Учитель:
Волосова Анна Валерьевна
КОГУ ИО
«Специальная (коррекционная)
школа-интернат г.Киренска»
Семинар с элементами тренинга:
Работа педагогического коллектива по профилактике
девиантного поведения среди обучающихся
Цель: Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса.
Задачи
Знакомство участников совещания с основами девиантного поведения;
Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий;
Формирование основных направлений работы;
Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия
Ход семинара:
Итак, сегодня мы попробуем понять, кто такие девиантные дети, обсудим эффективные методы работы с такими детьми и попробуем составить алгоритм действий, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе.
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкогольные напитки, курят, в силу разных обстоятельств, в конце концов, может быть уже после окончания школы, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир.
Эпиграфом к совещанию мы взяли слова Константина Дмитриевича Ушинского «Для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».
Мозговой штурм. Уважаемые коллеги, возьмите листы бумаги и за одну минуту напишите, что должны знать педагоги по работе с такими детьми.
Что же должен знать педагог при работе с детьми девиантного поведения?
Он должен знать:
Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений
Факторы риска, формирующие девиантное поведение
Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние
Алгоритм действий по профилактике ДП, который включает в себя:
Основные направления работы с девиантными детьми
Основные направления работы с родителями
Основные направления работы с педагогами
Формы и методы психолого-педагогического воздействия
Модели пропаганды здорового образа жизни
Модели профилактики злоупотребления ПАВ(психоактивное вещество)
Итак, Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение? Мы, в первую очередь предлагаем вам ответить на этот вопрос. Как вы, уважаемые коллеги, понимаете это определение…….?
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три группы девиантного поведения:
Рассмотрим конкретно каждую из этих групп.
Антисоциальное поведение –
поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?
Итак, формы антисоциального поведения:
Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;
Воровство
Мелкое хулиганство
Вандализм;
Порча чужого имущества;
Торговля наркотиками.
2.Асоциальное поведение
Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:
Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?
Итак формы асоциального поведения:
Побеги из дому;
Систематические пропуски в школе;
Агрессивное поведение;
Ложь;
Вымогательство;
Беспорядочные половые связи;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Ненормативная лексика
3. Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?
Итак, формы аутодиструктивного поведения:
Курение;
Токсикомания;
Наркомания;
Вскрытие вен,
Алкоголизм,
Суицид.
Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.
Ситуации.
После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение) Ваши действия?
Группа подростков из 8 класса систематически издеваются над одноклассником подвергая его травле в интернете, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Чем это может закончиться и ваши действия? (насилие – Антисоциальное поведение)
Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. Но при этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение) Ваши действия?
Все ситуации, встречающиеся в школьной практике, обобщая, можно назвать линиями нарушений:
нарушение обучения, нарушение поведения, нарушение общения, нарушение самосознания, смешанные формы.
Согласно этим линиям нарушения мы рассмотрим сегодня методы позитивного воздействия и помощи девиантному подростку.
Чтобы ребенок вдруг стал девиантным подростком, должны быть какие-то весомые причины. Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения. Предлагаем вашему вниманию видео.
ФИЛЬМ Р. БЫКОВА « Я сюда больше никогда не вернусь»
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей, а так же дети, играющие во дворе, - это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Но все же, семья как первый фактор развития личности ребенка поражает и силой и широтой влияния.
Игра «Чистый лист». (Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге? (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение в том числе к суициду.
Проблемы в подростковом возрасте
Отсутствие прочных социальных связей.
Рассмотрим поближе каждый из них.
Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Напишите, как семья может отрицательно повлиять на поведение ребенка.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье.
Поражение нервной системы в родах
Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….
Физические дефекты
Наследственность - рождение от наркомана или алкоголика
Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.
Мозговой штурм. Напишите и назовите распространенные проблемы подросткового возраста. …
Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники. Отсюда возникает Межличностный стресс
Взаимоотношения со сверстниками.
Конфликтное отвержение со стороны сверстников
Вымогательства денег, давление, шантаж;
Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения
Принуждение совершать поступки против воли
Взаимоотношения с учителями
Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях;
Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;
Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;
Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми
Следующая причина отклоняющегося поведения - это отсутствие прочных социальных связей. Ребёнок не получает должного внимания поддержки в семье, не видит понимания в школе, испытывает равнодушное отношение сверстниками. Отсюда:
постоянное желание восставать против чего-либо
непризнание авторитетов
сильное стремление к независимости
отчужденность
ощущение собственного провала
чувство безнадежности
потеря уверенности в себе
неспособность устанавливать близкие отношения
подверженность влиянию со стороны сверстников
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.
В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жестокости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него даже суицидальные попытки.
В работе с такими детьми важно взаимодействие и единый подход всех участников образовательного и воспитательного процесса: классных руководителей, учителей-предметников, психолога, соц. педагога.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории
Алгоритм действий:
Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты
Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений
Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса.
Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.
Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Представьте себе большое сухое безжизненное дерево. Оно как душа ребенка, которая заблудилась в огромном мире, очерствела от невнимания взрослых, высохла от непонимания сверстников. А вы, как специалисты в области воспитания и образования, можете помочь душе ребёнка наполниться жизнью.
Помните: дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.
Проект решения совещания педагогов.
Разработать по данной теме памятку для родителей и педагогов
Рассмотреть на заседании МО классных руководителей дифференцированный подход в обучении и воспитании обучающихся с девиантным поведением
Рассмотреть на заседании МО учителей – предметников инновационные формы и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся, уровня обученности.
Рефлексия.
Самая важная мысль совещания для Вас?
Самая спорная мысль совещания, по Вашему мнению?
Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после совещания?