СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал семинара будет полезен педагогам дошкольных организаций. Включает в себя две части. В первой части приведены методы и средства, которые способствуют развитию речи детей дошкольного возраста. Во второй части описаны речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

Просмотр содержимого документа
«текст к слайдам семинара»

Семинар - практикум

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

через знакомство с русско-народными сказками


1 СЛАЙД

2 СЛАЙД

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений,  с окружающим миром.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.

3 СЛАЙД

Она помогает детям в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки; вызывает либо сочувствие, либо осуждение; формирует правильное представление о мире, выстраивает мировоззрение ребёнка, и оказывает огромное влияние на формирование речевых умений и навыков детей дошкольного возраста.


4 СЛАЙД

Каково же значение русских народных сказок?

Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

5 СЛАЙД

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

6 СЛАЙД

Именно по - этому сказку нужно использовать для развития связной речи дошкольников.

Интонации народной речи в устной передаче звучат убедительнее, чем в чтении по книге, поэтому такие сказки, как «Репка»«Заюшкина избушка»«Снегурочка» следует рассказывать детям в её подлиннике, не искажая текста свободным пересказом.

7 СЛАЙД

Большие по объёму сказки, как например, «Царевна- лягушка», лучше читать по книге, чтобы не исказить текст, не снизить их художественную ценность.

Народная сказка широко использует диалог. Многие сказки построены исключительно на диалоге.

- Давайте вспомним, какие? («Теремок»«Петушок и бобовое зёрнышко»«Лиса и козёл»«Лисичка со скалочкой» и др.)

Приём троекратного, а иногда и многократного повторения придаёт ритмичность развитию действия.

- Какие сказки на ваш взгляд ритмичны? («Репка»«Курочка Ряба»«Колобок»

8 СЛАЙД

Отличным средством развития связной речи является творческое преобразование сказки. Предлагаю использовать следующие методы.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными, а могут быть близкими к жизни детей. Например: Лиса и Заяц, вместо ледяной и лубяной избушек, могут оказаться на летающих тарелках. Или, с помощью волшебной палочки, оказаться в одной клетке городского зоопарка, или застрять в лифте многоэтажного дома.

2. Коллаж из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись иллюстрацией: Баба Яга встретила Колобка и они вместе отправились к Лисе в лубяную избушку. Вариантов ситуаций может быть много, важно не забыть о главных, первоначальных героях. Детям лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например: в книге со сказками перепутались все страницы. Что же произошло с героями сказок?

9СЛАЙД

3. Перевирание сказки. Метод используется, когда сказка хорошо знакома детям. Например: Жила была девочка, звали ее Желтая Шапочка. Дети поправляют: Нет, не Желтая! Воспитатель: Да-да, конечно, я забыла! Так вот, отправилась Красная Шапочка к тете, и т.д.



10 СЛАЙД

4. Изменение ситуации в знакомых сказках.  Приучаем детей постепенно менять ситуации в сказках. Например: «Гуси-лебеди». На пути Машеньки встречается Волк. «Волк и семеро козлят» - Волку мешает Медведь, который приглашает его на день рождения.

11 СЛАЙД

5. Сказка по-новому. Этот метод позволяет  по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Для этого берется старая сказка, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Например: Семеро козлят становятся злыми и капризными, а добрый Волк помогает Козе их найти.

12 СЛАЙД

6. Эксперименты в сказках. Этот метод помогает детям не только  в развитии речи и творческого мышления, но и в развитии чувств. Например: Морозко слишком жестоко поступил с героями. Предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

7. Сказки от превращений. Метод помогает детям в мыслях превращаться в кого угодно или во что угодно – это для ребенка  уже начало фантазии  и сочинительства. Например: Начало сказки: как хорошо летать над цветами и видеть все сверху. Но однажды…»

13 СЛАЙД

8. Спасательные ситуации из сказок. Нужно специально придумать экстремальные ситуации, требующие различных вариантов, «спасательных» решений. Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок, способствует развитию связной речи.

9. Метод Закончи сказку позволяет развивать умение логически завершать какой либо рассказ, умение осмысливать воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

14 СЛАЙД

Таким образом, работу над связной речью детей с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с младшего дошкольного возраста. Это позволит детям расширить словарный запас, использовать в речи языковые средства выразительности, а сама речь становиться осмысленной, логически построенной, связной, эмоциональной, образной.











Практическая часть

После чтения русских народных сказок полезно предложить детям разнообразные речевые игры и упражнения, мотивирующие развитие речевой компетенции.

1. Дидактическая игра «Шляпа фокусника».

Материал: кукольный театр (несколько кукол, шляпа или коробка фокусника, платок).

Взрослый показывает шляпу и платок.

- Это шляпа (или коробка) фокусника. В ней спрятаны герои сказок. Вам надо по очереди на ощупь отгадать героя, назвать его и сказать из какой он сказки.

2. Речевая игра- упражнение. «Я назову, а вы продолжите». Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название.

Младший и средний возраст.

• Мышка (норушка)

• Лягушка (квакушка)

• Зайчик (побегайчик)

• Лисичка (сестричка)

• Волчок (серый бочок)

• Баба (Яга, костяная нога)

• Коза (Дереза) Медведь (косолапый)

Петушок (золотой гребешок)

Гуси… (лебеди)

Сестрица (Алёнушка)

Братец… (Иванушка

Курочка (Ряба)

Серый. (волк)

Старший дошкольный возраст

Крошечка (Хаврошечка)

Никита… (Кожемяка)

Добрыня… (Никитич)

Иван… (Царевич) Сивка… (бурка)

Финист… (Ясный Сокол)

Василиса (Прекрасная)

Мальчик (с пальчик)

3. «Сказочная путаница». Картинка с изображением двух разных сказок. Взрослый показывает картинку. Дети должны назвать какие сказки перепутались.

4. «Собери и расскажи сказку»(Картинки с изображением сюжетов сказки.)Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.

5. «Маски». (Маски сказочных персонажей.) Выбирается водящий. Остальные дети стоят перед ведущим полукругом. На водящего одевают маску сказочного героя знакомой сказки, но он не видит какого (у него закрыты глаза). Чтобы догадаться, чья это маска, водящий предлагает кому- либо из детей, или всем детям, изобразить этого персонажа. Если персонаж будет угадан, водящим становится тот, кто его изображал.

6. «Что изменилось»(Игрушки из настольного театра.) На столе перед детьми стоят фигурки героев одной сказки. Воспитатель называет героев. Затем дети закрывают глаза и взрослый убирает одну фигурку. Дети открывают глаза и воспитатель спрашивает«Кто убежал в лес?» Дети говорят что изменилось.

7. «Кто лишний». На столе или на фланелеграфе, или магнитной доске помещаются герои одной из сказок и один лишний персонаж. Детям до 5 лет взрослый называет сказку. Дети должны назвать кто лишний, кто заблудился. Дети после 5 лет должны назвать из какой сказки герои и кто заблудился.

8. Речевая игра «Добавлялки». (Дети идут по кругу. Можно включить фоном русскую народную мелодию.)

Ок-ок-ок- стоит в поле (теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).

9. Речевая игра «Если бы я был (а? (Богатырём, Красной шапочкой, Василисой Премудрой, и т. д.) (Игру можно провести с мячом или дети могут передавать по кругу мягкую игрушку, клубок ниток, шляпу- шапку- невидимку.)

10. «Живые картинки». Стакан обернуть детским рисунком, а внутрь стакана вставить свечу. Взрослый предлагает ребёнку придумать сказку об оживших человечках.

11. «Волшебный сказочный салат». На столе стоят фигурки настольного театра, герои из разных сказок. Взрослый предлагает ребёнку сочинить новую сказку(С элементами ТРИЗ.)



Литература.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866. 
2. Миронова О.С. Учимся сочинять и рассказывать: Подготовительная группа. Издательско-торговый дом «Корифей», Волгоград, 2010
3. Шаманская Л. Н., Козина Л. Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. — М.: ТЦ Сфера, 2010
4. Шорохова О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006
5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: Фолио, АСТ,2000.     
6. Познавательные сказки для детей 4—7 лет. Методическое пособие / Сост. Л. Н. Вахрушева. — М.: ТЦ Сфера, 2011








































Ок-ок-ок- стоит в поле (теремок).

Ок-ок-ок- покатился… (колобок).

Ят-ят-ят- серый волк не съел (козлят).

Су-су-су- петушок прогнал… (лису).

Цо-цо-цо- снесла курочка… (яйцо).



Просмотр содержимого презентации
«семинар практикум»

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  через знакомство с русско-народными  сказками   Учитель –логопед  Андреева Елена Ивановна

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через знакомство с русско-народными сказками

Учитель –логопед

Андреева Елена Ивановна

«Сказки могут помочь воспитать ум,  дать ключи для того, чтобы войти в действительность  новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение». Д. Родари

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари

  • Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать» Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
  • Ярким собирателем русских сказок был А.Н.Афанасьев. С 1857-1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. В словаре В.И.Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».
СКАЗКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ДЛЯ РЕБЕНКА В ней отсутствует нравоучение В ней отсутствует определенный, конкретный герой Язык в сказке образный и метафоричный Сказка создает ощущение защищенности В ней есть тайна и волшебство

СКАЗКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ДЛЯ РЕБЕНКА

В ней отсутствует нравоучение

В ней отсутствует определенный,

конкретный герой

Язык в сказке образный и метафоричный

Сказка создает ощущение защищенности

В ней есть тайна и волшебство

С какими же сказками мы знакомим  детей дошкольного возраста?   Сказки о животных - в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.   Волшебные сказки  – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.   Бытовые сказки  – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

С какими же сказками мы знакомим детей дошкольного возраста?

Сказки о животных - в этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки.  Волшебные сказки  – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников.  Бытовые сказки  – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть.

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

Какие же уроки жизни нам дает сказка?

  • Сказка учит: мир делится на хороших и плохих
  • Сказка формирует образ положительного героя
  • Сказка учит не бояться трудностей
  • Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей
  • Сказка учит не судить о людях по внешнему виду
  • Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается
  • Сказка учит любви к родителям
  • Сказка учит патриотизму
  • Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль
  • Сказка учит: добро всегда побеждает зло
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Знакомство со сказкой.

Знакомство со сказкой.

  •   Разбор содержания  проводится в форме «вопрос-ответ» по прочитанному материалу. 
  • Чтение произведения и рассматривание иллюстраций.
  •   Словарная работа   (объяснение новых слов, объяснение пословиц).
  •   Составление плана – схемы.
  •   Пересказ по  схеме.
  •   Повторное чтение.
  • Творческие задания по сказке: выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений, придумывание нетрадиционной концовки, творческое преобразование  хода повествования, ввод непредвиденных ситуаций, смешивание нескольких сюжетов в один.
Творческое преобразование сказки  как средство развития связной речи.  Методы работы.   1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.   2. Коллаж из сказок.  3. Перевирание сказки.  4. Изменение ситуации в знакомых сказках.  5. Сказка по-новому.   6. Эксперименты в сказках. 7. Сказки от превращений.  8. Спасательные ситуации из сказок.  9. Закончи сказку. 

Творческое преобразование сказки как средство развития связной речи. Методы работы.

1. Знакомые герои в новых обстоятельствах.

  2. Коллаж из сказок. 

3. Перевирание сказки. 

4. Изменение ситуации в знакомых сказках. 

5. Сказка по-новому.

  6. Эксперименты в сказках.

7. Сказки от превращений. 

8. Спасательные ситуации из сказок. 

9. Закончи сказку. 

Ранний возраст

Ранний возраст

  • Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми 
  • чтение, рассказывание, слушание аудиозаписей, просмотр мультфильмов, разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
Младший возраст  Знакомство ребенка с книгой:  Это книжки-картинки, ширмочки,  игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр,  подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна  закономерность: наглядного материала больше, чем текста .

Младший возраст

Знакомство ребенка с книгой:

Это книжки-картинки, ширмочки,

игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр,

подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна

закономерность: наглядного материала больше, чем текста .

Средняя группа  Продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы.

Средняя группа

Продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы.

Старшая группа  При восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности создана развивающая среда.

Старшая группа

При восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности создана развивающая среда.

Подготовительная группа  Решаются задачи:  воспитывать у детей любовь к книге,  способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), развивать интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать  образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Подготовительная группа

Решаются задачи:

  • воспитывать у детей любовь к книге,
  • способность чувствовать художественный образ;
  • развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи),
  • развивать интонационную выразительность речи,
  • способность чувствовать и понимать

образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят Вам тепло Пусть добро навеки Побеждает зло! Желаю Вам удачи!

В мире много сказок

Грустных и смешных.

Нам нельзя без света,

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят Вам тепло

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

Желаю Вам удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!