СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта

Просмотр содержимого документа
«Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта»

Сергей Александрович Есенин. Тема России. Парушкина Г.Н. МБОУ «Петровская СОШ №1»

Сергей Александрович

Есенин. Тема России.

Парушкина Г.Н.

МБОУ «Петровская СОШ №1»

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины основное в моем творчестве». С.Есенин
  • «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины основное в моем творчестве».
  • С.Есенин
https://yandex.fr/video/preview/?filmId=13668026345163340487&p=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+9+%D0%BA%D0%BB+%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0+% D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
  • https://yandex.fr/video/preview/?filmId=13668026345163340487&p=1&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+9+%D0%BA%D0%BB+%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0+% D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
«Вот уж вечер…» Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и прозрачно. Написано на основе хорея, звучит почти как речитатив. Рифмуются только 2-ая и 4-ая строки. Эпитеты в стихотворении непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется в этих строках единство образного, художественного мироощущения Есенина.

«Вот уж вечер…»

  • Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и прозрачно. Написано на основе хорея, звучит почти как речитатив. Рифмуются только 2-ая и 4-ая строки. Эпитеты в стихотворении непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется в этих строках единство образного, художественного мироощущения Есенина.
Ваши впечатления от услышанного? Как вы думаете, усложняется ли поэтический мир поэта?
  • Ваши впечатления от услышанного?
  • Как вы думаете, усложняется ли поэтический мир поэта?
«Гой ты ,Русь моя родная…» Словарная работа Риза – 1. Облачение, одежда священника для богослужения; 2. Фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображения лица и рук. Образ – икона. Околица – изгородь вокруг селения или только при выезде из него. Чахнуть – становиться чахлым, вянущим, слабым. Спас – праздники Господни: Первый Спас – 1 августа – Спас медовый, начало Успенского поста; Второй Спас – 6 августа – Преображение Господне, Спас яблочный, освящают плоды и мёд; Третий Спас – 16 августа – нерукотворённого образа,Спас-на-полотне (даты по старому стилю). Корогод – 1. Хоровод; 2. Ряд чего-нибудь, например, ряд свай (обл.) Стёжка – тропинка. Лех – (обл.) гряда, ряд, полоса. Рать святая – христианские святые.
  • «Гой ты ,Русь моя родная…»
  • Словарная работа
  • Риза – 1. Облачение, одежда священника для богослужения; 2. Фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображения лица и рук.
  • Образ – икона.
  • Околица – изгородь вокруг селения или только при выезде из него.
  • Чахнуть – становиться чахлым, вянущим, слабым.
  • Спас – праздники Господни: Первый Спас – 1 августа – Спас медовый, начало Успенского поста; Второй Спас – 6 августа – Преображение Господне, Спас яблочный, освящают плоды и мёд; Третий Спас – 16 августа – нерукотворённого образа,Спас-на-полотне (даты по старому стилю).
  • Корогод – 1. Хоровод; 2. Ряд чего-нибудь, например, ряд свай (обл.)
  • Стёжка – тропинка.
  • Лех – (обл.) гряда, ряд, полоса.
  • Рать святая – христианские святые.
Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено стихотворение. Звуки :  «Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет. Запахи:  «Пахнет запахом и мёдом/ по церквам твой кроткий Спас…» - яблоки,мёд, запах ладана; «по мятой стёжке» - запах  примятой травы. Цвет: «в ризах образа» - ризы серебряные, лики святых тёплого золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На приволь зелёных лех» - зелень травы, луга, поля.
  • Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено стихотворение.
  • Звуки :
  • «Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет.
  • Запахи:
  • «Пахнет запахом и мёдом/ по церквам твой кроткий Спас…» - яблоки,мёд, запах ладана; «по мятой стёжке» - запах  примятой травы.
  • Цвет:
  • «в ризах образа» - ризы серебряные, лики святых тёплого золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На приволь зелёных лех» - зелень травы, луга, поля.
  С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении?  Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…», от стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»?  Какие ассоциации вызывает стихотворение?
  •   С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении?
  • Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…», от стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»?
  • Какие ассоциации вызывает стихотворение?
- Ваше впечатление от услышанного? - Чем оно вызвано? - Почему в какой момент возникло?
  • - Ваше впечатление от услышанного?
  • - Чем оно вызвано?
  • - Почему в какой момент возникло?
Анализ стихотворения по строфам. 1 строфа - Какая картина предстаёт перед нами? - Почему край заброшенный? Почему сено не скошено? - Почему упоминание о монастыре вызывает ощущение опустошённости?  
  • Анализ стихотворения по строфам.
  • 1 строфа
  • - Какая картина предстаёт перед нами?
  • - Почему край заброшенный? Почему сено не скошено?
  • - Почему упоминание о монастыре вызывает ощущение опустошённости?  
2 строфа. - «Избы забоченились»- что это значит? Обратим внимание на строку «А их всех-то пять» - строка словно прогибается, заваливается: в трёхстопном хорее не хватает первого ударения. «…Крыши их запенились/ В заревую гать» - сложная метафора. Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место. - Что такое «Заревая гать» у Есенина? Как это «крыши их запенились»? Крыши изб стали пеной, похожи на пену? Пену чего? Почему на пену? Какое время суток перед нами: утро или вечер?
  • 2 строфа.
  • - «Избы забоченились»- что это значит?
  • Обратим внимание на строку «А их всех-то пять» - строка словно прогибается, заваливается: в трёхстопном хорее не хватает первого ударения.
  • «…Крыши их запенились/ В заревую гать» - сложная метафора.
  • Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место.
  • - Что такое «Заревая гать» у Есенина? Как это «крыши их запенились»? Крыши изб стали пеной, похожи на пену? Пену чего? Почему на пену?
  • Какое время суток перед нами: утро или вечер?
3 строфа. Солома на избе - как риза на иконе. - Зачем Есенин изображает солому на избах? Стропило – опора для устройства кровли – два бруса, соединённые верхними концами под углом, и нижними упирающимися в стену здания. Выструги – обструганные части бревна, бруса Риза избы – солома- так бедна, так редко постелена на крыши, что видны стропила. «…Ветер плесень сизую/ Солнцем окропил» - метафора, олицетворение и эпитет. Солома старая, уже успела заплесневеть от дождей. Ветер на мгновение разогнал плотные облака, солнце брызнуло животворными  лучами, как будто капли святой воды  окропили бедное убранство избы. По всей строфе -  яркая аллитерация.
  • 3 строфа.
  • Солома на избе - как риза на иконе.
  • - Зачем Есенин изображает солому на избах?
  • Стропило – опора для устройства кровли – два бруса, соединённые верхними концами под углом, и нижними упирающимися в стену здания.
  • Выструги – обструганные части бревна, бруса
  • Риза избы – солома- так бедна, так редко постелена на крыши, что видны стропила.
  • «…Ветер плесень сизую/ Солнцем окропил» - метафора, олицетворение и эпитет. Солома старая, уже успела заплесневеть от дождей. Ветер на мгновение разогнал плотные облака, солнце брызнуло животворными  лучами, как будто капли святой воды  окропили бедное убранство избы.
  • По всей строфе -  яркая аллитерация.
4 строфа. Вороны – один из архетиптических образов русской культуры, как образы дороги и ветра. Ворон – вестник несчастья. В первых двух строках – подчёркнутое звучание ударного (о) – ощущение настойчивых сильных ударов. -Каким предстаёт перед нами любимый Есениным образ черёмухи? Какие чувства вызывает?
  • 4 строфа.
  • Вороны – один из архетиптических образов русской культуры, как образы дороги и ветра. Ворон – вестник несчастья. В первых двух строках – подчёркнутое звучание ударного (о) – ощущение настойчивых сильных ударов.
  • -Каким предстаёт перед нами любимый Есениным образ черёмухи? Какие чувства вызывает?
5 строфа. Прутник – этого слова нет в словаре Даля. Есть прутняк – заросли ивняка, вербы (от прут). Возможно, это областное звучание. Ассоциация с вербным воскресением – одним из самых любимых христианами дней во время Великого поста. «Уж не сказ ли в прутнике/Жисть твоя и быль…» в этих строчках слышится  обращение к родному краю. Не является ли жизнь этого края всего лишь шорохом ветра в зарослях ивняка или вербы – быль, похожая на ту, о которой шепчет ковыль? Надо отметить, что образы прутника и ковыля имеют вневременной – с одной стороны, вечный, с другой стороны, подчёркнуто случайный характер.
  • 5 строфа.
  • Прутник – этого слова нет в словаре Даля. Есть прутняк – заросли ивняка, вербы (от прут). Возможно, это областное звучание. Ассоциация с вербным воскресением – одним из самых любимых христианами дней во время Великого поста.
  • «Уж не сказ ли в прутнике/Жисть твоя и быль…» в этих строчках слышится  обращение к родному краю. Не является ли жизнь этого края всего лишь шорохом ветра в зарослях ивняка или вербы – быль, похожая на ту, о которой шепчет ковыль? Надо отметить, что образы прутника и ковыля имеют вневременной – с одной стороны, вечный, с другой стороны, подчёркнуто случайный характер.
Письменный ответ на вопрос   Каким  предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина?
  • Письменный ответ на вопрос
  •   Каким  предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина?
  Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений Есенина наизусть.
  •   Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений Есенина наизусть.
http:// picsfab.com/download/image/107718/5184x3456_derevya-berezyi-listya.jpg  http:// www.playcast.ru/uploads/2015/10/03/15306868.png  http:// in-w.ru/wp-content/uploads/2016/01/YeseninSignature1915.jpg  http:// scontent.cdninstagram.com/t51.2885-15/s750x750/sh0.08/e35/13166974_468549476684672_665826642_n.jpg?ig_cache_key=MTI0MTgxNTIyMzgyMTYyODQwMA%3D%3D.2  http://www.museum-esenin.ru /

http:// picsfab.com/download/image/107718/5184x3456_derevya-berezyi-listya.jpg

http:// www.playcast.ru/uploads/2015/10/03/15306868.png

http:// in-w.ru/wp-content/uploads/2016/01/YeseninSignature1915.jpg

http:// scontent.cdninstagram.com/t51.2885-15/s750x750/sh0.08/e35/13166974_468549476684672_665826642_n.jpg?ig_cache_key=MTI0MTgxNTIyMzgyMTYyODQwMA%3D%3D.2

http://www.museum-esenin.ru /

Шаблон – рабочий 2 Шаблон – рабочий 1 Шаблон - обложка Шрифт - Adventure

Шаблон – рабочий 2

Шаблон – рабочий 1

Шаблон - обложка

Шрифт - Adventure


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!