СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семенар -практикум

 

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»»

МКОУ « АШАГА-ЯРАКСКАЯ СОШ»











Семинар-практикум

«Психологическая комфортность в условиях образовательной среде»









Выполнил

Педагог психолог

Ибрагимов Г.А.


















«Создание психологического комфорта в образовательной среде»


Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.

Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей школы как приоритетное направление. - это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития.

Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:

С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

В школе существует подготовка будущих первоклассников. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.

Психологические аспекты комфортного пребывания в школе:

  • Комфортное пребывание детей в школе предполагает психологический комфорт.

  • Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования.

  • Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать.

  • Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников.

Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ.

Психолог, соц.педагог и логопед взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.

На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:

Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе.

Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.

Организация комфортных условий для адаптации дошкольников к обучению в школе».

В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится логопеду и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.

Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского университета, родительские собрания.

Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.



Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:


* тесное сотрудничество педагогов с психологом, логопедом школы и психологами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-логопедического здоровья школьников;


* предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик-ученик», «родитель-учитель»; реализацию программ направленных на установление доброжелательных отношений;


* решение проблем, связанных с высоким уровнем тревожности у учащихся;


* решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся с проблемами речи, интеллектуального развития; помощь в преодолении психологического барьера.

* организация психологических консультаций для учащихся, педагогов и родителей;

* становление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.



Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.


Задачи:

  • Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.

  • Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.

  • Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.

  • Активное приобщение родителей к воспитанию детей.

  • Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.

  • Формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной и письменной речи.


Участники программы:

  • Педагоги

  • Обучающиеся

  • Родители

  • Фельдшер школы


Направления работы:

  • Социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика

  • Коррекция

  • Профилактика

  • Индивидуальное и групповое консультирование

  • Просвещение



Формы работы:

  • Семинар

  • Родительские собрания

  • Психолого-педагогические консилиумы

  • Диагностика

  • Педагогические советы

  • Коррекционные и развивающие занятия

  • Индивидуальные и групповые консультации


Методы работы:

  • Анкетирование

  • Тестирование

  • Наблюдение

  • Опрос

  • Беседа

  • Мини-лекция

  • Рефлексия

  • Деловая игра

  • Экспресс-диагностика

  • Самодиагностика

  • Тренинговые приемы

  • Игровые приемы и упражнения

  • Психолого-педагогические упражнения

  • Логопедические занятия

  • Уроки психологии



Создание психологического комфорта в образовательной среде


Направление

Действия

Сроки

Исполнители

1.Медицинская, социально-педагогическая, психологическая, логопедическая диагностика


- диагностика состояния здоровья учащихся;



- диагностика среды жизнедеятельности учащихся, включая образовательную, психологическую и семейную;


- выявление школьных трудностей, их анализ на основе закономерностей развития ребенка и поиск путей преодоления;


-выявление детей «групп риска» по школьной и социальной дезадаптации;


- логопедическое обследование


-диагностика готовности к обучению в 1 классе


-диагностика адаптации в 5 классе:

-социометрия,

-тревожность,

-учебная мотивация,

-рейтинг предметов


-диагностика адаптации в 1 классе:

-эмоциональное состояние,

-самооценка,

-мотивация,

-тревожность,

-отношение к школе


-диагностика уровня тревожности 7-11 классы


-диагностика интеллектуального развития 4 классы



-диагностика по профориентации (8-11классы)


-диагностика комфортного пребывания в школе


-диагностика суицида


-диагностика одаренности



Сентябрь- октябрь;

март-апрель
























Сентябрь;

март


Сентябрь;

Апрель-май



Октябрь







Ноябрь









Ноябрь –декабрь




Декабрь-январь




Январь-февраль





Март



Апрель


Апрель-май




администрация

школы, фельдшер школы



соц.педагог

классные руководители




педагог-

психолог, соц.педагог






педагог-

психолог, соц.педагог




учитель-логопед


педагог-

психолог,

учитель-логопед


педагог-

психолог





педагог-

психолог








педагог-

психолог



педагог-

психолог




педагог-психолог



педагог-психолог



педагог-психолог

педагог-психолог


2.Коррекционная работа














- коррекционные и развивающие

занятия;


- внедрение психологических, педагогических, медицинских методов коррекции;


- внедрение новых индивидуально-коррекционных методов;

В течение учебного года

педагог-

психолог,

учитель-логопед


3. Профилактика












- подготовка и проведение классных часов, мероприятий;

- беседы, круглые столы;

- организация и работа Совета профилактики,

- организация работы родительского патруля, посещение семей «группы риска»


В течение учебного года











педагог-

психолог, соц.педагог











4.Просвещение


















- подготовка и проведение мероприятий для обучающихся и педагогов школы;


- подготовка и проведение родительских собраний и «Родительского университета»


- выступление на педагогических советах




В течение учебного года






По общешкольному плану









педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог













5.Консультации

Индивидуальные и групповые.



В течение учебного года

педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог


6.Анализ и мониторинг комфортного пребывания учащихся в школе


- оценка проведенных мероприятий;





май

педагог-

психолог,

учитель-логопед, соц.педагог фельдшер школы



Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Повышение уровня психологического здоровья учащихся. Развитие потенциальных возможностей школьников.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение мотивации к учебной деятельности, здоровому образу жизни.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

  • Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении психологического здоровья школьников.

  • Развитие гармонично развитой личности.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!