МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»
Семинар-практикум
«Психологическая комфортность в условиях образовательной среде»
Выполнил
Педагог психолог
Ибрагимов Г.А.
«Создание психологического комфорта в образовательной среде»
Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.
Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей школы как приоритетное направление. - это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития.
Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:
С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.
С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.
В школе существует подготовка будущих первоклассников. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.
Психологические аспекты комфортного пребывания в школе:
Комфортное пребывание детей в школе предполагает психологический комфорт.
Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования.
Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать.
Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников.
Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ.
Психолог, соц.педагог и логопед взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.
На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:
Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе.
Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.
Организация комфортных условий для адаптации дошкольников к обучению в школе».
В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится логопеду и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.
Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского университета, родительские собрания.
Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:
* тесное сотрудничество педагогов с психологом, логопедом школы и психологами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-логопедического здоровья школьников;
* предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик», «родитель-учитель»; реализацию программ направленных на установление доброжелательных отношений;
* решение проблем, связанных с высоким уровнем тревожности у учащихся;
* решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся с проблемами речи, интеллектуального развития; помощь в преодолении психологического барьера.
* организация психологических консультаций для учащихся, педагогов и родителей;
* становление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.
Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.
Задачи:
Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.
Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.
Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.
Активное приобщение родителей к воспитанию детей.
Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.
Формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной и письменной речи.
Участники программы:
Педагоги
Обучающиеся
Родители
Фельдшер школы
Направления работы:
Социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика
Коррекция
Профилактика
Индивидуальное и групповое консультирование
Просвещение
Формы работы:
Семинар
Родительские собрания
Психолого-педагогические консилиумы
Диагностика
Педагогические советы
Коррекционные и развивающие занятия
Индивидуальные и групповые консультации
Методы работы:
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Опрос
Беседа
Мини-лекция
Рефлексия
Деловая игра
Экспресс-диагностика
Самодиагностика
Тренинговые приемы
Игровые приемы и упражнения
Психолого-педагогические упражнения
Логопедические занятия
Уроки психологии
Создание психологического комфорта в образовательной среде
Направление | Действия | Сроки | Исполнители |
1.Медицинская, социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика | - диагностика состояния здоровья учащихся; - диагностика среды жизнедеятельности учащихся, включая образовательную, психологическую и семейную; - выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления; -выявление детей «групп риска» по школьной и социальной дезадаптации; - логопедическое обследование -диагностика готовности к обучению в 1 классе -диагностика адаптации в 5 классе: -социометрия, -тревожность, -учебная мотивация, -рейтинг предметов -диагностика адаптации в 1 классе: -эмоциональное состояние, -самооценка, -мотивация, -тревожность, -отношение к школе -диагностика уровня тревожности 7-11 классы -диагностика интеллектуального развития 4 классы -диагностика по профориентации (8-11классы) -диагностика комфортного пребывания в школе -диагностика суицида -диагностика одаренности | Сентябрь- октябрь; март-апрель Сентябрь; март Сентябрь; Апрель-май Октябрь Ноябрь Ноябрь –декабрь Декабрь-январь Январь-февраль Март Апрель Апрель-май | администрация школы, фельдшер школы соц.педагог классные руководители педагог- психолог, соц.педагог педагог- психолог, соц.педагог учитель-логопед педагог- психолог, учитель-логопед педагог- психолог педагог- психолог педагог- психолог педагог- психолог педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог педагог-психолог |
2.Коррекционная работа | - коррекционные и развивающие занятия; - внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции; - внедрение новых индивидуально-коррекционных методов; | В течение учебного года | педагог- психолог, учитель-логопед |
3. Профилактика | - подготовка и проведение классных часов, мероприятий; - беседы, круглые столы; - организация и работа Совета профилактики, - организация работы родительского патруля, посещение семей «группы риска» | В течение учебного года | педагог- психолог, соц.педагог |
4.Просвещение | - подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и педагогов школы; - подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета» - выступление на педагогических советах | В течение учебного года По общешкольному плану | педагог- психолог, учитель-логопед, соц.педагог |
5.Консультации | Индивидуальные и групповые. | В течение учебного года | педагог- психолог, учитель-логопед, соц.педагог |
6.Анализ и мониторинг комфортного пребывания учащихся в школе | - оценка проведенных мероприятий; | май | педагог- психолог, учитель-логопед, соц.педагог фельдшер школы |
Ожидаемые конечные результаты программы:
Повышение уровня психологического здоровья учащихся. Развитие потенциальных возможностей школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к учебной деятельности, здоровому образу жизни.
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников.
Развитие гармонично развитой личности.