Серебряный век-
век потрясений и открытий… ( литература периода катастроф)
Подготовила библиотекарь СОШ №10(пос.Урупский)
Берникова Т.Ю.
Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием “Серебряный век русской культуры”. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев , философ и историк, назвал “русским культурным ренессансом”. Закрепился термин после выхода книги Маковского «На Парнасе «Серебряного века»
Н.Бердяев
Две войны (мировая и гражданская) , три революции -1905и две в 1917, превратили Россию
В клокочущий котел страстей. Искусство всегда отражает действительность, как бы уродлива она не была, оно пытается переварить эту действительность и соотнестись с ней.
На рубеже 19 и 20 веков появляется понятие ДЕКАДАНС -от фр.decadence-»упадок»,
А.Вертинский, Пьеро
Его необычный образ и песни с грассиру
ющим Р пришлись по вкусу ,они отвечали
трагизму времени.
Рамон Касас
Юная декадентка
Выразителями декадентского мировоззрения в России были так называемые старшие символисты: М.Арцыбашев, Л.Андреев, К.Бальмонт, «ранний» В.Брюсов, З.Гиппиус, А.М.Добролюбов, И.Ко-невской, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и некоторые другие.
Д.Мережковский
В.Брюсов
З.Гиппиус
«Новый стиль совершенно заполонил Европу и сделался космополитичен, как вагон норд-экспресса, в один день пробегающий Германию, Бельгию и Францию», — писал в начале ХХ века Сергей Дягилев ., первый русский импрессарио, устраивавший «Русские сезоны» в Париже. «Мимолетный» — именно так окрестили модерн. Он, и правда, не задержался в России надолго — не более десяти-пятнадцати лет: появился в 1890-е, просуществовал до начала 1900-х. И при этом дал название целой эпохе.
Русский модерн. Власть художников, феерия дизайнеров и архитектурный экстаз
Н. Альтман
Портрет А.Ахматовой
Geza Farago
Литература «Серебряного века» делится на три основных направления:
Символизм Акмеизм Футуризм
-точность образов;
-ясность изложения;
-детальное описание предметов
-;понятность, близость темы и идеи;
-реалистичность описываемых событий;
-строгость
-неприятие определенной философии изложения
- Отрицание символизма, как бегства от реальности
Обращение к произведениям Античности и Средневековья.Ориентация на мистицизм и идеалистическую философию.Предпочтение стихотворных лирических жанров.Собственное мифотворчество.Двоемирие.Идея о реальном и потустороннем мирах.Разработка звукописи как особого поэтического приема.Отражение действительности в символах.Религиозные искания.Поэтика многоплановости содержания
-.Отрицание реализма
Основные принципы футуризма.
- Отказ от традиционной культуры.
- Анархическое бунтарство.
- Абсолютная свобода творчества.
- Отказ от литературных и языковых норм.
- Устремлённость в будущее.
- Неприятие буржуазной морали.
- Эпатаж как средство воздействия на публику.
- -Отрицание любых устоев и т радиций, как цепей, сковывающих новотворчество
МЛАДОСИМВОЛИСТЫ
Н.Гумилев
АКМЕИСТЫ
Гумилевский «Цех поэтов»
О.Мандельштам
С.Городецки й
Авангардизм(впередиидущий)
Сюрреалисты;
Дадаисты;
Футуристы;
Имажинисты
Импрессионисты.
«Лицо вой ны» Сальвадор Дали
К колоритным русским представителям футуризма относят:
Велимира Хлебникова ;
Владимира Маяковского ;
Василия Каменского;
Игоря Северянина ;
Алексея Кручёных;
Бенедикта Лившица;
Елену Гуро;
Вадима Шершеневича.
Немного особняком в русской литературе «Серебряного века» стоит творчество поэтессы Марины Цветаевой и Бориса Пастернака. Цветаева была свободна от каких-либо литературных канонов. Борис Пастернак был гоним за свой роман «Доктор Живаго». Обоих поэтов запрещали печатать в Советском Союзе., их творчество подвергалось резкой критике. Это , а может и вопреки этому, Пастернак становится лауреатом Нобелевской премии .
М.Цветаева
к
Если душа родилась крылатой - что ей хоромы - и что ей хаты! (душа )
Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести — и больше ничего.
Спасибо за внимание!