможете наглядно проанализировать результаты Вашей профориентационной работы. На следующем слайде мы подготовили для Вас наглядный пример заполненной таблицы. Выпишите профессию которая заинтересовала Вас в процессе изучения информации Выпишите и проанализируйте были ли допущены ошибки при выборе Выпишите результаты пройденных тестов Сделайте выводы. Напиши пожалуйста свои выводы после изучения интернет ресурсов и работы со слайдами

Слайд 15

Как пример, для рассмотрения, используем профессию педагог. Смысловой анализ таблицы представлен на следующем слайде. Выпишите профессию которая заинтересовала Вас в процессе изучения информации Выпишите и проанализируйте были ли допущены ошибки при выборе Выпишите результаты пройденных тестов Сделайте выводы. Напиши пожалуйста свои выводы поле изучения интернет ресурсов и работы со слайдами Педагог После выбора данной профессии, был осуществлен анализ ошибок при её выборе. Допущена одна ошибка Педагогика, журналистика, медицина, сфера услуг. Хорошие коммуникативные навыки. Социальный тип личности. Близкие типы: артистический и предпринимательский После изучения Атласа профессий, появилось понимание, о важности быть гибким в активно меняющемся мире. Понравилось читать о развитии различных отраслей и т.д.

Слайд 16

Выводы после проделанной работы: Уважаемые педагоги, в таблице был рассмотрен пример профессии - педагог. Педагог – профессия, связанная с работой с людьми и должна подразумевать наличие у человека склонности к социальной деятельности , высокого уровня коммуникативных навыков . По результатам тестирования, можно говорить о совпадении этих показателей . Была допущена одна ошибка при выборе профессии, но важно понимать, выявление ошибок поможет в анализе и в дальнейшем принять решение, хочу ли я действительно стать специалистом в данной области или нахожусь под давлением социальных стереотипов. Таким образом, можно говорить, что заполнение таблицы, помогает видеть и оценить индивидуальные особенности личности.

Слайд 17

Уважаемые педагоги! Благодарю Вас за проявленный интерес к профориентационной деятельности. Прохождение данных заданий и анализ результатов поможет обучающимся на пути своего самоопределения . Знакомство с атласом профессий поможет формированию представления о будущей картине профессионального мира. Знакомство с интернет ресурсами важная часть профессионального самообразования. Изучение данных ресурсов может осуществляться подростками дома в кругу семьи.


III. Упражнение Профориентационная игра «Забавные профессии»

Предназначение.

Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают новые, забавные профессии.

Эта игра направлена на то, чтобы приучить школьников анализировать профессии, вдумываться в характер профессиональной деятельности, а не судить о профессии лишь поверхностно.

Игра ориентирована на учащихся средних классов.

Сам ведущий должен более-менее хорошо разбираться в мире профессий – чтобы в нужном месте проконсультировать участников о характере деятельности тех или иных профессионалов. Желательно, чтобы ведущий был специалистом в области профориентации.

Содержание

Каждый участник самостоятельно придумывает какую-то новую профессию. Для этого он берет две уже существующие профессии (например, "врач" и "водитель") и объединяет их в одну новую (например, "врач-водитель" или "водитель-врач").

Автор идеи представляет выдуманную профессию другим участникам, вкратце описывает характер работы "новых специалистов". Например, "врач-водитель" это может быть что-то вроде таксиста, который параллельно оказывает медицинскую помощь. Или "фотограф-строитель": он строит дома по фотографиям или строит и одновременно фотографирует.

Каждую такую вымышленную забавную профессию следует довольно хорошо проанализировать, делая упор на то, какие именно операции будет совершать "новый профессионал".

В конце проводится обсуждение:

– чья профессия вам показалась наиболее забавной?

– какая профессия может быть наиболее востребованной? наименее?

– почему таких профессий до сих пор нет?

IV.Упражнение «Детективы»

Правила проведения: Каждому участнику профориентационного занятия необходимо нарисовать шесть предметов, которыми пользуется представитель какой-либо профессии (каждый участник вытаскивает профессию), а затем всей группе предлагается угадать, что это за профессия.


Задание 3. “Крокодил”.

Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т.е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.



  1. Рефлексия.(5-7мин)

Пожалуйста, посмотрите, насколько ваши ожидания оправдались. (Листочки для рефлексии)

Я сегодня…

V Притча о банке с камнями ( 2,59мин)

https://www.youtube.com/watch?v=T6H8LOvmeYI

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Устаревающие интеллектуальные профессии

на горизонте 2013–2030 годов

  • бухгалтер

  • сметчик

  • менеджер по кредитам

  • статистик

  • стенографист/ расшифровщик

  • копирайтер

  • штурман

провизор



  • библиотекарь

  • документовед/ архивариус

  • турагент

  • испытатель

  • дублер/каскадер

  • системный администратор

диспетчер

  • корректор

  • бильд-редактор

  • монтировщик декораций

  • юрисконсульт

  • нотариус

  • банковский операционист

  • маклер/

риэлтор

  • экскурсовод

  • аналитик

  • журналист

  • спортивный аналитик

  • референт

  • переводчик

  • оператор государствен

ных услуг

  • логист

  • диагност


Устаревающие рабочие профессии на горизонте 2013-2030 годов

билетер

  • лифтер

  • парковщик

  • оператор call-центра

  • почтальон

  • высокопрофессиональный с/х работник

  • курьер

  • смотритель зала в музее

  • тренер

  • варщик

  • бурильщик

  • официант


  • машинист товарного состава

  • инспектор дпс

  • охранник

  • горняк

  • шахтер

  • фасовщик

  • вахтер

  • прораб

  • работник транспортного терминала

  • швея

  • носильщик

  • бетонщик

  • работник химчистки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!