Тема урока: «Сергей Александрович Есенин. Развитие темы родины как выражение любви к России. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери , др. Обзор поэмы «Анна Снегина». Проблематика поэмы»
План
-
Ознакомление с биографией С. Есенина (переходите по ссылке) https://www.youtube.com/watch?v=6kgHI7Ph17o
-
Развитие темы родины как выражение любви к России
-
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери»(для прочтения переходите по ссылке) http://esenin-poet.ru/goj-ty-rus-moya-rodnaya/
-
Анализ стихотворений «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери
-
Обзор поэмы «Анна Снегина. Проблематика поэмы
-
Домашнее задание( написать в чем смысл поэмы «Анна Снегина», напишите(кратко) о чем поэма «Анна Снегина»)
2.Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина.
В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы , которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.
Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:
Я любил этот дом деревянный.
В бревнах теплилась грозная мощь
Наша печь как-то дико и странно
Забывала в дождливую ночь…
Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.
Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес- это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине.
Сергей Александрович Есенин – истинно русский поэт. Он воспевал свою страну, свою Родину, свою Россию. Без Родины поэт себя не представлял. Все его творчество было посвящено ей. Вот его слова: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот, что мы видим в стихотворениях Сергея Александровича Есенина. И эти стихи так близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения любого из его стихотворений, на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так нам не хватает в наше напряженное и жестокое время.
4.
«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» - стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.
История создания
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.
При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря. Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу. По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.
Сюжет
Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, - Яблочный Спас и Медовый Спас.
Тематика и образы
Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах. Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами. Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.
Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.
Лирический герой
Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное. Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее. Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).
Литературное направление
Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец. Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» - как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.
«Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
Невозможно правильно проанализировать стихотворение «Письмо матери», не зная истории его написания.
После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.
К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но «Письмо матери» при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают впечатление.
В первой строфе — приветствие, не отягощённое тоской, доброе пожелание. Настроение в начале «Письма» умиротворённое, и вторая строфа написана так же. «Пишут мне, что ты… загрустила обо мне» — навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение — матери, высматривающей на дороге сына — подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и образа богемного поэта, становясь простым парнем из деревни, непутёвым, но любящим мать. «Шибко», «шушуне», «саданул» — диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома. Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.
«Не такой уж горький я пропойца» — зная, какая идёт о нём слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от неё. И далее строки, обращённые к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от неё — лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щёголь в цилиндре и с тросточкой?! Этот образ смыт искренностью, и обнажённое страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, — у матери.
Седьмая строфа — кульминационная, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни — «утрата и усталость» слишком сильны. И дальнейшие слова, обращённые к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадёжностью. Её образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и её утешения. «Молиться не учи меня. Не надо!» — такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…
Композиция стихотворения закольцована — пожелание из первой строфы («пусть струится несказанный свет») становится утверждением в предпоследней («ты одна мне несказанный свет»), и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, её образ остаётся неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу «в старомодном ветхом шушуне», высматривая сына. Это повторение ещё раз подтверждает незыблемость опоры — материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь своё любимое дитя.
Размер стихотворения — пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках. Чёткий ритм и перекрёстная рифмовка делают произведение лёгким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.
«Письмо матери» останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.
5.
Анализ поэмы Есенина «Анна Снегина» «Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина, законченная им уже перед смертью — к концу января 1925 года. Она не только является плодом авторских переосмыслений Октябрьской революции и её последствий для народа, но и демонстрацией отношения поэта к революционным событиям. Он не только оценивает, но и переживает их с позиции художника и маленького человека, оказавшегося заложником обстоятельств.
Автобиографическая лироэпическая поэма. В ней заложено своеобразие книги, так как она вместила в себя сразу два рода литературы: эпос и лирика. Исторические события — это эпическое начало; любовь героя — лирическое.
О чем поэма?
Произведение Есенина состоит из 5 глав, каждая из которых раскрывает определенный этап в жизни страны. Композиция в поэме «Анна Снегина» — цикличная: начинается и заканчивается она приездом Сергея в родное село.
-
Первая часть повествует о Первой мировой войне, в которой увязла Россия. Трагизм положения на фронте и горечь в настроении солдат воплощаются в образе рассказчика. Возвращаясь на родину, он видит, как кровавая бойня «доит» простых людей, измученных непосильной ношей – кормить армию. В разговоре с возницей он говорит о том, что дезертировал и приехал погостить на год, чтобы отдохнуть от скитаний.
-
Вторая глава – обширный комментарий к историческим событиям, происходящим в стране. Герои (Сергей, мельничиха и мельник) сетуют на бедствия, постигшие Россию, и резюмируют свои рассуждения мрачными предзнаменованиями. Там же рассказчик вспоминает о Снегиной, своей первой любви, которая теперь стала супругой другого человека – местного дворянина, который ушел на фронт. Они встречаются и целый день говорят о наболевшем.
-
Третья глава посвящена отношениям главных героев. Они вспоминают своюлюбовь, очевидна взаимная симпатия. В это же время происходит революция, крестьяне требуют от помещиков отдать землю в общее владение. Кроме того, драматический накал на фронтах передан в известии о гибели супруга Анны. Тут же она упрекает рассказчика в трусости и дезертирстве. Происходит разрыв.
-
Четвертая глава примиряет героев. В деревне полным ходом идет национализация земель и дворянских владений. Вдова Снегина переезжает к мельнику и говорит по душам с бывшим возлюбленным, повествуя о своих опасениях и чувствах по отношению к нему. Она извиняется за свои несправедливые обвинения в его адрес, объясняя их отчаянием. В финале главы женщина уезжает, а рассказчик едет в Петербург узнать, что творится.
-
Пятая глава. Это конец гражданской войны. Рассказчик ужасается произошедшим событиям, его потрясают нищета и криминал в столице Советской России. Он вновь возвращается в Радово, где его застает весточка от благополучно эмигрировавшей Анны. Герой понимает, что любовь никуда не делать, и с нежностью вспоминает о любимой женщине, но не может покинуть свою родину. Здесь его сердце, здесь его дом.
Темы
-
Тема родины. Подъезжая к селу Радово, герой поэмы «Анна Снегина» абстрагируется от былых негативных мыслей связанных с войной и начинает описывать всё, что с ним происходит, в частности природу. Сергей любит и тонко чувствует ее: «Луна золотою порошею осыпала даль деревень». Для него родимый край – это красота русских просторов, которой он не только восхищается, но и живет. В ней же он ищет спасения от жестоких исторических реалий. Однако ощущение патриотизма у него возникает именно в глуши, далекой от политических интриг. Например, Москва в произведении упоминается лишь один раз во время разговора с мельником, однако поэт никак не характеризует город: «Сим летом грибов и ягод у нас хоть в Москву отбавляй». Он равнодушен к нему, зато трепетно относится к своей малой родине. Хоть он и бежал с фронта, не чувствуя, за что воюет, он не оставил Россию в ее кровной борьбе, не подался за Анной в Лондон. В этом мужественном поступке – остаться с родиной до конца – и проявляется истинный патриотизм героя.
-
Тема войны. Есенин не принимает войну, чувствует неприязнь к ней, как и крестьяне, для него это народное бедствие. Солдат ощущает себя «игрушкой» в чужих руках, это не его война, он не видит в ней смысла.
-
Тема революции. Отношение к ней в поэме «Анна Снегина» весьма негативное. Именно поэтому мирное прошлое идеализируется. Революция и новая власть в произведении представлены, как фатальная демоническая сила, разрушающая судьбы людей. Послереволюционная Россия стала похожа на своеобразный цирк, где «чумазый сброд» очень неуклюже и карикатурно выглядит в глазах лирического героя, играя во дворах на роялях и слушая патефон. В стране творился хаос и беззаконие.
-
Тема любви. Сергей и Анна Снегина, безусловно, любят, но не понимают, что именно: прошлое или настоящее друг в друге? Они вроде и хотели бы начать все заново, но их чувства живы лишь воспоминаниями. Кроме того, их разделяют идеологические баррикады. Рассказчик идет лишать помещицу ее земли, а она получает известие о гибели мужа – на том самом фронте, откуда бежал бывший возлюбленный. Эта ситуация все поставила на свои места: героиня хоть и тешит себя иллюзиями, но все равно уже давно изменилась, и по отношению к ухажеру времен юности ведет себя иначе, чем могла бы любящая женщина. Образы девушки в белой накидке, помещицы, которая упрекает Сергея, и Анны, которая пишет из эмиграции, живут как бы отдельной жизнью. С тремя разными женскими ликами связаны тематические линии поэмы — прошлое, настоящее и будущее время, которые формируют трехмерное пространство — цветущий сад, революционная деревня, чужой Лондон. Так вот, рассказчик навсегда остается в цветущем саду, избегая других граней пространства. Любит он только прошлое, ведь настоящее он без сожаления упустил, а к будущему в Англию не поедет. Зато юношеские годы, проведенные у калитки, он готов проживать снова и снова.
-
Лейтмотив дороги. «И вот я опять в дороге», — говорит рассказчик. Образ пути является одним из самых старейших в мировой литературе, примером тому служат произведения: «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Мёртвые души». Мотив дороги помогает лучше раскрыть внутренний мир рассказчика, ведь именно путь помогает ему размышлять о смысле жизни, заставляет почувствовать красоту окружающего пейзажа.
-
Эпическая тема раскрывается в поэме «Анна Снегина» в ретроспективной манере изложения. Сергей вспоминает о юношеской влюбленности, о времени, когда жизнь была беззаботна. Подобный ретроспективный взгляд сохраняется с первых до последних строк. Для автора и для лирического героя очень важно прошлое. Минувшее рассматривается как нечто абстрактное, но, даже, несмотря на это, оно не теряет своей значимости: имеет принципиальное значение событие, факт, а не конкретная дата. На это указывает часто употребляемое в тексте обстоятельственное неопределенное наречие «когда-то», которое встречается в произведении 4 раза. Обстоятельственное наречие времени «недавно» встречается реже — 1 раз. А неизменяемое наречие «нынче» создаёт антитезу наречию «когда-то». Всё это говорит о том, что время неконкретно, а скорее метафорично. Оно абстрагировано от реальности. Воспоминания для рассказчикаценны. Это прошлое, которое оставило след на его душе: «Я сейчас вспоминаю…». Флешбэки — это способ персонажа объяснить себе реальность. Чтобы показать уникальность минувших дней, автор использует незамысловатое слово «быль», указывая тем самым на подлинность событий: «милые были», «я знала б счастливую быль».
Проблематика
-
Проблема войны. Солдаты не чувствовали, за что воевали, этим обусловлен проигрыш России в Первой мировой войне. Главный герой хоть и является патриотом, но все равно дезертирует, ведь понимает, что это не его борьба, что его просто используют. Кроме того, автор освещает вопрос более глобально, говоря, что любая кровавая распря – трагедия для страны и ее жителей. Особенно драматизм военных потерь ощущается, когда Снегины получили известие о гибели Бориса.
-
Социальное неравенство в поэме Есенина «Анна Снегина» является основной проблемой. Именно оно послужило плодородной почвой для революционных настроений, которые привели к гражданской войне. Оно же разлучило главных героев, озлобило рассказчика, довело от исступления крестьян.
-
Проблемы чувства и долга. Анна Снегина чувствует симпатию к рассказчику, но не может предать мужа, а потом и память о нем. С теми же противоречиями сталкивается поэт, когда выбирает между защитой интересов крестьян и помощью бывшей возлюбленной.
-
Нравственно-философская проблема выбора проявляется в нечеткой позиции рассказчика: он не понимает, какую сторону баррикад занимает, и надо ли ему это. Обе стороны внушают ему сомнение, ведь цель не оправдывает средства, и справедливость не оправдывает насилие. То же самое он испытал на фронте, когда, любя родину, отказался от участия в войне государства.
-
Проблема трусости и предательства. Лабутя хоть и с готовностью выучил революционные лозунги, но все равно в глубине души им не соответствовал. Такие люди были во всех движениях и партиях, именно они оставались в живых, пока их честные и отважные товарищи боролись за идею и погибали за нее.
-
Проблема жестокости. Хоть большевики и хотели водрузить на пьедестал общественной морали справедливость и равенство, они не смогли не замарать руки в жестокости. Например, они выселяют из дома вдову погибшего на войне белогвардейца, им наплевать, что станется с беззащитной женщиной, испытавшей такое горе.
-
Проблема власти. Поэт в книге «Анна Снегина» приходит к выводу, что любая власть – это подавление личности, это насилие, чуждое народу. Она четко разграничивает эти понятия: «Раз — власти, на то они власти, А мы лишь простой народ».