УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Г. ДОЛГОПРУДНОГО
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный детский сад общеразвивающего вида №17 «Непоседы»
Семинар во второй младшей группе по теме:
«Сказка в работе с младшими дошкольниками»
Воспитатель
второй младшей группы
Ефимова Е.В.
г. Долгопрудный, 2019 год
Семинар во второй младшей группе по теме:
«Сказка в работе с младшими дошкольниками»
Ефимова Е.В.
Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.
Многие взрослые, читая сказки малышам, дополняют их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представления об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее он уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт лежат в основе работы педагогов.
Основные методические приемы.
Совместное рассказывание сказки. Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражания, которые ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки.
Задачи. Обогащение лексического запаса, развитие навыков активной речи, совершенствование и обогащение просодики, развитие эмоциональной сферы.
Пример лексического материала (по сказке «Репка»): звукоподражания ав, мяу, пи, о (удивление при виде большой репки) и слова дед, баба.
Драматизация сказки. По ходу чтения педагогом ребенок должен выставлять на стол фигурки (картинки) тех персонажей, о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть ее сюжет.
Задачи. Формирование навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, развитие слухового внимания.
Работа с рисуночной схемой сказки. Этот вид работы применяется при изучении сказок со сложным сюжетом. Например, ребенку предлагается рисуночная схема сказки «Три поросенка»: лист бумаги, на котором схематично изображены герои сказки - волк и поросята.
Педагог рассказывает сказку, а ребенок находит изображения персонажей сказочного повествования.
Задачи. Совершенствование понимания контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, развитие диалогической речи, абстрактного мышления ( начальные навыки работы с графической схемой).
Рисование сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер изображения, средства выразительности, взрослые могут узнать, кто из героев сказки вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.
Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с малышом, активизировать речевое общение, организовывать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.
И конечно, одним из важных аспектов является тесный, хорошо налаженный контакт с мамами и папами. Для этого мы рекомендуем проводить анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка любимые сказки? Любимый сказочный персонаж?», «Читаете ли вы ребенку сказки? Какие?»).
В заключение отметим: через проигрывание, чтение сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой внутренний мир.