СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серия уроков по теме: "Чередующиеся корни"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия уроков по теме: "Чередующиеся корни"

Просмотр содержимого документа
«Серия уроков по теме: "Чередующиеся корни"»

5-Й КЛАСС



Правописание слов

с чередующимися гласными а – о в корне


УРОК 1


Тема урока: Буквы о/а в корне -лаг- – -лож-


Цели урока:

      • выяснить условие написания изучаемых корней;

      • научить владеть способом выбора о/ а в -лаг- – -лож-;

      • развивать образное и логическое мышление, речь учащихся;

      • совершенствовать навыки правописания;

      • развивать орфографическую зоркость;

      • обогащать словарный запас;

      • воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к изучению русского языка.


Ход урока


Создание проблемной ситуации (Синтаксическая пятиминутка)


1. Запишите предложение и найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложения.


Туристический лагерь располагался в сосновом лесу.


2. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне (располагался).

3. Выполните его морфемный разбор.

4. Замените слово располагался другими глаголами с корнем -лож- (расположился).


Постановка учебной задачи


Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Как вы полагаете, когда в корне слова мы будем писать гласную а, когда – о? Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне?


Анализ языкового материала


От данных глаголов суффиксальным способом образуйте новые слова. К какой части речи они относятся?


а) Излагать – изложение;

б) предлагать – предложение;

в) располагать – расположение;

г) слагать – сложение;

д) прилагать – приложение.


1. Являются ли данные слова однокоренными?

2. Какой гласный звук произносится в корне всех слов в безударном положении?

3. Какая буква пишется?

4. Как вы думаете, можно ли проверить ударением безударные чередующиеся гласные в корне?

5. Проанализируйте слова в левой и правой колонке.

6. Попробуйте найти закономерность: когда в корне -лаг- – -лож- пишется а, а когда – о.


Ученики формулируют правила выбора чередующихся а – о в корнях -лаг- – -лож-.


В корнях -лаг- – -лож- пишется о, если в корне есть буква ж; пишется а, если в корне есть буква г. Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного. Исключение (в безударном положении): полог.


О – а в безударных корнях -лаг- – -лож-:



о (перед ж)


-лож-

положить

предложить

изложить

а (перед г)

-лаг-

полагать

прилагательное

Исключение:

полог


В русском языке нет глаголов с корнем -лаг- (-лож-) без приставок. Исключением является глагол ложиться.


Век тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.

(А.Пушкин)


Все запомнили давно:

Перед ж мы пишем о.

Забывать никак нельзя:

Перед г мы пишем а.

Полагать и положить.

Слово полог – исключенье,

Никакого в том сомненья.






Тренировочные упражнения


Задание. Замените развернутое определение одним словом с чередованием в корне -лаг- – -лож-:


а) название одного из чисел при сложении (слагаемое);

б) часть речи, обозначающая признак предмета (прилагательное);

в) основной объект изучения синтаксиса (предложение);

г) высказать догадку, суждение (предположение);

д) синоним к слову вкладывать (влагать);

е) то, что предложено , предлагается (предложение);

ж) устроиться где-нибудь на отдых (расположиться).


Работа по карточкам


(Детям раздаются карточки, два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях.)


Задание. 1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.


Предл_гать ничью;

ул_житься в секунды;

пол_гаться на коллектив;

возл_жить ответственность;

распол_гать данными;

отл_жить визит;

прил_гать усилия;

пол_жение дел.


«Третье лишнее». Определите среди слов лишнее. Подчеркните его, объясните свой выбор.


Задание 1.

а) сложение;

б) положение;

в) ложный.


Задание 2.

а) Русалочка приподняла пурпурный пол_г шатра и увидела. что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца. (Х.К. Андерсен)


б) Быть может, в Лете не потонет

Строка, сл_гаемая мной…

(А.Пушкин)


в) Всяким яством угощала;

Ул_жила отдыхать

На парчовую кровать.

(А.Пушкин)


При записи предложений ученик затрудняется в выборе глаголов класть и положить. Помогите ему.


1) Я пообещал отцу, что по окончании работы _______ инструменты в ящик.

2) В моей памятке записано: «Будь аккуратен, всегда _______ свои вещи на отведенное для них место».

3) Его слова _______ конец нашему спору.

4) Можно голову _______ за него.

5) Почтальон _______ телеграмму на стол.

6) Я _______ книгу в портфель, чтобы не забыть ее.

7) Раненого _______ на носилки.

8) Я всегда _______ в чашку чая два кусочка сахара.

9) Сосед _______ газету в карман.

10) Он обоих нас на лопатки _______.


Задание 3. Диктант на замену: раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.


1) Сл_жить оружие – …

2) Сидеть сл_жа руки – …

3) Вл_жить в уста – …

4) Ума не прил_жу – …

5) Зал_жить основы – …

6) Пол_жить зубы на полку – …

7) Пол_жить на обе лопатки – …

8) Пол_жа руку на сердце – …


Задание 4. Раскройте смысл пословиц:


Не сиди сл_жа руки – так не будет скуки.

Если сл_жить все ошибки умного, получится гора.

Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил_жу.

Отработав, что пол_гается, съешь, что причитается.



Практический этап. Работа по группам.


Первая группа


Задание 1. Распределите записанные ниже слова в два столбика. В первый столбик выпишите слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о. Объясните выбор гласной.


Предл_гать (ничью), пол_жительный (герой), распол_гающая (улыбка), (изменить) пол_жение, (закончить) изл_жение, (уменьшить) сл_гаемое, (высказать) предпол_жение, (просклонять) прил_гательное, (произвести) сл_жение, ул_житься (в секунды), пол_гаться (на коллектив), отл_жить (визит), распол_гать (данными).


Задание 2. Запишите глаголы с корнем -лаг- – -лож-, используйте приставки: по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а.



Вторая группа


Задание 1. Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Докажите. Посмотрите внимательно, есть ли здесь слова с чередованием -лаг- – -лож-. Выпишите примеры слов с безударной гласной.


1) Я стал изл_гать точ_ку зрения древних про Индию и про г_ризонт. 2) Ах, как Волька был бы счас_лив изл_жить свои познания по этому вопросу! 3) – Неужели ты пол_гаеш_, что отв_чаеш_ по существу твоего б_лета? – спросил учитель. 4) Волька решил отл_жить объяснения на потом. 5) Хоттабычу, который уснул в неудобном пол_жении, приснился ужас_ный сон. 6) Надо пол_гать, сказалось небольшое переутомление. (Л.Лагин)


Третья группа


Задание 1. Запишите словосочетания с данными глаголами, подбирая подходящие по смыслу существительные из правой колонки. Графически обозначьте условия выбора орфограммы. Используя словосочетания, составьте устный рассказ на тему «В походе».



предлагать

разложить

расположиться

прилагать



усилия, старания

у костра, у речки, у опушки

маршрут, услуги

костер, вещи

Итоги урока:


      • Что нового вы узнали на уроке?

      • Когда в корне пишется о, а когда – а? Приведите примеры.


Домашнее задание. «Кто больше?»

Запишите словарный диктант из слов с данной орфограммой.













УРОК 2



Тема урока: Буквы а/о в корне -кос- – -кас-.



Цели урока:

      • Познакомить с правилом правописания корней -кос-– -кас-.

      • Сформировать навык письма корней с чередующимися гласными.

      • Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логического мышления, памяти.



Ход урока



Словарный диктант



Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.



Изл_гать содержание, предл_жить чашку чая, предл_гать решение, простое предл_жение, пол_гаться на друзей, отл_жить газету, распол_житься на отдых, ул_жить куклу, к_снуться горячего металла.



Правописание какой орфограммы мы отрабатывали?

В каких случаях пишется чередующаяся гласная а, а в каких – о?

Какое слово является «лишним»?

Какую гласную выберем для написания данного слова?



Наша цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных о – а в корнях-кос- – -кас-, и научиться распознавать слова с чередующимися гласными о –а в данных корнях.



Анализ языкового материала



Распределите слова в две колонки так, чтобы в первой колонке были слова с буквой о в корне, во второй с буквой -а.



Касаться, коснуться, касание, касается, коснется, прикоснулся



-кос-

-кас-

коснуться

касаться

коснется

касание

прикоснулся

касается



Дети анализируют таблицу и делают вывод: правописание букв а или о зависит от наличия или отсутствия суффикса -а- после корня.



Знакомство с правилом

В корне -кос- – -кас- пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).



О– а в безударных корнях -кос- – -кас-






А перед суффиксом -а-

касаться

прикасаться

касательная

О перед -сн-

прикоснуться

прикосновение





Основные значения корня с чередованием -кос- – -кас-:



1) Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь:

Весло коснулось воды. Крючок касается дна.



2) Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме:

Это тебя не касается. Нет ничего, что не касалось бы честных людей.



3) Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь:

Директор коснулся вопроса о дисциплине.





Задание 1. Выпишите слова с чередованием в два столбика. Вы узнали авторов этих предложений?



  1. Солнце едва к_снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А.Милн. Винни-пух и все-все-все)

  2. Вскоре они тоже удостоились прик_сновения волшебной палочки и были превращены в выездных лакеев, одетых в зеленые ливреи с золотыми позументами. (Ш.Перро. Золушка)

  3. Она прик_снулась к Золушкину платью своей волшебной палочкой, и старое платье превратилось в пышный наряд из серебряной парчи. (Ш.Перро. Золушка)

  4. Хоттабыч к_снулся, по восточному обычаю, лба и груди. (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)

  5. Горизонтом я назову ту грань, где хрустальный купол небес соприк_сается с краем Земли (Л.Лагин. Старик Хоттабыч)

  6. Что к_сается Жени Богорода, закадычного Волькиного приятеля, то он не на шутку встревожился. (Л.Лагин. Старик Хаттабыч)



Задание 2. Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы.



Касание, косой, неприкосновенный, коснуться, касательная, косить, прикосновение, коса, прикасаться.



Проверка. Какие группы вы выделили? Чем они отличаются друг от друга?



Таких групп должно быть три: в 1-м и 2-м столбиках слова с чередованием гласных в корнях -кос- – -кас-, в них необходимо выделить корень и суффикс; в 3-м столбике – с безударной гласной в корне, нужно подобрать проверочное слово и выделить корень.



  1. Касание, касательная, прикасаться;

  2. коснуться, неприкосновенный, прикосновение;

  3. коса (косы), косой (косо), косить (косит).



Задание 3. Графический диктант. Заполните таблицу.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а

о














К(?)саться дна, к(?)снуться плиты, к(?)сание мяча, к(?)сались растений, к(?)снулся ветвями воды, к(?)саюсь темы разговора, только не к(?)сайтесь истории, к(?)сается рукой, к(?)сательная линия, к(?)сательно данного вопроса, прик(?)снуться к ране.



Задание 4. Выпишите слова с корнем -кос- – -кас- со значением:



1-й вариант

Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь

2-й вариант

Затрагивать что-нибудь в разговоре или письме

3-й вариант

Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь



К_саюсь стены рукой, к_снитесь пола пальцами рук, к_сались новой темы, к_саться ногами коврика, тебя не к_сается, нас к_снется, к_снулся трудного вопроса, лучи солнца к_саются верхушек деревьев, соприк_сается с идеей вечности.



Задание 5. Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -кас- – -кос-. Графически обозначьте орфограмму.



Самолет плавно ___________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении ___________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести ___________.

Эта проблема ___________ меня меньше всего.

Мать нежно ___________ моего плеча.



Задание 6. Игра «Третий лишний».



1) а) Легкое прик_сновение,

б) неприк_сновенный запас,

в) к_сательная линия.



2) а) К_саешься,

б) к_снемся,

в) сенок_силка.



3) а) Неподалеку он увидел крестьян, к_сивших на лугу траву. (Ш.Перро)

б) Принцесса быстро схватила веретено, и не успела прик_снуться к нему, как предсказание злой феи исполнилось: она уколола палец и упала замертво. (Ш.Перро)

в) И сейчас же все, кого к_снулась волшебная палочка, заснули. (Ш.Перро)



Задание 7. Игра «Эрудит». Составьте слово.



Приставка – как в слове прилететь.

Корень – как в слове касается.

Суффикс – как в слове играть.

Суффикс глагола прошедшего времени.

Окончание – как в слове девочка.

Постфикс – как в слове вернулись.



Ответ: прикасалась.



Задание 8. Развитие речи. Творческая работа.



Первая группа

С данными словосочетаниями составьте текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.



Слегка к_снутьтся воды, легкое прик_сновение, не должны соприк_саться, случайно прик_снулся.



Вторая группа



Сочинение-миниатюра на тему «Мы за здоровый образ жизни».

Составьте 4–5 предложений, используя слова и выражения:

к_снулся вопроса, к_сается темы, к_сается всех, тебя не к_сается.



Итоги урока:

      • Над правописанием какой орфограммы работали?

      • Чему научились?

      • Оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке сами.



Заполните карточку значками

Д – да; Н – нет; 9 – затрудняюсь ответить.



На уроке мне было интересно


Я считаю, что материал урока мною понят и усвоен






Домашнее задание

Сочините сказку про важный суффикс -а- в корнях -кас- – -кос-.









Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне



УРОК 3



Тема урока: Буквы а – о в корне -зар- – -зор-.



Цели урока:

      • знать лексическое значение корней -зар- – -зор-;

      • уметь определять условия выбора а – о в данных корнях.



Задачи:

      • формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными а – о в корне -зар- – -зор-;

      • развивать орфографическую зоркость;

      • обогащать словарный запас.



Ход урока



Вступительное слово учителя. Работа с текстом



Внимательно послушайте текст К.Паустовского. Постарайтесь представить себе то, о чем в нем рассказано. Определите тему текста.



Слова с корнем -зар- (-зор-) встречаются редко, они относятся к числу тех слов, которые называют явления природы. К.Паустовский считает слова с этими корнями поэтическими. «Само звучание слова зарница как бы передает блеск далекой молнии… Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверье, что зарницы “зарят хлеб” – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово заря – одно из прекраснейших слов русского языка…

Северные белые ночи, летние ночи Ленинграда – это непрерывная вечерняя заря или, пожалуй, соединение двух зорь – вечерней и утренней.

Никто не сказал об этом с такой поразительной точностью, как Пушкин:

… И не пуская мглу ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Эти строки – не только вершина поэзии. В них не только точность, душевная ясность и тишина. В них еще все волшебство русской речи»

Постановка учебной задачи. Анализ языкового материала



Цель нашего урока – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных а – о в корне -зар- – -зор-, и научиться распознавать слова с чередующимися гласными а – о в указанном корне.



Заполните таблицу, выписывая из текста выделенные слова с корнем -зар- – -зор-.



-зар-

-зор-

зарница

зорь (зори)

зарят


заря




Дети анализируют таблицу и делают вывод.



Условия выбора а – о в корне -зар- – -зор-:



в корне с чередованием -зар- – -зор- – в безударном положении пишется буква а аря);

в корне с чередованием -зар- – -зор- – под ударением пишется буква о орька) и а (зарево).



Задание (работа в парах)

Вставьте пропущенные буквы, укажите, в какой морфеме находится орфограмма. Выпишите слова, которые проверяются по специальному правилу для корня -зар- – -зор-.



З_работай и купи, оз_рить поляну, уз_р на стекле, багровое з_рево, оз_рной мальчуган, орфографическая з_ркость, проз_рливые слова, з_ручиться поддержкой, рыбачить на з_рьке, оз_ренный солнцем, оз_рство малышей, нужно поз_рез, птичка з_рянка.



Объяснительный диктант

      1. З_рево оз_ряло снежный лес. (А.Толстой)

      2. В непроглядных тучах открывались невиданные з_рницы, оз_ряя серую равнину. (А.Толстой)

      3. На минуту оз_ренный молнией, перед нами – ствол березы. (М.Горький)

      4. Блистая, пробегают облака по голубому небу, холм крутой осенним солнцем оз_рен. (М.Лермонтов)

      5. Красавица з_рька в небе загорелась, из большого леса солнышко выходит. (А.Кольцов)



Игра «Листогонки». На доске написаны слова:



з_ря, оз_рять, з_рька, з_рница, з_рей, з_ренька, на з_ре, з_ревой час, з_рюшка, з_рею.



(На каждый ряд раздается чистый листок. Ученик, сидящий на последней парте, должен записать грамотно слово и передать листок следующему ученику. Побеждают самые быстрые и грамотные.)



Игра «Корректор» (взаимопроверка)

Работаем в карточках. Исправьте ошибки. Первое предложение выпишите в тетрадь, сделайте его синтаксический разбор.



Догорала румяная зоря и на землю легли вечерние тени4. Вдруг все озорилось мягким сиянием. Верхушки деревьев загорелись нежным светом. Красой солнца озарена гладь озера.



Во втором предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Сиянием.)

Обменяйтесь работами, проверьте написанное по образцу. Объясните орфограммы.



Свободный диктант

Озаглавьте текст. Определите стиль речи. Графически обозначьте условия выбора орфограмм с чередующимися гласными а – о в корне.



Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» – одно из прекраснейших слов русского языка.

Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.

В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода.

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света.

Бревна загораются, как янтарь. Восходит солнце.

(По К.Паустовскому)



Итоги урока:

Изобразите настроение.



Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас – три жетона: один – с улыбающимся личиком, второй – с безразличным выражением лица, третий – с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.



Домашнее задание



Сочинение-миниатюра.

Используя данные слова и словосочетания, напишите сочинение-миниатюру на тему «Утренняя заря».



Зорька золотая, озаренный пламенем, яркие зарницы, утренняя заря, разливалась зоренька, залилась песенкой зарянка, заря разгорается, свет зари.







Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне



УРОК 4



Тема урока: Буквы а – о в корне -гар- – -гор-.



Цели урока:

      • отработать умение различать написание корней -гар- – -гор-;

      • выработать умение разграничивать омонимичные корни;

      • способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.



Ход урока



Постановка учебной задачи. Анализ языкового материала



Игра «Угадай-ка»

Газ, образующийся при сгорании. (Угарный)

Дорожка на стадионе (материал). (Гаревая)

Образуется у человека от пребывания на солнце. (Загар)

Почти сгоревшая свеча. (Огарок)

«Сбежавшее» из кастрюли молоко. (Подгоревшее)



От чего зависит написание гласной в корнях -гар- – -гор-?



Учебная цель – узнать, в каких случаях происходит чередование гласных а – о в корне -гар- – -гор-, и научиться распознавать слова с данной орфограммой.



Дети анализируют языковой материал и делают вывод:



в корне с чередованием -гар- – -гор- в безударном положении пишется буква о (подгореть);

в корне с чередованием -гар- – -гор- – под ударением пишется буква а (загар).



Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).



Задания для закрепления изученного материала



Найдите слова с корнем -гар- – -гор-. Придумайте с ними свои предложения.



На свечке навис большой наг_р.

Свечка наг_рела.

Дальше шла непроходимая г_рь, кое-где она еще дымилась.

Со склона горы был виден нескончаемый г_релый лес.

Мне навстречу шел г_рец.



Все ли слова: нагар, горец, нагорела, гарь, горелый мы можем назвать однокоренными? Почему?



Как называются корни в словах: горец и нагорела?



Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, горец?



Какое основное значение имеет корень -гор- с чередующейся гласной?

(Поддаваться огню, уничтожаться огнем.)



Лексическая работа



Распределите слова по группам в соответствии со значением корня.



Гореть, пригорок, горный, горелый, пригореть, выгореть, гористый, горец.



гореть

горелый

пригореть

выгореть (поддаваться

действию огня)

пригорок (возвышенность,

поднимающая над окружающей местностью)

горный

гористый

горец (обитатель гор)



Взаимодиктант

Продиктуйте своему соседу по парте 7–8 слов с орфограммой «Буквы а – о в корне -гар- – -гор». Проверьте правильность выполненной работы.

Продолжите пословицы и объясните их значение.



Правда в огне не г_рит и в воде ... (не тонет).

Слово – солома, заг_рится – ... (не потушишь).

От копеечной свечи Москва ... (сг_рела).



Игра «Четвертое лишнее»

Возг_рание, возг_раться, г_рчить, обг_реть;

г_рючее, г_родок, заг_р, изг_рь;

уг_р, разг_р, г_рчица, ог_рок;

выг_реть, г_рит, г_рестный, разг_рается.



Распределительный диктант

В первую колонку запишите слова с гласной о, во вторую – с гласной а. Условия выбора орфограммы обозначьте.



  1. Набрал много цветных стекол и осколков посуды, вмазал их глиной в щели между кирпичами, – когда в яму смотрело солнце, все это радужно разг_ралось, как в церкви. (М.Горький)

  2. Дед отрубил конец обг_ревшего бревна, воткнул в землю палки, я развесил на них клетки с птицами, сплел из сухого бурьяна навес от солнца и росы, – у меня стало совсем хорошо. (М.Горький)

  3. Маше вздумалось играть в г_релки. (И.Тургенев)

  4. Борис на ходу черпал рукою снег, ел его, тоже г_рью и порохом засоренный, живот не остужало, наоборот, больше жгло. (В.Астафьев)

  5. Солома прог_рела. (В.Астафьев)

  6. Г_рели в нем сосновые добрые поленья, раздобытые где-то солдатами. (В.Астафьев)

  7. Это заря заг_ралась. (И.Тургенев)

  8. На заг_релом и добром лице его светилась веселая улыбка. (И.Соколов-Микитов)

  9. Они лежали, свернувшись у дог_равшего костра, а над ними низко-низко, словно разглядывая маленьких человечков, насунулся темный лес. (И.Соколов-Микитов)

  10. Сг_рел только архив, в котором временно откармливалась к праздникам свинья. (М.Салтыков-Щедрин)

  11. Помните, какой спектакль сочинили мы с вашей Анной Павловной в пользу пог_рельцев? (А.Чехов)

  12. Смех то вспыхивал г_рящим сухостоем, то гаснул. (М.Шолохов)

  13. Пары, сг_рая, расширяются и толкают поршень, а поршень вертит колеса. (Н.Носов)

  14. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сг_равших в ламповом стекле мошек. (К.Паустовский)

Диктант-путаница: даны слова, в каждом из которых присутствует -гор-. Запишите их, объясните написание, найдите среди них слова с орфограммой «Буквы а – о в корне -гар- – -гор-».



Горбатый, город, горнолыжник, угореть, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, горнило, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горлинка, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый, гордыня.





Домашнее задание

Найдите и выпишите из художественного произведения 4–5 предложений со словами, содержащими орфограмму «Буквы а о в корне -гар- – -гор-». Графически обозначьте условия выбора орфограммы.











Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне



УРОК 5



Тема урока: Буквы а – о в корне -раст- (-ращ-) – -рос-.



Цели урока:

      • познакомить учащихся с правописанием а – о в корне -раст- (-ращ-) – -рос-;

      • совершенствовать умение правильно писать слова с этими корнями;

      • сформировать орфографическую зоркость;

      • развивать следующие операции логического мышления: сопоставление.



Ход урока



Формулирование темы и цели урока

Подберите к каждому из слов левой колонки объяснение его значения из правой колонки. Спишите, вставляя нужную букву. Графически обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.



Выр_щивать

Частый кустарник, которым заросло какое-либо место

зар_сли

несколько вырасти, стать старше

подр_сти

дать вырасти, ухаживая, воспитывая



Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Мы отметили слова выращивать, заросли, подрасти. В корне этих слов пропущены гласные а и о. Значит, тема сегодняшнего урока – «Гласные а – о в корне -раст- (-ращ-) – -рос-».)



Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте запись на доске.

1) Познакомиться…;

2) учиться находить и правильно писать…



Знакомство с новым материалом

Прочитайте слова и определите, являются ли они однокоренными. Как произносится безударный гласный в корне -раст- (-ращ-), -рос-? Какая буква пишется? Проанализируйте слова, найдите закономерность в написании букв а – о в корне.



Выращивать, заросли, подрасти.



Обратимся к справочнику.



В корне -раст- (-ращ-) – -рос- безударный гласный перед ст и щ обозначается буквой а, а перед с – буквой о.

Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.

Опознавательные признаки орфограммы – безударное положение гласного и конечные согласные корня.



Тренировочные задания



Задание 1. Прочитайте, выпишите сходные по звучанию слова, выполните морфемный разбор. Есть ли среди них слова с изучаемой орфограммой?



– Зачем возрастаю?

Снегурка спросила меня.

– Я знаю, что скоро растаю,

Лишь только увижу веселую стаю,

Растаю, по камням звеня…

(Ф.Сологуб)



Это интересно

По мнению писателя и ученого Л.Успенского, слова расти, растение, возраст очень лукавы.

Почему эти слова пишутся через ра, если их родные братья – рост и подросток – придерживаются буквы о?

Полезно будет узнать, что все они произошли от древнейшего праславянского *орсти. От него в русском языке образовалось слово рости. Но позднее, когда центр русской языковой культуры оказался в Москве, московское «акающее» произношение стало общепринятым. И все слова, произведенные от рост, в которых ударение падало не на слог ро, стали произноситься, а потом и писаться «на московский манер». Те же родственные им слова, в которых ударение приходится на корень, не имели никаких причин измениться.



Выборочно-распределительный диктант

      • Огибая зар_сшие камышом берега, мы еще долго плыли серединою наполненного птицею широкого зеркального залива.

      • Когда подр_сли и вылетели оперившиеся птенцы, мы осторожно сняли гнездышко, положили в пустую коробку и осенью привезли в город.

      • Р_стет земляника на лесных вырубках и полянах, у старых пней и по оврагам.

      • Под руками колхозников выр_стают на лугах высокие башни-стога.

      • А дождь сквозь солнце – к грибам, пойдут р_сти грибы.

      • Весело живут в лесу подр_стающие волчата.

      • Высоким камышом и сухой, прошлогодней осокой зар_сло большое непроходимое болото.

      • Длинными седыми бородами лишайников обр_сли сучья и стволы деревьев.

      • Давно вр_сли в землю, покрылись мохом ее стены.

(И.Соколов-Микитов)



Задание 2. Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание. Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов.

(Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки, учитывая, какая гласная пишется в корне.)

1) Выр_стить, …

2) Ср_щение, выр_щенный, …

3) Выр_с, водор_сли, …

4) Р_стов, Р_стислав, …



Справка. Зарастающий, подросли, прорастать, наращенный, росточек, сращение выросший, нарастать, на вырост, отращу, заросли, ростовщик.



Задание 3. Усвоить правило – значит уметь его употреблять в практических упражнениях. В предложениях приведены слова, которые употребляются редко. Однако, зная правило, вы сможете написать и эти слова.



  1. Р_стун – так называют лен лучшего качества.

  2. Р_щеный зверь – выкормленный самим хозяином.

  3. Р_стучий – быстро вырастающий.

  4. Р_стковый – относящийся к ростку.

  5. Р_сляк – вид растения: ягель, мох.

  6. Р_стило – корыто с землею, в нем испытывают годность хлебных семян.



Работа с текстом

а) Зар_сли расступились, и дети вышли к крохотному водоемчику.

б) Вверх из корней р_сли зеленые стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

в) Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р_стений.

(Г.Скребицкий)



Это текст? Назовите признаки текста.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?



Зар_сли расступились, и дети вышли к крохотному водоемчику. Возле самого края сцепилась корнями и плавала целая куча болотных р_стений. Вверх из корней р_сли зеленые стебли, а в воду спускались, как белые ниточки, тоненькие корешки.

(Г.Скребицкий)



Придумайте заглавие.

Определите стиль текста, тип речи.

Выпишите слова с пропусками.



Развитие речи. Сочинение-миниатюра на тему «Заросший пруд»

Продолжите текст Г.Скребицкого, используя слова и выражения: мелкие р_стения, зар_сшие камышом, густые зар_сли кустов, богатая р_стительность и др.



Итоги урока:

      • Что нового вы узнали на уроке?

      • С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?









33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!