СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по проблеме социализации детей, находящихся на надомном обучении 

Просмотр содержимого документа
«СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому»»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

«Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому»


Докладчик: учитель Плавская Е.Ю.




Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация ( в переводе с лат. – общественный)- развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».

Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта- это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.

С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым.

Институционный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения а также опыта его имитации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, одноклассники, коллеги по профессии и др.).

Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.)

Социализация личности ребенка происходит с помощью всех механизмов.

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения, деятельности и, благодаря которому, включаясь в разнообразные отношения, интеркоризирует, переводит во внутренний план сознания, на интропсихический уровень общекультурные ценности. Социальное развитие ребенка определяется единством социального и природного факторов.

Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентефикации с референтными ему общностями, внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.

Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, т.е. в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать различные формы и обусловливаться различными причинами. Например, инфантильность, социальная незрелость возникают в результате «тепличных условий» воспитания, преднамеренного ограждения ребенка от любых обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей.

В зависимости от природы, характера, степени дезадаптации выделяют патогенную, психическую и социальную дезадаптацию.

Патогенная дезадаптация определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появление различных фобий.

Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, а также неблагоприятных проявлений эмоционально – волевой сферы, умственного развития и т.д.

Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психо-социальные условия для преступного поведения.

Вариантом социальной дезадаптации считается трудновоспитуемость. Такое понимание обусловлено трудностями, которые испытывают педагоги, родители, окружающие люди, сталкиваясь с проявлением детской дезадаптации тех или иных форм.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.

Различные исследования обучающихся коррекционных школ VIII вида показало, что степень готовности к самостоятельной жизни

Проблема развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, формирование нравственно- этической ее сферы является одной из центральных задач педагогической психологии. Усилия педагога и психолога должны быть направлены на поиски результативных технологий, позволяющих ребенку приобрести сумму знаний и черт нравственно устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.

Во внеурочной деятельности, как ни в какой другой, проявляется характер человека. Основными задачами данного вида деятельности являются:

·оказание помощи для реализации способностей ребенка посредством активной творческой деятельности;

·развитие коммуникативных способностей;

·развитие и расширение эмоционально-чувственной сферы;

·интеллектуальное развитие личности (расширение кругозора);

·развитие способностей к эмпатии;

·обогащение духовного мира;

·формирование оптимистической направленности (создание позитивной жизненной позиции, накопление положительных эмоций);

Участие детей, обучающихся на дому, в различных формах внеурочной деятельности, оказывает, большой терапевтический эффект, создает благоприятную почву для дальнейшей социализации ребенка.

Для социализации такой категории обучающихся в нашей школе проводятся следующие мероприятия:

·1 сентября - День знаний

·Праздник осени

  • Спортивные соревнования

  • Новогодний утренник

  • 23 февраля - День защитников Отечества

  • 8 марта - международный женский день

  • Семейные спортивные соревнования

  • Выезд с родителями на природу

  • Творческие выставки детей

  • Экскурсии


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!