Просмотр содержимого документа
«Серия уроков по исследовательской деятельности»
Рефлексивный отчет
по серии последовательных уроков химии в 8 «Д» классе.
Учитель химии: Каратаева Г.Т.
В.
Проблема! Меня давно мучил вопрос почему ученики когда им объяснишь материал на этом же уроке они вроде хорошо разбираются в данном вопросе ,а на следующии или через урок 70 % учеников практически ничего не помнят!
Уроки в 8Д классе Исследовательская тема: Г.Т. Каратаева: «Как использование поисково-исследовательской технологии влияет на рост познавательной активности учащихся на уроках химии?»
№
тема
1
цель
Кислоты.
Лабораторный опыт № 7 «Изучение свойств кислот»
2
3
дата
8.3.4.8 -знать и понимать классификацию, свойства кислот и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства
Соли. Лабораторный опыт № 9 «Получение и свойства солей»
Генетическая связь между классами неорганических соединений
13.04
8.3.4.11 -знать и понимать классификацию, свойства солей и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства
22.04
8.3.4.12 -исследовать генетическую связь между основными классами неорганических соединений
29.04
Цель исследования
- Целью моего исследования является выявление и применение эффективных методов и приёмов работы чтобы повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность. Поиск нового составляет основу для развития воли, внимания, памяти, воображения и мышления. Эффективным средством обучения и развития является организация уроков - исследований, цель которых состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное
- Для достижения поставленной цели проанализировала свои уроки и ранее проведенные исследования по данной теме, где представлены результаты использования различных методов , осуществила выбор наиболее эффективных методов для повышения познавательной активности учащихся ; проанализировала результаты исследования и сделала вывод по решению проблемы.
Актуальность проблемы
- Модернизация образования невозможна не только без современного технического оснащения образовательных учреждений, но и, прежде всего, без внутренней перестройки учителя. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания , сколько научить эти знания добывать . Дети приходят в школу учиться , то есть учить себя . Уроки - исследования считаю составной частью в этом процессе.
- Перед учителем всегда стояла проблема поиска эффективных форм и способов учебной деятельности учащихся, которые бы не просто вовлекали бы их в процесс познания , но и способствовали обучению самой этой деятельности. В конечном счете, необходимо так организовать познавательную деятельность школьников, чтобы постоянно повышать позновательную активность. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования. Развитие личности обучающегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности. Человеческая психика не только проявляется, но и формируется в деятельности, и вне деятельности она развиваться не может. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений.
Анализ
- Анализируя результаты своей исследовательской деятельности, я пришла к выводу о необходимости планирования уроков так, чтобы обеспечить познавательную активность и самостоятельность учащихся при изучении химии. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок и чем более они рациональны и целесообразны, тем выше интенсивность учебного труда. На примере 8д класса я провела исследование: Как влияет поисково -исследовательская деятельность на рост познавательной активности , в течении учебного года я следила за процессами вовлечения учащихся в процесс обучения и обратила внимание на то что те уроки когда сами дети вовлечены в процесс добывания знании они значительно лучше усваивают материал, но естественно что это должен быть не хаотичный поиск , а направленный и под чутким руководством учителя, и не просто поиск а поиск исследования , на уроках химии его можно расширить за счет химического эксперимента. для данной цели можно использовать различные методы и приемы работы.
- На трех последовательных уроках я использовала разные методы ,но в каждый из них вкладывала элементы поискового- исследовательского или хотя бы частично – поискового метода , чтобы учащиеся сами приходили к результату , будь то исследование физических или химических своиств вещества или исследования его состава или это номенклатура вещества, и все это опираясь на раннее полученные знания.
- И когда ученик в результате поиска и исследования понимает например – Чем отличаются кислоты и основания , или научаться определять что это вещество кислота , а это основание потому что ????
- Он понял почему! , а не автоматически зазубрил определение и запомнил формулы, а когда ученик понимает у него появлятся интерес и он старается в дальнеишем .
- Поэтому я считаю, что использование поисково-исследовательской технологии в обучении химии поможет достичь роста познавательной активности школьников.
Выводы:
- Главная цель урока - исследования - приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно значимыми, а значит прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт ( знания ), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
-
- Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине. Урок - исследование - это совместный ( учитель и ученик ) процесс движения к истине!!
- Да, не каждый урок можно сделать уроком исследования. К уроку - исследованию необходима большая теоретическая подготовка, которую получают учащиеся на традиционных учебных занятиях по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности. Но когда обучающиеся теоретически подготовлены для приобретения новых знаний - вот здесь и следует применять уроки - исследования. Теперь обучающемуся предстоит проанализировать возможность применения ранее полученных знаний для решения поставленной проблемы. Знания, полученные учеником самостоятельно путём проб и ошибок, перебора различных инструментов, применения всевозможных формул и действий, останутся в его памяти надолго, а ценность мыслительного процесса, который, к сожалению, нельзя описать и измерить - трудно переоценить.
-
8.4А Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь
Раздел:
Кислоты. Лабораторный опыт № 7 «Изучение свойств кислот»
Тема урока:
Цели обучения в соответствии с учебной программой:
8.3.4.8 -знать и понимать классификацию, свойства кислот и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства
Цели урока:
- Знать классификацию кислот
- Знать окраску различных индикаторов в кислой среде
- Понимать какие соединения относятся к кислотам
- Знать, что кислоты различаются по силе
ТЕМА:
- СОЛИ- их состав, классификация, номенклатура и способы получения .
Цели обучения в соответствии с учебной программой:
8.3.4.10 -знать различные методы получения солей и составлять соответствующие уравнения реакций
8.3.4.11 -знать и понимать классификацию, свойства солей и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства
29.04.2021
.
Цели обучения в соответствии с учебной программой
- 8.3.4.12 -исследовать генетическую связь между основными классами неорганических соединений
08.09.22
13