муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белогорская средняя школа №3»
г. белогорскА республикИ крым
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым Председатель ШМО ______ Е.С.Сысоева протокол №__ от «___»___ 2021г. | «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора по УВР МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым ______А. В. Ямнова «___» ____________2021г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым ______М. Л. Мельник приказ №___от «___»______ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу
«Сенсорное развитие»
для 3-П класса
на 2021/2022 учебный год
Уровень образования -основное общее образование
Уровень изучения коррекционного курса - базовый
Количество часов в 3-П классе – 1 час в неделю, 34 часов в год
Программу разработал учитель Сорокотягина Екатерина Андреевна
г. Белогорск
2021 г.
Рабочая программа по сенсорному развитию разработана для обучающихся 3-П класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белогорская средняя школа №3» г. Белогорска Республики Крым.
Программа рассчитана на один учебный год и будет реализована в течение 2021-2022 учебного года.
Изучение коррекционного курса осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана МБОУ «Белогорская СШ №3» г. Белогорска Республики Крым на 2021/2022 учебный год на базовом уровне в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.
Данная рабочая программа по сенсорному развитию составлена на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 (редакция 2016 г.);
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 года №35850
- Закон Республики Крым от 06.07.2017 №131-ЗРК/2015 «Об образовании республике Крым»
- Сан.Пин. 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» постановление от 10 июля 2015 года №26;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант 2), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол от 22 декабря 2015 г. № 44/15);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), МБОУ «Белогорская СШ №3» г. Белогорска Республики Крым
Согласно учебному плану 3-П класса, составленного с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, программа по сенсорному развитию предусматривает 34 часа в год. При 5-дневной учебной неделе на коррекционный курс «Сенсорное развитие» в 3-П классе отведено по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса в 3-П классе
Личностные результаты
- формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
- развитие духовных и эстетических потребностей
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
- формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
- умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам
- умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов
способность различать речевые и неречевые звуки.
умение соотносить звук с его источником.
умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
способность различать объект по запаху.
способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре)
способность согласовывать свои действия и движения.
Содержание коррекционного курса в 3-П классе
34 часа
Зрительное восприятие (9 часов).
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на лице человека, находящегося на расстоянии вытянутой руки (для привлечения взгляда ребенка можно использовать положительные эмоции: мимику, интонацию, тембр голоса).
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).Удерживание взгляда на светящемся предмете в течение 3 секунд, постепенно время удержания взгляда увеличивается(чем меньше предмет, тем ближе к ребенку он расположен).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка).
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном выше (ниже) уровня глаз.
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Узнавание (различие) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие (9 часов).
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука.
Локализация неподвижного удаленного источника звука. Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука.
Соотнесение звука с его источником. Формирование умения соотносить звук с его источником.
Нахождение одинаковых по звучанию объектов. Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.
Кинестетическое восприятие (9 часов).
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции.
Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами, различными по температуре и вязкости.
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Формирование адекватной реакции на вибрацию, исходящую от объектов.
Реакция на давление на поверхность тела. Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела.
Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела.
Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Формирование адекватной реакции на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха (3 часа).
Реакция на запахи. Формирование адекватной реакции на запахи.
Узнавание (различие) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Формирование умения узнавать и различать объекты по запаху.
Восприятие вкуса (4 часа).
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Формирование адекватной реакции на продукты.
Узнавание (различие) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Формирование умения узнавать и различать продукты по вкусу.
Узнавание (различие) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Тематическое планирование
Сенсорное развитие
№ п/п | Наименование раздела, темы | Учебные часы | Контрольные работы | Практические работы |
1. | Зрительное восприятие | 9 | | 9 |
2. | Слуховое восприятие | 9 | | 9 |
3. | Кинестетическое восприятие | 9 | | 9 |
4. | Восприятие запаха | 3 | | 3 |
5. | Восприятие вкуса | 4 | | 4 |
| Итого: | 34 | | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Сенсорное развитие
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата планируемая | Дата фактическая |
Зрительное восприятие (9 часов). |
1. | Фиксация взгляда на лице человека. | 1 | 07.09.2021 | |
2. | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 1 | 14.09.2021 | |
3.-4. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете. | 2 | 21.09.2021 28.09.2021 | |
5. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом. | 1 | 05.10.2021 | |
6. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 | 12.10.2021 | |
7.-9. | Узнавание цвета объектов. | 3 | 19.10.2021 26.10.2021 09.11.2021 | |
Слуховое восприятие (9 часов). |
10. | Локализация неподвижного источника звука. | 1 | 16.11.2021 | |
11. | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 | 23.11.2021 | |
12.-13. | Локализация неподвижного удаленного источника звука. | 2 | 30.11.2021 07.12.2021 | |
14.-16. | Соотнесение звука с его источником. | 3 | 14.12.2021 21.12.2021 28.12.2021 | |
17.-18. | Нахождение одинаковых по звучанию объектов. | 2 | 11.01.2022 18.01.2022 | |
Кинестетическое восприятие (9 часов). |
19. | Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | 1 | 25.01.2022 | |
20.-21. | Реакция на соприкосновение с материалами различными по температуре, фактуре, вязкости. | 2 | 01.02.2022 08.02.2022 | |
22. | Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 | 15.02.2022 | |
23. | Реакция на положение частей тела. | 1 | 22.02.2022 | |
24.-25. | Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 2 | 01.03.2022 15.03.2022 | |
26.-27. | Различение материалов по температуре, фактуре, влажности, вязкости. | 2 | 29.03.2022 05.04.2022 | |
Восприятие запаха (3 часа). |
28. | Реакция на запахи. | 1 | 12.04.2022 | |
29.-30. | Узнавание объектов по запаху. | 2 | 19.04.2022 26.04.2022 | |
Восприятие вкуса (4 часа). |
31.-32. | Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам и консистенции. | 2 | 10.05.2022 17.05.2022 | |
33. | Узнавание продуктов по вкусу. | 1 | 24.05.2022 | |
34. | Узнавание продуктов по вкусу. | 1 | | |