СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской культуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является сопровождением к семинарскому занятию по истории по теме "Серебряный век русской культуры".

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской культуры»

Серебряный век русской культуры

Серебряный век русской культуры

Серебряный век Конец XIX ― начало XX вв. ― сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» ― эпохой наивысшего расцвета русско литературы и искусства ― XIX столетием.

Серебряный век

  • Конец XIX ― начало XX вв. ― сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» ― эпохой наивысшего расцвета русско литературы и искусства ― XIX столетием.
Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении возникновения и развития Серебряного века, обусловленного социальными катаклизмами начала XX века в России. Цель работы состоит в изучении особенностей Серебряного века в культуре и науке. Достижение цели предполагает решение ряда задач: 1) дать понятие Серебряного века; 2) изучить Серебряный век в литературе, поэзии; 3) определить особенности серебряного века в живописи и музыке; 3) рассмотреть особенности Серебряного века в науке.

Актуальность нашей работы заключается в рассмотрении возникновения и развития Серебряного века, обусловленного социальными катаклизмами начала XX века в России.

  • Цель работы состоит в изучении особенностей Серебряного века в культуре и науке.
  • Достижение цели предполагает решение ряда задач:
  • 1) дать понятие Серебряного века;
  • 2) изучить Серебряный век в литературе, поэзии;
  • 3) определить особенности серебряного века в живописи и музыке;
  • 3) рассмотреть особенности Серебряного века в науке.
Серебряный век в творчестве поэтов

Серебряный век в творчестве поэтов

Ходасевич Владислав Фелицианович  (1886-1939)

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886-1939)

Ходасевич В.Ф. – русский поэт, литературный критик, мемуарист «России – пасынок, а Польше – не знаю сам, кто Польше я…»

Ходасевич В.Ф. – русский поэт, литературный критик, мемуарист

«России – пасынок, а Польше – не знаю сам, кто Польше я…»

Родился в Москве в семье польского дворянина. Его дед перешел из иудаизма в православие. Не окончив Московского университета, Ходасевич дебютировал как поэт в 1907 году книгой стихов «Молодость». В 1914 году выходит второй его сборник «Счастливый домик». С 1906 года начинается систематическая работа Ходасевича как критика.

Родился в Москве в семье польского дворянина. Его дед перешел из иудаизма в православие.

  • Не окончив Московского университета, Ходасевич дебютировал как поэт в 1907 году книгой стихов «Молодость». В 1914 году выходит второй его сборник «Счастливый домик». С 1906 года начинается систематическая работа Ходасевича как критика.
Раннее творчество Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку В.Брюсова. Под ногами скользь и хруст. Ветер дунул, снег пошел. Боже мой. какая грусть! Господи, какая боль! Тяжек Твой подлунный мир. Да и Ты немилосерд. И к чему такая ширь, Если есть на свете смерть? И никто не объяснит, Отчего на склоне лет Хочется еще бродить. Верить, коченеть и петь.

Раннее творчество Ходасевича позволяет говорить о том, что он прошел выучку В.Брюсова.

  • Под ногами скользь и хруст.
  • Ветер дунул, снег пошел.
  • Боже мой. какая грусть!
  • Господи, какая боль!
  • Тяжек Твой подлунный мир.
  • Да и Ты немилосерд.
  • И к чему такая ширь,
  • Если есть на свете смерть?
  • И никто не объяснит,
  • Отчего на склоне лет
  • Хочется еще бродить.
  • Верить, коченеть и петь.
У Ходасевича рано появилось предчувствие потрясений, ожидающих Россию. Октябрьский переворот он встретил с воодушевлением, но отрезвление пришло быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге «Путем зерна» (1920), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок.

У Ходасевича рано появилось предчувствие потрясений, ожидающих Россию.

  • Октябрьский переворот он встретил с воодушевлением, но отрезвление пришло быстро. Мысли и переживания, связанные с войной и революцией, отразились в книге «Путем зерна» (1920), где идея умирания ради нового рождения приобретает отчетливый трагический оттенок.
ПУТЕМ ЗЕРНА Проходит сеятель по ровным бороздам. Отец его и дед по тем же шли путям. Сверкает золотом в его руке зерно, Но в землю черную оно упасть должно. И там, где червь слепой прокладывает ход, Оно в заветный срок умрет и прорастет. Так и душа моя идет путем зерна: Сойдя во мрак, умрет - и оживет она. И ты, моя страна, и ты, ее народ, Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год,- Затем, что мудрость нам единая дана: Всему живущему идти путем зерна. 23 декабря 1917 г.

ПУТЕМ ЗЕРНА

Проходит сеятель по ровным бороздам.

Отец его и дед по тем же шли путям.

Сверкает золотом в его руке зерно,

Но в землю черную оно упасть должно.

И там, где червь слепой прокладывает ход,

Оно в заветный срок умрет и прорастет.

Так и душа моя идет путем зерна:

Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.

И ты, моя страна, и ты, ее народ,

Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год,-

Затем, что мудрость нам единая дана:

Всему живущему идти путем зерна.

23 декабря 1917 г.

В первые послереволюционные годы Ходасевич вел занятия с молодыми писателями, входившими в московский Пролеткульт Заведовал московским отделением издательства «Всемирная литература», организованного М. Горьким.

В первые послереволюционные годы Ходасевич вел занятия с молодыми писателями, входившими в московский Пролеткульт

  • Заведовал московским отделением издательства «Всемирная литература», организованного М. Горьким.
1922 год – уезжает в Ригу по командировке, подписанной Луначарским. Командировка становится началом эмиграции. Ходасевич живет в Берлине, затем в Сорренто. Становится главной фигурой журнала «Беседа», задуманного Горьким как стоящее над политикой издание. «Беседа» вскоре была запрещена, и это событие совпало с окончательным решением Ходасевича покинуть Родину. В 1925 году он уезжает в Париж.

1922 год – уезжает в Ригу по командировке, подписанной Луначарским. Командировка становится началом эмиграции.

  • Ходасевич живет в Берлине, затем в Сорренто. Становится главной фигурой журнала «Беседа», задуманного Горьким как стоящее над политикой издание. «Беседа» вскоре была запрещена, и это событие совпало с окончательным решением Ходасевича покинуть Родину.
  • В 1925 году он уезжает в Париж.
«Литературная деятельность при большевиках невозможна»

«Литературная деятельность при большевиках невозможна»

В. Ходасевич становится редактором литературного отдела газеты А.Ф. Керенского «Дни». Редактирует газету «Возрождение», где публикует материалы о современной литературе эмиграции и метрополии. Как поэт печатается все реже. В 1927 году выходит его итоговая книга «Собрание стихов». В это время Ходасевич уже покинул поэзию.

В. Ходасевич становится редактором литературного отдела газеты А.Ф. Керенского «Дни».

  • Редактирует газету «Возрождение», где публикует материалы о современной литературе эмиграции и метрополии. Как поэт печатается все реже.
  • В 1927 году выходит его итоговая книга «Собрание стихов». В это время Ходасевич уже покинул поэзию.
За несколько недель до смерти Ходасевича вышла его книга воспоминаний «Некрополь» (1939), для которой им были отредактированы и дополнены мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (Брюсов, Блок, Гумилёв, Горький и др.). Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда «жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке», и создал портрет времени, представшего запутанным «в общую сеть любвей и ненавистей, личных и литературных».

За несколько недель до смерти Ходасевича вышла его книга воспоминаний «Некрополь» (1939), для которой им были

  • отредактированы и дополнены мемуарные очерки о ярких личностях Серебряного века (Брюсов, Блок, Гумилёв, Горький и др.). Стараясь не касаться политики, автор показал эпоху, когда «жили в неистовом напряжении, в вечном возбуждении, в обостренности, в лихорадке», и создал портрет времени, представшего запутанным «в общую сеть любвей и ненавистей, личных и литературных».
Умер Владислав Ходасевич 14 июня 1939 года в Париже, после операции. Похоронен в предместье Парижа на кладбище Булонь-Биянкур.

Умер Владислав Ходасевич 14 июня 1939 года в Париже, после операции. Похоронен в предместье Парижа на кладбище Булонь-Биянкур.

Владимир Маяковский  (1893-1930) Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году.

Владимир Маяковский (1893-1930)

  • Владимир Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году.
В 1906 году переезжает с матерью в Москву и учится в гимназии № 5. Революция его не оставила в стороне. Из-за невозможности оплатить обучение из гимназии исключен. Затем вступает в РСДРП.

В 1906 году переезжает с матерью в Москву и учится в гимназии № 5. Революция его не оставила в стороне.

  • Из-за невозможности оплатить обучение из гимназии исключен. Затем вступает в РСДРП.
Начало творческого пути. Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение (1909 г.) «Ночь», опубликовано оно было в 1912 году в первом сборнике В. Маяковского. Сборник был написан от руки и оформлен рисунками Маяковского. В 1913 году поэт создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль. Одновременно учится в Московском училище живописи и увлекается творчеством футуристов.

Начало творческого пути.

  • Во время одного из арестов, в тюрьме было написано первое стихотворение (1909 г.) «Ночь», опубликовано оно было в 1912 году в первом сборнике В. Маяковского. Сборник был написан от руки и оформлен рисунками Маяковского.
  • В 1913 году поэт создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
  • Одновременно учится в Московском училище живописи и увлекается творчеством футуристов.
В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах»

В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах»

Сам автор в предисловии ко второму изданию определил содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».

Сам автор в предисловии ко второму изданию определил содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».

Путешествия и общественная деятельность. 1918-1919 гг. в биографии Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвует в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА». В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ». В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Третьяков, Арватов и др.

Путешествия и общественная деятельность.

  • 1918-1919 гг. в биографии Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции.
  • Он участвует в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА». В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ». В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Третьяков, Арватов и др.
В 1922-1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. Обмерев, с далёкого берега СССР глазами выев, привстав на цыпочки, смотрит Америка, не мигая, в очки роговые. Что это за люди породы редкой копошатся стройкой там, поодаль? Пофантазировали с какой-то пятилеткой… А теперь выполняют в 4 года!

В 1922-1924 годы Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.

  • Обмерев,
  • с далёкого берега
  • СССР
  • глазами выев,
  • привстав на цыпочки,
  • смотрит Америка,
  • не мигая,
  • в очки роговые.
  • Что это за люди
  • породы редкой
  • копошатся стройкой
  • там,
  • поодаль?
  • Пофантазировали
  • с какой-то пятилеткой…
  • А теперь
  • выполняют
  • в 4 года!
В начале 1930-го года поэта ждет череда неудач Его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние его ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

В начале 1930-го года поэта ждет череда неудач

  • Его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние его ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Её называли «королевой Невы», «душой серебряного века» Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагический шедевр об эпохе сталинского террора. Сильный и ясный голос поэтессы тогда прозвучал как новый аккорд русской поэзии.

Её называли «королевой Невы», «душой серебряного века»

  • Ахматова создала чрезвычайно разнообразные произведения – от небольших лирических стихов до сложных циклов, как знаменитый «Реквием» (1935-40), трагический шедевр об эпохе сталинского террора. Сильный и ясный голос поэтессы тогда прозвучал как новый аккорд русской поэзии.
А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь, Забыть, как постылая хлопала дверь И выла старуха, как раненый зверь. И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли.

Стихотворения Ахматовой реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы как лирические драмы. Главная черта её коротких стихотворений – их величайшая сжатость. Короткие стихи Ахматовой редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати).

Стихотворения Ахматовой реалистичны, живо-конкретны; их легко представить себе зрительно

  • У них всегда определенное место действия – Петербург, Царское Село, деревня в тверской губернии. Многие могут быть охарактеризованы как лирические драмы. Главная черта её коротких стихотворений – их величайшая сжатость. Короткие стихи Ахматовой редко бывают длиннее, чем двенадцать строк, и никогда не превышают двадцати).
Настоящую нежность не спутаешь... Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха. Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви, Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои!

Настоящую нежность не спутаешь...

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви,

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

Это стихотворение написано в её первой манере, которая её прославила, которая господствует в сборнике «Четки» и в «Белой стае». Позже легкая и грациозная метрика ранних стихов сменяется суровой и торжественной героической строфой. Её гражданскую позицию нельзя назвать политической. В её голосе слышится авторитет того, кто имеет право судить.

Это стихотворение написано в её первой манере, которая её прославила, которая

  • господствует в сборнике «Четки» и в «Белой стае».
  • Позже легкая и грациозная метрика ранних стихов сменяется суровой и торжественной героической строфой.
  • Её гражданскую позицию нельзя назвать политической. В её голосе слышится авторитет того, кто имеет право судить.
Вот характерные стихи 1919 г. Чем хуже этот век предшествующих? Разве Тем, что в чаду печали и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог.  Еще на западе земное солнце светит И кровли городов в его лучах блестят, А здесь уж белая дома крестами метит И кличет воронов, и вороны летят.

Вот характерные стихи 1919 г.

  • Чем хуже этот век предшествующих? Разве
  • Тем, что в чаду печали и тревог
  • Он к самой черной прикоснулся язве,
  • Но исцелить ее не мог.

  • Еще на западе земное солнце светит
  • И кровли городов в его лучах блестят,
  • А здесь уж белая дома крестами метит
  • И кличет воронов, и вороны летят.
Все написанное Анной Ахматовой можно условно разделить на два периода: Ранний (1912-1925) и более поздний (с 1936 и до смерти). Между ними лежит десятилетие, когда она творила очень мало. Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать лет после кончины.

Все написанное Анной Ахматовой можно условно разделить на два периода:

  • Ранний (1912-1925) и более поздний (с 1936 и до смерти). Между ними лежит десятилетие, когда она творила очень мало.
  • Многие её произведения были опубликованы лишь через двадцать лет после кончины.
Писатели Серебряного века и Севастополь.

Писатели Серебряного века и Севастополь.

Саша Чёрный

Саша Чёрный

13 октября 1880 года родился Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) Поэт, прозаик, переводчик, один из многих, кто покинул Родину, не сумев смириться с идеологией большевиков. Александр Гликберг родился в Одессе в 1880 году в семье провизора, агента химической лаборатории. Еврейскому мальчику в то время было практически невозможно получить образование. Александр вначале получал домашнее образование.

13 октября 1880 года родился Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг)

  • Поэт, прозаик, переводчик, один из многих, кто покинул Родину, не сумев смириться с идеологией большевиков.
  • Александр Гликберг родился в Одессе в 1880 году в семье провизора, агента химической лаборатории. Еврейскому мальчику в то время было практически невозможно получить образование. Александр вначале получал домашнее образование.
В 1895 году вместе со старшим братом отправляется в Петербург, пытаясь продолжить учебу После уезжает в Житомир, где учится в гимназии, но был отчислен Пробует себя в военной сфере, служит в учебной команде Галицкого полка, в 1902 году ушел работать в таможню. Первые стихи были опубликованы в 1904 году в житомирской газете «Волынский вестник» под псевдонимам «Мечтатель».

В 1895 году вместе со старшим братом отправляется в Петербург, пытаясь продолжить учебу

  • После уезжает в Житомир, где учится в гимназии, но был отчислен
  • Пробует себя в военной сфере, служит в учебной команде Галицкого полка, в 1902 году ушел работать в таможню.
  • Первые стихи были опубликованы в 1904 году в житомирской газете «Волынский вестник» под псевдонимам «Мечтатель».
Настоящее рождение поэта – рождение Саши Черного – произошло в Петербурге, куда он переехал в 1905 году. Первое стихотворение, политическая сатира «Чепуха», увидело свет 27 ноября. Оно сразу же принесло известность начинающему поэту. Поэт сотрудничал с журналами «Альманах», «Максим», «Леший». Быстро завоевал любовь читателей. В стихах – искрометный юмор, хлесткая сатира, остроумные замечания. Власти придерживались других взглядов, поэтому сборник Саши Черного «Разные мотивы» был запрещен.

Настоящее рождение поэта – рождение Саши Черного – произошло в Петербурге, куда он переехал в 1905 году.

  • Первое стихотворение, политическая сатира «Чепуха», увидело свет 27 ноября. Оно сразу же принесло известность начинающему поэту. Поэт сотрудничал с журналами «Альманах», «Максим», «Леший». Быстро завоевал любовь читателей. В стихах – искрометный юмор, хлесткая сатира, остроумные замечания. Власти придерживались других взглядов, поэтому сборник Саши Черного «Разные мотивы» был запрещен.
Трепов - мягче сатаны, Дурново - с талантом, Нам свободы не нужны, А рейтузы с кантом. Сослан Нейдгарт в рудники, С ним Курлов туда же, И за старые грехи - Алексеев даже... Монастырь наш подарил Нищему копейку, Крушеван усыновил Старую еврейку... Взял Линевич в плен спьяна Три полка с обозом... Умножается казна Вывозом и ввозом. Витте родиной живет И себя не любит. Вся страна с надеждой ждет, Кто ее погубит...

Трепов - мягче сатаны,

Дурново - с талантом,

Нам свободы не нужны,

А рейтузы с кантом.

Сослан Нейдгарт в рудники,

С ним Курлов туда же,

И за старые грехи -

Алексеев даже...

Монастырь наш подарил

Нищему копейку,

Крушеван усыновил

Старую еврейку...

Взял Линевич в плен спьяна

Три полка с обозом...

Умножается казна

Вывозом и ввозом.

Витте родиной живет

И себя не любит.

Вся страна с надеждой ждет,

Кто ее погубит...

В 1906 году поэт отправился в Гейдельберг, где смог продолжить образование. Вернувшись в Петербург в 1908 г., он стал одним из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Теперь его сатира направлена против обывателей и пошлости быта. С 1908 по 1911 года выходят его сборники «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Но постепенно сатирическая поэзия перестает интересовать поэта, и он уходит из «Сатирикона».

В 1906 году поэт отправился в Гейдельберг, где смог продолжить образование.

  • Вернувшись в Петербург в 1908 г., он стал одним из ведущих авторов журнала «Сатирикон». Теперь его сатира направлена против обывателей и пошлости быта.
  • С 1908 по 1911 года выходят его сборники «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Но постепенно сатирическая поэзия перестает интересовать поэта, и он уходит из «Сатирикона».
Следующий сборник «Сатиры и лирика» состоит, большей частью, из лирических стихотворений. Прежнего Сашу Черного не узнать… На синем фоне зимнего Стекла В пустой гостиной тоненькая шведка Склонилась над работой у стола, Как тихая, наказанная детка.  Суровый холст от алых снегирей И палевых снопов – так странно мягко-нежен, Морозный ветер дует из дверей, Простор за стеклами однообразно-снежен.

Следующий сборник «Сатиры и лирика» состоит, большей частью, из лирических стихотворений. Прежнего Сашу Черного не узнать…

На синем фоне зимнего

Стекла

В пустой гостиной тоненькая шведка

Склонилась над работой у стола,

Как тихая, наказанная детка.

Суровый холст от алых снегирей

И палевых снопов – так странно мягко-нежен,

Морозный ветер дует из дверей,

Простор за стеклами однообразно-снежен.

Накануне Первой мировой Саша Черный сотрудничает с журналами «Современный мир», «Современник», «Русская молва»… Выступает как переводчик и детский писатель.

Накануне Первой мировой Саша Черный сотрудничает с журналами «Современный мир», «Современник», «Русская молва»…

  • Выступает как переводчик и детский писатель.
Вскоре началась война. Саша Черный отправился на фронт, где служил в 5-й армии «рядовым их вольноопределяющихся» Впечатления от военных действий легли в основу стихотворного цикла «Война»

Вскоре началась война. Саша Черный отправился на фронт, где служил в 5-й армии «рядовым их вольноопределяющихся»

  • Впечатления от военных действий легли в основу стихотворного цикла «Война»
С революцией поэт смириться не смог. В марте 1920 года Саша Черный с женой покинул Россию, уехав в Берлин. С 1924 года живет во Франции. Сотрудничает в парижских газетах. Его деятельность связана с популяризацией русской культуры за границей. Эти годы отмечены интенсивной работой над прозой. Одна за другой выходят детские книги писателя «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория» Писатель обращается и к жизни таких же, как он, невольных изгнанников. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1930-1931) В 1929 году Саша Черный приобретает участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер. Там он построил собственный дом, ставший настоящим культурным центром.

С революцией поэт смириться не смог. В марте 1920 года Саша Черный с женой покинул Россию, уехав в Берлин.

  • С 1924 года живет во Франции. Сотрудничает в парижских газетах. Его деятельность связана с популяризацией русской культуры за границей. Эти годы отмечены интенсивной работой над прозой.
  • Одна за другой выходят детские книги писателя «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория»
  • Писатель обращается и к жизни таких же, как он, невольных изгнанников. В подражание Некрасову он пишет поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1930-1931)
  • В 1929 году Саша Черный приобретает участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер. Там он построил собственный дом, ставший настоящим культурным центром.
Жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: 5 июля 1932 года Загорелась одна из ферм по соседству. Рискуя жизнью, Саша Черный помогал тушить пожар. Придя домой, почувствовал себя плохо, лег и больше не поднялся. Его прах покоится на кладбище Ла-Ванду в департаменте Вар.

Жизнь этого замечательного человека оборвалась трагически: 5 июля 1932 года

  • Загорелась одна из ферм по соседству. Рискуя жизнью, Саша Черный помогал тушить пожар. Придя домой, почувствовал себя плохо, лег и больше не поднялся.
  • Его прах покоится на кладбище Ла-Ванду в департаменте Вар.
Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта. Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные, благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма. А.И. Куприн

Изумительно разнообразно творчество этого замечательного поэта. Сатиры его дышат пламенным гневом щедринской музы, великолепным презрением, всей остротой и жгучестью меткой насмешки, которая прилипает к человеку, как клеймо. И сейчас же рядом расцветают у Саши Черного скромные, благоуханные, прекрасные цветы чистого и мягкого лиризма.

А.И. Куприн

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Жизнь Куприна похожа на остросюжетный роман: сиротское детство, головокружительная карьера, участие в Белом движении, бегство из России, возвращение на Родину

Жизнь Куприна похожа на остросюжетный роман: сиротское детство, головокружительная карьера, участие в Белом движении, бегство из России, возвращение на Родину

В 1904-1905 году он периодически один и с семьей приезжает в Крым, где живет в Алупке, Ялте, Мисхоре… В 1904 году Куприн приезжает в Балаклаву и решает поселиться здесь навсегда. Покупает земельный участок, мечтает построить дом и разбить цветущий сад. Вступает в рыболовецкую артель, заводя дружбу с героями своих будущих «Листригонов». Планы его ломает политика, за помощь восставшим на революционном «Очакове» Александра Куприна изгоняют из Балаклавы и Севастополя.

В 1904-1905 году он периодически один и с семьей приезжает в Крым, где живет в Алупке, Ялте, Мисхоре…

  • В 1904 году Куприн приезжает в Балаклаву и решает поселиться здесь навсегда. Покупает земельный участок, мечтает построить дом и разбить цветущий сад. Вступает в рыболовецкую артель, заводя дружбу с героями своих будущих «Листригонов». Планы его ломает политика, за помощь восставшим на революционном «Очакове» Александра Куприна изгоняют из Балаклавы и Севастополя.
В Балаклаву Куприн был влюблен всей душой, она стала для него потерянным раем. Благодаря дружбе с балаклавскими рыбаками Куприн написал серию проникновенных очерков «Листригоны», взяв название у Гомера. Не изменяя имен, автор описывает своих героев: Юру Паратино, Ваню Андруцаки, Фёдора из Олеиза.  С Балаклавой Куприна разлучила его активная жизненная позиция.

В Балаклаву Куприн был влюблен всей душой, она стала для него потерянным раем.

  • Благодаря дружбе с балаклавскими рыбаками Куприн написал серию проникновенных очерков «Листригоны», взяв название у Гомера. Не изменяя имен, автор описывает своих героев: Юру Паратино, Ваню Андруцаки, Фёдора из Олеиза.
  • С Балаклавой Куприна разлучила его активная жизненная позиция.
Куприн активно поддерживает восставших моряков на крейсере «Очаков». 1 декабря 1905 года в газете «Наша жизнь» публикуют «События в Севастополе» А.И. Куприна. После ознакомления с номером, адмирал Чухнин приходит в бешенство и приказывает в течение суток выслать писателя из Севастопольского градоначальства. Описание встречи с приставом, принесшим предписание покинуть пределы «радиуса Балаклава-Севастополь», запечатлено в рассказе «Светлана».

Куприн активно поддерживает восставших моряков на крейсере «Очаков».

  • 1 декабря 1905 года в газете «Наша жизнь» публикуют «События в Севастополе» А.И. Куприна. После ознакомления с номером, адмирал Чухнин приходит в бешенство и приказывает в течение суток выслать писателя из Севастопольского градоначальства.
  • Описание встречи с приставом, принесшим предписание покинуть пределы «радиуса Балаклава-Севастополь», запечатлено в рассказе «Светлана».
Спустя несколько месяцев Куприн предпринимает попытку снова обосноваться в Балаклаве, но его немедленно высылают из городка. Он наскоро обедает в плавучем кафе «Гранд-отеля» и описывает эту трапезу в горько-шутливом стихотворении: «В Балаклаву словно в щёлку, в середине сентября, я приехал зря. Не успел кусок кефали с помидором проглотить, как меня уж увидали и мгновенно – фить!»

Спустя несколько месяцев Куприн предпринимает попытку снова обосноваться в Балаклаве, но его немедленно высылают из городка.

  • Он наскоро обедает в плавучем кафе «Гранд-отеля» и описывает эту трапезу в горько-шутливом стихотворении: «В Балаклаву словно в щёлку, в середине сентября, я приехал зря. Не успел кусок кефали с помидором проглотить, как меня уж увидали и мгновенно – фить!»
Писатель вынужден покинуть Балаклаву, теперь уже навсегда. Свое имение «Кефало-Вриси» Александр Куприн продавать отказывается, надеясь вернуться….

Писатель вынужден покинуть Балаклаву, теперь уже навсегда. Свое имение «Кефало-Вриси» Александр Куприн продавать отказывается, надеясь вернуться….

Аркадий Тимофеевич Аверченко  (1881-1925) Одну из старых книг Аверченко нашли в Екатеринбурге, в комнате расстрелянного царя, а более свежую в кабинете только что умершего Ленина. Аркадий Бухов Место, занимаемое Аверченкой в русской литературе, единственное, им созданное и незаменимое. Это русский Джером… будь Аверченко французом, его именем назвали бы площадь, улицу или хотя бы переулок. У нас нет ни городов, ни улиц. Тэффи

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925)

  • Одну из старых книг Аверченко нашли в Екатеринбурге, в комнате расстрелянного царя, а более свежую в кабинете только что умершего Ленина.
  • Аркадий Бухов
  • Место, занимаемое Аверченкой в русской литературе, единственное, им созданное и незаменимое. Это русский Джером… будь Аверченко французом, его именем назвали бы площадь, улицу или хотя бы переулок. У нас нет ни городов, ни улиц.
  • Тэффи
«Король смеха» Аркадий Аверченко был одним из самых влиятельных и популярных людей литературного мира дореволюционной России.

«Король смеха» Аркадий Аверченко был одним из самых влиятельных и популярных людей литературного мира дореволюционной России.

Редактор журналов «Сатирикон» (1908-19013), «Новый Сатирикон» (1913-1918), создатель собственной комической манеры повествования.

Редактор журналов «Сатирикон» (1908-19013), «Новый Сатирикон» (1913-1918), создатель собственной комической манеры повествования.

На его творчестве формировались писательские таланты Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Ильфа и Петрова. Аверченко стоял у истоков российской кинокомедии, эстрадного театра. Был лично знаком и дружил с Грином, Куприным, Сашей Чёрным, Тэффи, Маяковским… Его поклонниками были кадеты и эсеры, и Николай II, и Ленин. Аверченко цитировали депутаты Государственной думы. Он был богат и знаменит, талантлив, бесшабашен, и его судьба была бы блестяща…

На его творчестве формировались писательские таланты Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Ильфа и Петрова.

  • Аверченко стоял у истоков российской кинокомедии, эстрадного театра. Был лично знаком и дружил с Грином, Куприным, Сашей Чёрным, Тэффи, Маяковским… Его поклонниками были кадеты и эсеры, и Николай II, и Ленин. Аверченко цитировали депутаты Государственной думы. Он был богат и знаменит, талантлив, бесшабашен, и его судьба была бы блестяща…
1917 год навсегда оставил в душе писателя трагический излом… Аверченко покинул Родину. Заняв открытую антисоветскую позицию, до последнего вздоха боролся с большевизмом «оттуда» и на предложение Ленина вернуться в СССР ответил отказом…

1917 год навсегда оставил в душе писателя трагический излом…

  • Аверченко покинул Родину. Заняв открытую антисоветскую позицию, до последнего вздоха боролся с большевизмом «оттуда» и на предложение Ленина вернуться в СССР ответил отказом…
Любимое детище – журнал «Сатирикон»! 10 лет это издание поддерживало репутацию самого яркого и профессионального в области юмора.

Любимое детище – журнал «Сатирикон»! 10 лет это издание поддерживало репутацию самого яркого и профессионального в области юмора.

Произведения писателя переведены на английский, немецкий, французский, голландский, словацкий, сербский языки… Его считали одним из лучших юмористов своей эпохи и ставили его имя в один ряд с Марком Твеном, Джеромом К. Джеромом, Ярославом Гашеком. И одновременно называли и называют одной из самых загадочных фигур в русской литературе ХХ столетия.

Произведения писателя переведены на английский, немецкий, французский, голландский, словацкий, сербский языки…

  • Его считали одним из лучших юмористов своей эпохи и ставили его имя в один ряд с Марком Твеном, Джеромом К. Джеромом, Ярославом Гашеком.
  • И одновременно называли и называют одной из самых загадочных фигур в русской литературе ХХ столетия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!