СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорная комната - путь к эмоциональному равновесию

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье

Просмотр содержимого документа
«Сенсорная комната - путь к эмоциональному равновесию»

Сенсорная комната в эмоциональном развитии

Пояснительная записка.

  Развитие ребенка тесно связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

  Существуют различные программы по психологии, направленные на развитие эмоциональной сферы или включающие блок: «Развитие эмоций». Вот некоторые из них:

• Т. Грабенко, Т. Зинкевич - Евстигнеева, Д. Фролов "Волшебная страна внутри нас" программа эмоционально - волевого развития для детей.

• Н.А. Кряжева Развитие эмоционального мира детей.

• С.В. Крюкова Здравствуй. Я сам!

• С.В. Крюкова Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.

  Каждая из программ опирается на одну из известных в психологической литературе классификацию эмоций. Они направлены на развитие восприятия телесных ощущений, двигательной координации детей, умение осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние и других людей, способствуют снижению тревожности и агрессивности, развитию эмпатии, воображения, творческих способностей и навыков общения.

 В программе «Я и мои эмоции» акцент делается на развитие социальных эмоций, коммуникативных навыков, снятие мышечного и эмоционального напряжения на основе работы с собственным телом.  

Одним из средств достижения данных задач являются занятия с использованием оборудования сенсорной комнаты.

  Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, способствует нормализации психического состояния человека.

  В сенсорной комнате создаются условия для развития эмоциональной сферы, способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка, снятия мышечных зажимов. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе, богатство положительных эмоций - развитию внутренних резервов детей, особенно формированию у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями.

 Основные  цели  и  задачи  работы  в  сенсорной  комнате:

Цель программы: развивать эмоциональную сферу детей   с помощью сенсорной комнаты.

Задачи:

*научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;

*дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова);

*совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями;

*способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения;

*созданию положительного эмоционального фона.



Развитие  и  гармонизация  эмоционально-волевой  сферы  детей:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- саморегуляция и самоконтроль;

- умение управлять своим телом, дыханием;

- умение передавать свои ощущения в речи;

- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- уверенность в себе.

Развитие  коммуникативной  сферы  детей:

- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие  психических  процессов  и  моторики  детей:

- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;

- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности;

- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

 

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната Один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей — работа в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для отдыха, расслабления и развития.

Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия.

            В зависимости от поставленных задач по средствам работы в сенсорной комнате можно воздействовать на зрение, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную среду для общения, а также терапии. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать, сглаживает острые углы при обсуждении каких-либо спорных вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может действовать более благоприятно на психику!?  

В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, т.к. на основе использования различных световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Здесь создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка.

 Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, различные световые приборы, необычные предметы, приятные ароматы, успокаивающая музыка – вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми. Оборудование сенсорной комнаты позволяет отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Душу переполняет умиротворение, а спокойная дивная обстановка помогает психологу найти контакт с ребенком любого возраста, построить доверительные отношения и решать самые разнообразные задачи. Остановлюсь подробнее на оборудование. Сенсорную комнату, как предметно - развивающую среду можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсорно моторного развития. Для этого выделено специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Комната соответствует требованиям противопожарной безопасности. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является затемнение, для того чтобы наблюдать светоэффекты.

Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в сенсорной комнате. Используются специальные мягкие модули (пуфик - кресло с гранулами, кресло-трансформер, мягкий игровой модуль, тактильные дорожки, сухой бассейн, специальные световые модули, имитирующие мерцание звезд, брызги от фонтана или эффект струящейся воды, безопасные акриловые зеркала, воздушно-пузырьковая колонна и т.д.).













Дизайн сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.

В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть жалюзи на окнах.

В сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Данное оборудование позволит ребенку выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.

Развивающее занятие состоит из нескольких этапов, особенно если дети впервые оказались в сенсорной комнате:

Первый этап ознакомительный

- познакомить детей с правилами и особенностями организации занятий в сенсорной комнате;

- создание настроя на совместную  работу;

- разминка и упражнение на снятие волнения, напряжения;

Второй этап основной( во время работы он меняется)

 - развитие кожно-кинетической чувствительности, так как она является базой для слухового и зрительного восприятия. Сухой бассейн расслабляет и массирует;

- для развития тактильной чувствительности используются пузырьковая колонна, сухой душ;

 – занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора используется музыкальный центр;

 - зрительные ощущения стимулируют различные игры со светооптическими волокнами.  Очень часто с звездного неба начинаются и заканчиваются наши занятия;

- совершенствуются зрительно-моторная координация на балансировочной чаши, движения кистей рук, развивается речь, ведь ребенок сопровождает движения созданием сказки;

 - волшебное зеркало помогает представить себя волшебником и увидеть свое отражение в сказке;

-  мягкий остров мягко поддерживает тело, принимает его форму, хорошо подходит для отдыха, релаксации и наблюдения за экраном  бесконечности, звездным небом  и т.д.;

- напольная сенсорная дорожка воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, закаливают организм, оказывают оздоровительный эффект;

- ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию (роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка);

-рассказывание и проигрывание фрагментов, их анализ, сопоставление с реальной жизнью помогает нам столик с песком и подсветкой (песочная терапия). Рисование на песке  способствует сенсомоторному развитию детей, формирует способность к манипуляциям одновременно двумя руками, интеграцию движений рук и глаз, формирует нетрадиционные для изобразительной деятельности мышечно-двигательные ощущения.

Специальные световые эффекты панели «Рисунок на песке», яркие цвета подсветки создают атмосферу ожидания чуда,  способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.

Третий этап заключительный

-подведение итогов общения;

-обобщение приобретенного опыта; (Что понравилось? Что не понравилось? Какими впечатлениями вы бы хотели поделиться?)

- заполнение дневника настроения.

 Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные маты, сухой бассейн , приборы создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, и библиотека релаксационной музыки.

Ребенок, лежа на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока  сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности.

 Развивающая программа.

  Программа «Я и мои эмоции» содержит занятия, эти занятия проходят в сенсорной комнате направленные на развитие и коррекцию эмоционально-волевой  сферы. Чаще всего именно здесь проявляются наибольшие трудности в развитии детей.

 Необходимо знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми,  в сенсорной комнате возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию.

Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога.

Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей.

Тактильный канал –развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.

  За основу для написаний своей работы «Я и мои эмоции» была взята программа Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Г.Г.Колос «Сенсорная комната в дошкольных учреждениях».

  К основным эмоциям относятся те, которые являются врожденными. К ним относятся все базовые эмоции, такие как: радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление.

  Занятия по программе «Я и мои эмоции» строится по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации.

  Общие рекомендации по работе с программой «Я и мои эмоции» в сенсорной комнате. Настоящая программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми.

  Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному желанию и с учетом специфики работы в сенсорной комнате можно заменять упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.

 В ходе составления программы я опиралась на классические психологические подходы и методы. Кратко охарактеризую использованные методы групповой работы с эмоциями.

 Одним из основополагающих я считаю арт-терапевтический метод (рисование). Это во многом связано с его наглядностью, яркостью, доступностью заданий для детей старшего дошольного возраста. Кроме того, дети стремятся к творчеству и самовыражению, и арт-терапия дает им эту возможность.

Драматизация — разыгрывание ситуаций, вызывающих у детей эмоции, и нахождение выхода из них — символического или конкретного.

Метод релаксации, мышечного и эмоционального расслабления ребенка с помощью интерактивного  оборудования, музыкального сопровождения и соответствующего текста, обычно завершает занятие наряду с обратной связью. Обратная связь — обмен впечатлениями, мнениями, групповая и индивидуальная рефлексия участников.

На занятиях используются следующие психологические подходы:

•Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

•Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,..; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы.

•Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

•Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, «мысленные картинки».

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

В результате коррекционной работы с посещением СК человек ощущает покой и отдых. Если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния, важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Реабилитация по средствам занятий в СК, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

В зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать и как самостоятельную реабилитационную процедуру, и как способ подготовки к другим психологическим мероприятиям, и как средство оптимизации реабилитационного процесса.

Предполагаемый результат: умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, восстановление психологического статуса и формирование умений действовать в группе.

Пример проведения занятия

I. Приветствие, знакомство с правилами работы группы.

II. Основная часть занятия.

III. Обратная связь.

Показаниями к занятиям в  сенсорной комнате являются

- различные психоневрологические проблемы;  

- задержки психомоторного и речевого развития;

- аутизм (легкие формы);

- адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства, развод родителей и т.п.);

- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ, синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);

- нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);

- психосоматические заболевания;

- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Необходимо помнить, что существуют противопоказания!



 Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются:    

- инфекционные заболевания;

- ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии;

- умеренная и тяжелая умственная отсталость;

- психоневрологические заболевание ( лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов).

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребёнка или подростка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

При работе с детьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.

При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Очень важное требование общего характера: нельзя набирать группу участников для проведения психологической релаксации или работать индивидуально в приказном порядке. В такой ситуации восприятие человека, как правило, блокируется, что ставит под сомнение возможность достижения каких-либо результатов.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека (успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее).

            И так, занятия в сенсорной комнате достоверно улучшают состояние детей с ограниченными возможностями здоровья, детей попавших в трудную жизненную ситуацию, или имеющих посттравматические стрессовые расстройства. Реабилитация по средствам занятий в сенсорной комнате, как «скорая помощь» в кризисной ситуации очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой реабилитации.

Социальная реабилитация и коррекция детей с деформированной системой ценностно-нормативных представлений трудоемкий процесс. Однако, повышение стрессоустойчивости  детей находящихся в трудной жизненной ситуации и детей с ограниченными возможностями здоровья необходима.

Комната психологической разгрузки или сенсорная комната – это новая развивающая среда, позволяющая ребёнку быть самим собой, делать то, что он хочет сам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!